• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Вниманию печатных средств массовой информации! О недопустимости завышения тиража печатного издания

В связи с участившимися случаями выявления завышения тиража печатного издания, указанного в выходных данных, по отношению к фактическому, Воронежское УФАС России обращает внимание на следующее.
Согласно пункту 6 статьи 27 Федерального закона от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» (далее – ФЗ «О средствах массовой информации»), каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать сведения о тираже.
Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации осуществляется Роскомнадзором и его территориальными органами в форме мероприятий систематического наблюдения на предмет соблюдения законодательства о средствах массовой информации без взаимодействия с проверяемыми лицами (далее — мероприятия систематического наблюдения), а также в форме мониторинга.
В случае поступления в антимонопольный орган материалов из Роскомнадзора, свидетельствующих о завышении средством массовой информации тиража издания, указанного в выходных данных, такие действия могут быть квалифицированы как акт недобросовестной конкуренции.
Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная во введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Таким образом, действия СМИ по введению потребителей в заблуждение в отношении тиража издания, путем его завышения, являются нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции»,  так как они:
1. Направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентами, поскольку данные о тираже являются существенным критерием для рекламодателя, заинтересованного осведомить наибольшее количество потенциальных потребителей о реализуемых им товарах или оказываемых услугах, а высокий тираж  повышает уровень доверия потенциальных рекламодателей к СМИ.
2. Противоречат законодательству Российской Федерации, а именно статье 27 Закона «О СМИ», а также требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
3. Способны причинить убытки конкурентам, поскольку могут повлечь отток рекламодателей от печатных изданий, добросовестно указывающих тираж издания, что может повлечь уменьшение прибыли конкурентов от распространения рекламы.
Учитывая изложенное, Воронежское УФАС России призывает СМИ внимательно относиться к информации, доводимой до потребителя, в том числе в выходных данных издания.