Вниманию граждан, получающих пособия, компенсации и другие социальные выплаты

«О возможности индивидуального выбора банковской организации»

Воронежским УФАС России рассмотрены обращения граждан по вопросу необоснованного, по их мнению, взимания Центрально-Черноземным банком ОАО «Сбербанк России» комиссии за перечисление пособий со счета, открытого в указанном банке, на счет, открытый в иной кредитной организации.
Указанные граждане являются получателями социальных выплат, которые поступают на их счета, открытые в ОАО «Сбербанк России». Но, учитывая, что вблизи их места нахождения отсутствуют офисы ОАО «Сбербанк» и при этом открыты офисы других банков, заявители пожелали получать социальные выплаты именно в одном из таких банков, для чего обратились в ОАО «Сбербанк России» для перечисления пособий с их счета, открытого в ОАО «Сбербанк России», на счет, открытый в иной банковской организации. Однако за указанную операцию ОАО «Сбербанк России» взимается соответствующая комиссия.
Согласно информации, предоставленной департаментом социальной защиты Воронежской области (исх. от 09.10.2014 № 82-11/9418) в ходе проверки по указанным обращениям, в настоящее время зачисление пособий, компенсаций, выплат, субсидий, индексации несвоевременно выплаченных пенсий и других социальных выплат отдельным категориям граждан на счета физических лиц осуществляется в соответствии с договором от 30.12.2013 № 13000569, заключенным департаментом социальной защиты Воронежской области с ОАО «Сбербанк России».
При этом необходимо отметить, что указанный договор не содержит запрета на взимание ОАО «Сбербанк России» платы за совершение операций по переводу денежных средств получателями пособий на счета, открытые в других банковских организациях.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что действующим законодательством о банковской деятельности не запрещено взимание кредитной организацией комиссии за осуществление операций по переводу денежных средств по банковским счетам, действия ОАО «Сбербанк России» по взиманию комиссии за перечисление пособия со счета, открытого в ОАО «Сбербанк России», на счет, открытый в иной банковской организации, в рассматриваемом случае не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением требований антимонопольного законодательства.
Вместе с тем Воронежское УФАС России обращает внимание получателей социальных выплат на следующие обстоятельства.
По информации департамента социальной защиты Воронежской области (исх. от 09.10.2014 № 82-11/9418) заключение договора от 30.12.2013 № 13000569 о зачислении сумм пособий, компенсаций, выплат, субсидий, индексации несвоевременно выплаченных пенсий и других социальных выплат отдельным категориям граждан именно с ОАО «Сбербанк России» якобы обусловлено волеизъявлением отдельных граждан, которые являются получателями мер социальной поддержки и подают заявления о перечислении денежных средств на лицевые счета, открытые именно в ОАО «Сбербанк России».
При этом департамент социальной защиты Воронежской области указывает, что обращений получателей пособий и других выплат, являющихся клиентами иных банков, не поступало.
Учитывая изложенное, обращаем внимание, что граждане, являющиеся получателями социальных выплат, вправе обратиться в орган социальной защиты с заявлением о перечислении пособия на счет, открытый в любой выбранной ими банковской организации, отличной от ОАО «Сбербанк России». При этом указанные граждане вправе менять банковскую организацию в период получения пособий.
В случае отказа органа социальной защиты от перечисления пособия на счет, открытый в иной, отличной от ОАО «Сбербанк России» банковской организации, либо перечисления на условиях, отличных от условий перечисления в ОАО «Сбербанк России», его действия могут содержать признаки нарушения нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По таким фактам граждане вправе обратиться в антимонопольный орган для принятия мер антимонопольного реагирования. При этом обращаем внимание на необходимость обязательного соблюдения порядка подачи заявлений в антимонопольный орган, установленного статьей 44 Закона о защите конкуренции.