Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов отдельно по каждой из следующей марок: А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги) Воронежской области

1.  Общие положения
В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» от 19.12.2012 № 773/12, а также Методическими указаниями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов (далее - Методические указания), утвержденными 29.04.2013 г. Комиссией Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) проведен анализ состояния конкуренции на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов следующей марок: А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги) Воронежской области за 2012 г.
Оценка состояния конкурентной среды на рассматриваемом рынке оказания услуг осуществлялась на основе информации, полученной от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по розничной реализации автомобильных бензинов, а также хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по мелкооптовой реализации автомобильных бензинов.
Анализ состояния конкуренции на рынках оказания услуг на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов следующей марок: А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги) Воронежской области 2012 проводился в соответствии со следующими нормативными актами:
1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», утв. Приказом ФАС РФ от 28 апреля 2010 № 220;
3. Постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД»;
4. «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1), утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст. (введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2011 без отмены ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1)).
5. Методические указания по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов (далее Методические указания), утв. 29.04.2013 г. Комиссией Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков.
2. Определение временного интервала исследования товарного рынков
Временной интервал исследования рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей рынка и доступности информации.
Целью исследования мелкооптовых рынков автомобильных бензинов является оценка состояния конкурентной среды на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов следующих марок: А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги) в Воронежской области в 2012 году.
Поскольку изучаются характеристики товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то, в соответствии с п. 2.2 Порядка, проводится ретроспективный анализ рынка.
Временным интервалом исследования рынка услуг по мелкооптовой реализации автомобильных бензинов отдельно по каждой из следующей марок: А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги) в Воронежской области является 2012 год.
3. Определение продуктовых границ товарных рынков
Продуктовые границы рынков определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 3.4 приказа Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее - Порядок), предварительное определение товара может быть проведено на основании:
- условий договоров, заключенного в отношении товара;
- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;
- разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
- иного способа, позволяющего однозначно определить товар, и т.п.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, мелкооптовая торговля автомобильными бензинами классифицирована в подгруппе 51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».
Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...»).
В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).
Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум- 95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.
Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.
На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее - ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:
- низкооктановые бензины - А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);
- высокооктановые бензины - Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5 - 88 по моторному методу, 91 - 98 по исследовательскому методу).
С целью определения продуктовых границ товарного рынка можно предположить, что для мелкооптовых покупателей автомобильных бензинов, владельцев автозаправочных станций (далее - АЗС), марка автомобильного бензина не играет существенной роли при его реализации, поскольку на любую марку имеется спрос в условиях случайного потока автомобилей. Однако для крупных промышленных предприятий, приобретающих автомобильные бензины преимущественно для целей профессионального использования и располагающих мощностями по заправке и (или) хранению автомобильных бензинов для собственных нужд, вопрос о взаимозаменяемости автомобильных бензинов по маркам может стоять более остро, так как они зачастую имеют определенный, а не случайно-сформировавшийся парк автомобилей, для эксплуатации которого нужны определенные марки автомобильных бензинов.
На основании вышеизложенного, Управлением для уточнения продуктовых границ товарных рынков автомобильных бензинов был проведен опрос мелкооптовых покупателей автомобильных бензинов (тест «гипотетического монополиста»), с целью определения готовности заменить одну марку автомобильного бензина на другую, если цена одного из товаров долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10%, а цены на остальные товары останутся неизменными. Результаты данного пороса показали, что мелкооптовые покупатели не готовы заменять одну марку автомобильного бензина на другую.
Учитывая указанные обстоятельства, Управлением в качестве товара и, соответственно, продуктовых границ исследуемых товарных рынков определены именно услуги по мелкооптовой реализации автомобильных бензинов отдельно по каждой из следующей марок: А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98(и его аналоги).
4. Определение географических границ товарных рынков

Географические границы товарных рынков определяют территорию, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую и технологическую или иную возможность приобрести товар.
Согласно пункту 4 Методических рекомендаций, предварительное определение географических границ товарного рынка - границы субъекта Российской Федерации.
Учитывая местонахождение нефтебаз (хранилищ нефтепродуктов), а также то обстоятельство, что Управление осуществляет свою деятельность на территории Воронежской области в качестве предварительных географических границ рынка услуг по мелкооптовой реализации автомобильных бензинов следующей марок: А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги) принимаются административные границы Воронежской области.
При анализе информации, полученной у хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю топливом, Управлением установлено, что мелкооптовые покупатели автомобильных бензинов следующих марок: А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги) в Воронежской области находятся не только на территории Воронежской области, но и на территории других субъектов Российской Федерации – Курская область, республика Башкортостан, Белгородская область, г. Москва, Волгоградская область.
Одновременно с этим, необходимо отметить, что и покупатели (в том числе посредники) Воронежской области (АЗС, крупные потребители) приобретают автомобильные бензины на территории других регионов Российской Федерации (Саратовская область, Липецкая область, Курская область и др.).
Соответственно мелкооптовые продавцы автомобильных бензинов следующих марок: А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги), действующие на территории Воронежской области, конкурируют не только с аналогичными продавцами внутри региона, но и с мелкооптовыми продавцами других субъектов Российской Федерации.
Таким образом, рынок услуг по мелкооптовой реализации автомобильных бензинов выходит за пределы административных границ Воронежской области и имеет характер межрегионального рынка.
5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках
Поставщиками на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов следующих марок А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги) являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по поставке автомобильных бензинов в мелкооптовом сегменте товарного рынка, в том числе хозяйствующие субъекты, закупающие товар преимущественно для целей последующей перепродажи.
Согласно полученной в ходе проведения анализа информации на территорию Воронежской области мелкооптовую поставку автомобильных бензинов следующих марок: А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги) осуществляли следующие хозяйствующие субъекты.

