• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Прецедентные дела в сфере контроля органов власти

Дело №1
В конце 2002 года Воронежским территориальным управлением МАП России было возбуждено производство по признакам нарушения пункта 1 статьи 7, статьи 8 Закона РСФСР № 948-1 от22.03.1991г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее Закон «О конкуренции...») военным комиссариатом Воронежской области.
Основанием для вынесения Предписания Управления послужило издание военным комиссаром Воронежской области писем (распоряжений) адресованных военным комиссариатам городов и районов Воронежской области, а также военным комиссарам районов г. Воронежа (подведомственным структурным подразделениям) и осуществление действий с указанием производить оформление заказов на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим, только через Воронежский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания» (ЗАО «ВМК»).
В результате рассмотрения дела было принято решение, на основании которого военному комиссару Воронежской области выдано Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение и Предписание Воронежского ТУ МАП России военным комиссариатом Воронежской области были обжалованы в арбитражный суд Воронежской области. Судом первой инстанции было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований военного комиссариата Воронежской области.
Военный комиссариат Воронежской области обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционную. Постановлением апелляционной инстанции требования военного комиссариата были удовлетворены.
Воронежское ТУ МАП России обжаловало постановление суда апелляционной инстанции в федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск). 20.11.2003г. арбитражный суд Центрального округа постановил - решение арбитражного суда Воронежской области и постановление апелляционной инстанции того же суда отменить и передать дело на новое рассмотрение.
Постановлениями апелляционной инстанции арбитражного суда Воронежской области и федеральным арбитражным судом Центрального округа решение и предписание антимонопольного управления были признаны законными и обоснованными.
Это дело было одним из первых в системе, по которому после длительных и многочисленных судебных разбирательств мы получили решения, подтверждающие обоснованность нашей позиции в части обеспечения задач повышения эффективности антимонопольного контроля и развития конкуренции на рынке ритуальных услуг. Прецедентный характер дела, его значимость подтверждается и тем, что консультации по его содержанию, соответствующие материалы были предоставлены по запросам коллег многим теруправлениям, где использовались при решении аналогичных проблем. Следует отметить, что 24.11.2003г. Комиссия МАП России вынесла Решение и Предписание в отношении МО РФ в части нарушения последним ст.8 Закона «О конкуренции...», выразившихся в ведении согласованных действий с хозяйствующим субъектом (ЗАО «ВМК»). К работе в этой комиссии и выработке позиции министерства по указанному вопросу был привлечен и представитель Воронежского Управления.
Дело № 2
В 2009 году Воронежским УФАС России было возбуждено дело в отношении Нововоронежской городской Думы по признакам нарушения Закона о защите конкуренции.
Основанием послужило принятие Нововоронежской городской Думой решение № 688 «О реформировании жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Нововоронеж», которым утверждалась Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства Нововоронежа.
Концепцией предполагалось создание муниципальным образованием городской округ город Нововоронеж пяти обществ с ограниченной ответственностью со 100% участием муниципального образования — ООО «ПО ЖКХ», ООО «ЖЭУ-1», ООО «ЖЭУ-2», ООО «ЖЭУ-3», ООО «Благоустройство» в качестве управляющих организаций.
Кроме того, Концепция предусматривала переуступку созданными обществами друг другу равных долей участия в каждом обществе, в результате чего доля муниципального образования в каждом обществе была бы уменьшена до 20%, остальные 80% долей были бы замещены долями каждого из созданных обществ.
Данная схема разрабатывалась для получения созданными управляющими организациями — ООО «ЖЭУ-2», ООО «ЖЭУ-3» финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Издание подобного акта и реализация положений Концепции, по своей сути было направлено на предоставление преимуществ определенным организациям — ООО «ЖЭУ-3», ООО «ЖЭУ-2», а именно: на получение ими значительных финансовых средств, в том числе, средств федерального бюджета, направленных на капитальный ремонт жилого фонда г. Нововоронежа, и распоряжение ими, что ставило в неравные условия осуществления хозяйственной деятельности иные управляющие организации, ТСЖ, потенциальных участников рынка и ограничивало соперничество между ними, т.е. приводило к ограничению конкуренции.
