Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на мелкооптовом рынке дизельного топлива Воронежской области

1. Общие положения
В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» от 19.12.2012 № 773/12, а также Методическими указаниями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на мелкооптовом рынке дизельного топлива (далее - Методические указания), утвержденными 29.04.2013 г. Комиссией Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) проведен анализ состояния конкуренции на мелкооптовом рынке дизельного топлива Воронежской области за 2012 г.
Оценка состояния конкурентной среды на рассматриваемом рынке оказания услуг осуществлялась на основе информации, полученной от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по розничной реализации дизельного топлива, а также хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по мелкооптовой реализации дизельного топлива.
Анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг на мелкооптовом рынке дизельного топлива Воронежской области за 2012 год проводился в соответствии со следующими нормативными актами:
1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2.  Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», утв. Приказом ФАС РФ от 28 апреля 2010 № 220;
3. Постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД».
4. «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1), утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст. (введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2011 без отмены ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1)).
5. Методические указания по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на мелкооптовом рынке дизельного топлива (далее Методические указания), утв. 29.04.2013 г. Комиссией Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков.
2. Определение временного интервала исследования товарного рынков
Временной интервал исследования  рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей рынка и доступности информации.
Целью исследования мелкооптового рынка дизельного топлива является оценка состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке дизельного топлива в Воронежской области в 2012 году.
Поскольку изучаются характеристики товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то, в соответствии с п. 2.2 Порядка, проводится ретроспективный анализ рынка.
Временным интервалом исследования рынка услуг по мелкооптовой реализации дизельного топлива в Воронежской области является 2012 год.
3. Определение продуктовых границ товарного рынка
Продуктовые границы рынков определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 3.4 приказа Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее - Порядок), предварительное определение товара может быть проведено на основании:
- условий договоров, заключенного в отношении товара;
- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;
- разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
- иного способа, позволяющего однозначно определить товар, и т.п.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, мелкооптовая торговля дизельным топливом классифицирована в подгруппе 51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».
Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»).
В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: JI (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше; 3 (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.
Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).
Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.
Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.
Учитывая указанные обстоятельства, Управлением в качестве товара и, соответственно, продуктовых границ исследуемых товарных рынков определены именно услуги по мелкооптовой реализации дизельного топлива.
4. Определение географических границ товарного рынка
Географические границы товарных рынков определяют территорию, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую и технологическую или иную возможность приобрести товар.
Согласно пункту 4 Методических рекомендаций, предварительное определение географических границ товарного рынка - границы субъекта Российской Федерации.
Учитывая местонахождение нефтебаз (хранилищ нефтепродуктов), а также то обстоятельство, что Управление осуществляет свою деятельность на территории Воронежской области, в качестве предварительных географических границ рынка услуг по мелкооптовой реализации дизельного топлива принимаются административные границы Воронежской области.
При анализе информации, полученной у хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю топливом, Управлением установлено, что мелкооптовые покупатели дизельного топлива в Воронежской области находятся не только на территории Воронежской области, но и на территории других субъектов Российской Федерации – Курская область, республика Башкортостан, Белгородская область, г. Москва, Волгоградская область.
Одновременно с этим, необходимо отметить, что и покупатели (в том числе посредники) Воронежской области (АЗС, крупные потребители) приобретают дизельное топливо на территории других регионов Российской Федерации (Саратовская область, Липецкая область, Курская область и др.).
Соответственно мелкооптовые продавцы дизельного топлива, действующие на территории Воронежской области, конкурируют не только с аналогичными продавцами внутри региона, но и с мелкооптовыми продавцами других субъектов Российской Федерации.
Таким образом, рынок услуг по мелкооптовой реализации дизельного топлива выходит за пределы административных границ Воронежской области и имеет характер межрегионального рынка.
5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
Поставщиками на мелкооптовом рынке дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по поставке дизельного топлива в мелкооптовом сегменте товарного рынка, в том числе хозяйствующие субъекты, закупающие товар преимущественно для целей последующей перепродажи.
Согласно полученной в ходе проведения анализа информации, на территорию Воронежской области мелкооптовую поставку дизельного топлива осуществляли следующие хозяйствующие субъекты.

ОАО «Воронежнефтепродукт»г. Воронеж, Московский проспект, 19 «Б»
ООО «Лукойл-Перменефтеоргсинтез»614055, Пермь, ул. Промышленная, д. 84
ООО «М-Траст»394084, г. Воронеж, ул. Чебышева, д. 36, оф. 83
ООО «Фирма Леонтий»344016, г. Ростов-на-Дону, пер. Нефтяной, д. 73
ООО «РЭП-ресурс»г. Москва, Азовская, д. 35, корп. 3
ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка»г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 55
ООО «РосВестОйл»г. Уфа, ул. Марата, д. 53 А
ООО «Профиль Плюс»ул. Машиностроителей, д. 82, офис 26
ЗАО «ФортеИнвест»г. Москва, ул. Новослободская, д. 41
ООО «Гарантия Качества-Ойл»г. Воронеж, ул. Ленинградская, д. 2, оф. 510
ООО «Магнатэк-Воронеж»г. Воронеж, Московский проспект, 7 Е
ООО «Русская Торгово-промышленная Компания»Воронежская область, Кантемировский район, г.п. Кантемировка, ул. Полевая, д. 50
ООО «Юкон»Воронежская область, г. Семилуки, ул. Транспортная, д 18/2
ООО «НефтеСнаб»г. Воронеж, ул. Чернышевского, д. 1
ООО «Гараж»г. Воронеж, Проспект Патриотов, д. 31 А
ООО «ИФК Нефть-Сервис»г. Воронеж, ул. Ползунова, д. 15
ООО «ВМК-Агро»г. Воронеж, ул. Ломоносова, д. 114/17, офис 193
ООО «Лукойл-Резервнефтперодукт»г. Москва, ул. Бурденко, д. 24
ОАО «Солид-товарные рынки»г. Москва, Хорошевское шоссе, 32 А
ООО «Движение»г. Воронеж, ул. Солнечная, 11а, оф. 2

Покупателями на мелкооптовом рынке дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию дизельного топлива, крупные промышленные предприятия, приобретающие дизельное топливо преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующие субъекты, приобретающие товар мелкооптовыми партиями преимущественно для целей последующей перепродажи.
8. Барьеры входа на товарный рынок
Барьеры входа на товарный рынок – обстоятельства и действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.
К барьерам входа на мелкооптовый рынок дизельного топлива Воронежской области следует отнести, в том числе:
1) экономические ограничения;
2) необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
3) издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
4) наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);
5) административные ограничения;
6) условия лицензирования;
7) трудности в получении земельных участков;
8) экологические ограничения;
9) стандарты и предъявляемые к качеству;
10) наличие на мелкооптовом рынке дизельного топлива ВИНК также приводит к созданию барьеров входа на исследуемый товарный рынок.
9. Оценка состояния конкурентной среды
Рынок услуг по мелкооптовой реализации дизельного топлива выходит за пределы административных границ Воронежской области и имеет характер межрегионального рынка.
Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру исследуемого товарного рынка, позволило определить, что мелкооптовый рынок дизельного топлива в Воронежской области имеет высокий уровень концентрации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В ходе настоящего исследования установлено, что на мелкооптовом рынке дизельного топлива в Воронежской области хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение отсутствуют.