Рекомендации потребителям коммунальной услуги по газоснабжению

Воронежское УФАС России является специализированным территориальным органом ФАС России по теме: «Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства РФ хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам».
В рамках указанной специализации в 2013 году, в связи с утверждением Правительством РФ Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410) (далее - Правила), содержащих нормы направленные на искусственную монополизацию рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и, соответственно, на ограничение/устранение конкуренции на указанном рынке, Воронежским УФАС России в адрес центрального аппарата ФАС России были направлены предложения, касающиеся совершенствования механизмов применения Правил.
В частности, Воронежское УФАС России предлагало исключить из Правил отдельные пункты, которые наделяют только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по трубопроводу исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования по договору о техническом обслуживании.
Таким образом, нормативным правовым актом Правительства РФ хозяйствующие субъекты не являющиеся газораспределительными организациями были лишены права выполнять работы (оказывать услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в связи с чем отдельные положения Правил привели к полной монополизации данного рынка, устранению конкуренции, а также к лишению потребителей коммунальной услуги по газоснабжению свободного выбора контрагента по договору о техническом обслуживании и ремонте указанного газового оборудования.
10.12.2013 г. решением Верховного суда РФ указанные пункты (2, 6, 7, 10, 24-30, 32, 34-36, 80) Правил были признаны недействующими в части наделения газораспределительной организации исключительными полномочиями осуществления деятельности по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. При этом в указанном решении позиция Воронежского УФАС России нашла свое отражение и поддержку в полном объеме.
В результате, в том числе при участии Воронежского УФАС России, была пресечена возможность на законодательном уровне монополизации рынка услуг по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
С учетом изложенного, в настоящее время потребители коммунальной услуги по газоснабжению вправе заключить договор на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не только с газораспределительной организацией, к сетям которой присоединены потребители, но с любой другой организацией, которая в соответствии с действующим законодательством осуществляет аналогичную деятельность. При этом поставщик газа не вправе отказывать потребителю в заключении договора поставки газа лишь на том основании, что у последнего заключен договор на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не с газораспределительной организацией к сетям которой присоединен потребитель, а также в опломбировке приборов учета газа, установленных организациями не являющихся  газораспределительными.