В регионе заработал Стандарт развития конкуренции. Некоторые задачи теруправлений

Важная составляющая антимонопольной политики – работа по развитию конкуренции, сегодняшний этап которой, как в Воронежской области, так и в целом по стране идет под эгидой реализации стандарта развития конкуренции (далее СРК). Пятого  сентября 2015 года Правительство Российской Федерации утвердило своим распоряжением N 1738-р уточненный текст СРК, рекомендовав органам исполнительной власти всех регионов России, органам местного самоуправления и субъектам естественных монополий при осуществлении деятельности по развитию конкуренции руководствоваться положениями указанного стандарта. Обеспечить успешное внедрение СРК (с учетом его апробации в 6 пилотных регионах), получив при этом реальные значимые результаты во всех субъектах федерации – серьезная задача, в том числе, и для территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы.
Как мы уже сообщали, 31 августа 2015 года на оперативном совещании у губернатора обсуждалась реализация СРК на территории Воронежской области. Следует отметить, что состояние дел по данному вопросу находится в поле зрения исполнительной власти региона постоянно, являясь предметом рассмотрения на заседаниях правительства области, оперативных совещаниях, рабочих группах.
Непосредственно к реализации стандарта Воронежская область приступила с ноября 2014 года, накопив до этого существенный опыт в период 2010 – 2012, 2013 – 2015 гг. в ходе разработки и внедрения региональной Программы развития конкуренции. (Важно отметить, что работа по Программе в области все это время не прерывалась, организовывалась на системной основе, что позволило сохранить преемственность и ее организационные составляющие, не допустить формирования отношения к совершенствованию конкурентной политики как к очередной компании, имеющей временный приходящий характер). По итогам 2014 года Воронежская область занимает 6-ую позицию в рейтинге субъектов РФ по оценке состояния конкурентной среды.
Данная работа была организована в тесном взаимодействии Правительства области с управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, Торгово-промышленной палатой, областным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Все это время Воронежское УФАС России (далее Управление) участвует в разработке темы общероссийской специализации территориальных органов «Региональные аспекты конкурентной политики (региональные стандарты развития конкуренции, «дорожные карты» по развитию конкуренции, региональные программы по развитию конкуренции)».
Работа по внедрению стандарта развития конкуренции регламентирована распоряжением правительства Воронежской области от 03.12.2014 № 996-р «О внедрении на территории Воронежской области стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», которое принято в целях исполнения Плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2579-р.
В соответствии с рекомендациями СРК - Уполномоченным органом, ответственным за координацию работы исполнительных органов государственной власти Воронежской области по содействию развитию конкуренции, определен Департамент экономического развития Правительства Воронежской области.
2 февраля губернатором Воронежской области принят Указ №39-у о создании Совета по содействию развитию конкуренции (далее Совет по СРК) в Воронежской области. В его состав вошли представители делового и научного сообщества, Воронежского УФАС, Торгово-промышленной палаты, «Опоры России», регионального  объединения работодателей «Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области», других общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей и потребителей.
Советом рассматривались проекты перечня приоритетных и социально значимых рынков, на которых в первую очередь планируется апробировать меры содействующие развитию конкуренции, и Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в области.
Проекты размещались на информационных ресурсах в сети Интернет (Портале Воронежской области, официальном сайте департамента экономического развития области и Инвестиционном Портале) для общественного обсуждения заинтересованными сторонами.
Советом были определены задачи по внедрению в регионе СРК для исполнительных органов государственной власти области, в полномочия которых входит реализация мер, направленных на создание условий для развития конкуренции на рынках товаров и услуг региона.
Перечень социально значимых рынков (6 рынков) определен в соответствии с требованиями СРК, обобщающего  лучшие практики развития конкурентной среды в субъектах Российской Федерации. Разработанный в данном блоке комплекс мероприятий, ориентированный на создание условий для повышения качества и доступности оказываемых населению услуг на таких социально значимых рынках, как рынок услуг дошкольного образования, рынок медицинских услуг, рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства, услуг связи, розничная торговля и рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом.
Предложения по составу приоритетных для развития конкуренции рынков были сформированы по результатам оценки состояния  и развития конкурентной среды на отраслевых товарных рынках региона, а также на основании мнений отраслевых департаментов Правительства Воронежской области. При выборе приоритетных рынков использовались материалы антимонопольной службы,  результаты проведенных опросов предпринимателей и населения области  о степени их удовлетворенности  состоянием и развитием  конкуренции, результаты экспертной оценки существующих ограничений конкуренции, полученные от общественных организаций, экспертов из предметных областей.
В перечень приоритетных рынков сформированный с учетом особенностей Воронежской области вошли рынки:
– овощной и свежей фруктово-ягодной продукции;
– сельскохозяйственной техники;
– туристических услуг.
Перечень приоритетных и социально значимых рынков и «дорожная карта» утверждены распоряжениями правительства Воронежской области от 28 апреля 2015 г. № 257-р и № 258-р. За каждым мероприятием дорожной карты закреплены ответственные исполнительные органы власти области, с апреля текущего года приступившие к реализации мероприятий плана.
Важными целями «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в Воронежской области, являются:
– внедрение стандарта развития конкуренции;
– организация исполнения мероприятий по содействию развитию конкуренции для каждого из утвержденных социально значимых и приоритетных рынков Воронежской области;
– включение функций развития конкуренции в приоритеты деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области;
– снижение доли государственного сектора в экономике Воронежской области;
– развитие конкуренции при осуществлении закупок;
– повышение уровня защиты прав потребителей;
– устранение избыточного государственного регулирования и снижение административных барьеров.