Комиссия Воронежского УФАС посчитала принятие Нововоронежской городской Думой данных положений Концепции нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как подобные действия приводят или могут привести к ограничению, устранению конкуренции. Думе было выдано предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Нововоронежская городская Дума обжаловала решение и предписание Управления в арбитражном суде Воронежской области. Суд признал решение и предписание Комиссии Воронежского УФАС России недействительными. Девятнадцатый апелляционный арбитражный суд также не поддержал позицию Управления в данном деле.
Однако, Воронежское УФАС России, посчитав принятое решение суда первой и постановление апелляционной инстанций необоснованными, обратилось в Федеральный суд Центрального округа.
Федеральный суд Центрального округа признал правомерность позиции Воронежского УФАС России и законность принятых решений и выданных предписаний. Судом кассационной инстанции были приняты постановления об отмене решений арбитражного суда Воронежской области и постановлений Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, а также об отказе в удовлетворении требований Нововоронежской городской Думы и Администрации городского круга город Нововоронеж о признании недействительными решений и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, вынесенных в отношении них.
Таким образом, Федеральный суд Центрального округа полностью поддержал Воронежское УФАС России в данном деле.
Дело № 3
К прецедентным может быть отнесено и дело возбужденное по признакам нарушения администрацией городского округа город Воронеж и Воронежской городской Думой части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Основанием для этого послужили заявления нескольких организаций по вопросу проведения конкурсных процедур на право обслуживания и поставку продовольственных товаров для организации питания в общеобразовательных учреждениях города Воронежа.
В ходе разбирательства было установлено, что заявители в течение длительного промежутка времени оказывали на конкурсной основе услуги по обслуживанию питанием школьников в общеобразовательных учреждениях города Воронежа.
Однако, в конце 2010 года администрация городского округа город Воронеж, в соответствии с рекомендациями Воронежской городской Думы отказалась от проведения конкурсных процедур и перешла на организацию питания школьников силами муниципальных автономных учреждений «Школьник-2», «Школьное питание», «Комбинат детского питания» (далее - МАУ). Данные действия были рекомендованы Администрации в целях предоставления наибольших гарантий качества.
С 1 января 2011 года полномочия по оказанию услуг полностью во всех районах города Воронежа были переданы созданным МАУ. На эти нужды в бюджете городского округа был выделен 281 млн. рублей.
Комиссия Воронежского УФАС России признала Администрацию Воронежа и Воронежскую городскую Думу нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку действия Администрации по отмене конкурсных процедур на право оказания услуг по обслуживанию питанием школьников в общеобразовательных учреждениях города Воронежа привели к созданию преимущественных условий для деятельности МАУ  по отношению к другим хозяйствующим субъектам, что создало необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур (конкурса), и в случае признания победителями - оказывать соответствующие услуги на рынке обслуживания питанием школьников в общеобразовательных учреждениях города Воронежа. Тем самым, действия администрации привели к ограничению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела, Администрации городского округа город Воронеж и Воронежской городской Думе были выданы предписания о прекращении выявленных нарушений антимонопольного законодательства, путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Администрация и Воронежская городская Дума не согласившись с вынесенными решением и предписаниями Воронежского УФАС России обжаловали их в Арбитражный суд Воронежской области. Арбитражный суд Воронежской области в удовлетворении заявленных требований отказал, а решение и предписания Воронежского УФАС России оставил в силе. Судом апелляционной инстанции решение и предписания Воронежского УФАС России были признаны незаконными, однако Федеральный арбитражный суд Центрального округа поддержал позицию Воронежского УФАС России, отменив Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда Воронежской области, оставив в силе решение Арбитражного суда Воронежской области.
Впервые в практике Воронежского УФАС России было рассмотрено дело (прошедшее все стадии судебного разбирательства) о нарушении антимонопольного законодательства на специфическом товарном рынке - оказание услуг по обеспечению питанием школьников в общеобразовательных учреждениях,.
Судебные инстанции поддержали позицию Воронежского УФАС России о недопустимости монополизации рынка оказания услуг по обеспечению питанием школьников в общеобразовательных учреждениях г. Воронежа путем наделения МАУ полномочиями не относящимися к ним, а являющимися обязанностью образовательных учреждений.
Рассмотренное дело имело серьезный резонанс в Воронежской области, т.к. МАУ начали поставлять некачественные продукты. По материалам Управления, правоохранительные органы возбудили уголовные дела, приведшие к отстранению от должности высокопоставленных чиновников  г. Воронежа.
Администрация г. Воронежа исполнила предписание и вернула ситуацию в исходное положение, проводя торги среди добросовестных участников рынка.