ОАО «Воронежнефтепродукт»г. Воронеж, Московский проспект, 19 «Б»
ООО «Лукойл-Перменефтеоргсинтез»614055, Пермь, ул. Промышленная, д. 84
ООО «М-Траст»394084, г. Воронеж, ул. Чебышева, д. 36, оф. 83
ООО «Фирма Леонтий»344016, г. Ростов-на-Дону, пер. Нефтяной, д. 73
ООО «РЭП-ресурс»г. Москва, Азовская, д. 35, корп. 3
ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка»г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 55
ООО «ФЛЭШ ЭНЕРДЖИ»г. Ростов-на-Дону, пер. Долмановский, д. 70 д
ООО «РосВестОйл»г. Уфа, ул. Марата, д. 53 А
ООО «Профиль Плюс»ул. Машиностроителей, д. 82, офис 26
ЗАО «ФортеИнвест»г. Москва, ул. Новослободская, д. 41
ООО «Гарантия Качества-Ойл»г. Воронеж, ул. Ленинградская, д. 2, оф. 510
ООО «Магнатэк-Воронеж»г. Воронеж, Московский проспект, 7 Е
ООО «Юкон»Воронежская область, г. Семилуки, ул. Транспортная, д 18/2
ООО «Лукойл-Нижневолжнефтепродукт»г. Волгоград, ул. Лесогорская, д. 85
ООО «НефтеСнаб»г. Воронеж, ул. Чернышевского, д. 1
ООО «Гараж»г. Воронеж, Проспект Патриотов, д. 31 А
ООО «Русская Торгово-промышленная Компания»Воронежская область, Кантемировский район, гп Кантемировка, ул. Полевая, д. 50
ООО «ИФК Нефть-Сервис»г. Воронеж, ул. Ползунова, д. 15
ООО «ВМК-Агро»г. Воронеж, ул. Ломоносова, д. 114/17, офис 193
ООО «Лукойл-Резервнефтперодукт»г. Москва, ул. Бурденко, д. 24
ЗАО «Тамбовнефтепродукт»г. Тамбов, ул. Пионерская, д. 9А
ЗАО «Брянскнефтепродукт»г. Брянск, ул. Софьи Перовской, д. 48
ООО «Вектор В»г. Воронеж, ул. Орджоникидзе, д. 25, оф. 717
ОАО «Солид-товарные рынки»г. Москва, Хорошевское шоссе, 32 А
ООО «Движение»г. Воронеж, ул. Солнечная, 11а, оф. 2

Покупателями на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов  следующих марок А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги) являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию автомобильных бензинов, крупные промышленные предприятия, приобретающие автомобильные бензины преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующие субъекты, приобретающие товар мелкооптовыми партиями преимущественно для целей последующей перепродажи.
8. Барьеры входа на товарные рынки
Барьеры входа на товарный рынок – обстоятельства и действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.
К барьерам входа на мелкооптовые рынки автомобильных бензинов следующих марок; А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги) Воронежской области следует отнести, в том числе:
1) экономические ограничения;
2) необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
3) издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
4) наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);
5) административные ограничения;
6) условия лицензирования;
7) трудности в получении земельных участков;
8) экологические ограничения;
9) стандарты и предъявляемые к качеству;
10) наличие на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов ВИНК также приводит к созданию барьеров входа на исследуемый товарный рынок.
9. Оценка состояния конкурентной среды
Рынок услуг по мелкооптовой реализации автомобильных бензинов выходит за пределы административных границ Воронежской области и имеет характер межрегионального рынка.
Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру исследуемого товарного рынка, позволило определить, что мелкооптовые рынки автомобильных бензинов отдельно по каждой из следующей марок: А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги) Воронежской области имеют умеренный уровень концентрации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В ходе настоящего исследования установлено, что на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов отдельно по каждой из следующей марок: А-76 (и его аналоги), АИ-92 (и его аналоги), АИ-95 (и его аналоги), АИ-98 (и его аналоги) Воронежской области хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение отсутствуют.