«Дорожная карта» устанавливает первоочередные мероприятия по развитию конкуренции, в том числе организационно-методические по внедрению СРК, повышению информационной прозрачности деятельности органов власти Воронежской области, реализация которых будет способствовать развитию добросовестной конкуренции и созданию эффективной конкурентной среды на рынках товаров и услуг на территории региона.
Разработанные меры охватывают рынки услуг дошкольного образования, медицинских услуг, лекарственных препаратов, услуг жилищно-коммунального хозяйства, розничную торговлю, услуг перевозок пассажиров автомобильным транспортом, услуг связи, сельскохозяйственной техники, овощной продукции, туристических услуг.
Считаем важным отметить, что  при реализации СРК, как у нас в области, так и в других регионах, наиболее проблемными, требующими для своего решения особого внимания, являются следующие моменты.  
Большинство задач, поставленных СРК могут быть решены лишь при условии успешного функционирования соответствующих механизмов работающих на развитие конкуренции. Причем, многие из этих механизмов еще необходимо создавать и что очень важно, научится ими пользоваться.
Практика Управления свидетельствует о пока еще слабой проработке вопросов и недостаточной подготовке основной массы исполнителей, которые должны быть задействованы при реализации «дорожной карты», прежде всего на муниципальном уровне. В то же время муниципальный уровень сегодня, на наш взгляд, основная с точки зрения «проблемоемкости», сфера деятельности обеспечивающей конкурентное развитие.
Недостаточно проработанными и, соответственно, требующими особого внимания при формировании механизмов развития конкуренции являются, по нашему мнению, также вопросы, связанные с:
- организацией исполнения требований СРК об осуществлении общественного контроля деятельности субъектов естественных монополий. В настоящее время при реализации указанного направления еще не обеспечена в полной мере реализация требований «Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей» и Плана мероприятий "дорожной картой" по созданию и развитию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 19. 09.2013 № 1686-р. (Этим вопросам следует, по нашему мнению, уделить самое серьезное внимание);
- подготовкой Доклада по состоянию конкуренции в регионе, исходя из того, что оценка деятельности региона будет осуществляться с учетом результатов работы по развитию конкуренции; и в докладе может содержаться любая информация, которую регион сочтет нужным указать, в том числе - описание проблем, возникающих при внедрении СРК, информация о барьерах входа на рынок, о нарушениях конкурентного законодательства и др., материалы с оценкой состояния конкуренции в отдельных отраслях и секторах экономики, предложения субъекта Российской Федерации в части корректировки содержания СРК, характеристика качества сотрудничества территориальных органов власти при внедрении СРК и др. (Для аккумулирования указанной информации следует оперативно разработать соответствующие указания и методические документы);
- проведением мониторинга (и реализацией мер, принятым по его результатам) состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона, по удовлетворенности качеством товаров и услуг прямых потребителей, данных по восприятию и динамике оценки потребителями состоянием ценовой конкуренции между продавцами товаров и услуг в регионе; мониторинга удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона, Вышеназванные направления требуют для своей реализации серьезных разработок именно по формированию соответствующих механизмов, которые, как уже отмечалось, еще не созданы.
В настоящее время намечены следующие основные задачи, которые в первоочередном порядке должны быть решены исполнительным органам государственной власти области при участии Управления:
- формирование механизма мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона;
- заключение соглашения по внедрению Стандарта развития конкуренции с администрациями муниципальных районов и городских округов области;
- доработка механизма общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.
Для их решения департаментом экономического развития, совместно с Управлением разрабатывается Порядок организации и проведения мониторинга. Заданные Порядком правила должны обеспечить скоординированную работу всех исполнительных органов государственной власти по своевременному выявлению проблем развития конкуренции на товарных рынках региона.
Внедрение СРК требует серьезного развития работ на уровне муниципальных образований. Ранее в декабре 2014 года для реализации СРК органы местного самоуправления Воронежской области закрепили на постоянной основе сотрудников, ответственных за ведение и координацию работы по развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках. Полученный опыт свидетельствует, что совершенствование работы не возможно без соответствующего соглашения (меморандума) региональных властей с органами местного самоуправления. Форма такого соглашения сейчас отсутствует. Ее разработка осуществляется департаментом экономического развития правительства области во взаимодействии с Управлением.
Для последующей реализации соглашения перед отраслевыми исполнительными органами государственной власти области (департамент транспорта и автомобильных дорог, департамент образования, науки и молодежной политики, департамент промышленности, департамент аграрной политики, департамент культуры и др.) стоит задача сформировать перечень показателей развития конкуренции муниципальных районов и городских округов области в сфере своей подведомственности и определить их целевые значения. Департаменту по развитию муниципальных образований предстоит организовать работу по заключению соглашений с администрациями муниципальных образований.
Для доработки механизма общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий необходимо:
- актуализировать состав и положение о межотраслевом совете потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий, утвержденные ранее Указом губернатора Воронежской области от 8 июля 2014 года №227-у.;
- обеспечить возможность осуществления действенного участия потребителей в контроле за формированием и реализацией инвестиционных программ субъектов естественных монополий, учета их мнения при принятии решений об установлении тарифов на товары и услуги.
Задача весьма не простая, ее решение поручается управлению по государственному регулированию тарифов и департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области при координирующей роли департамента экономического развития.
В ходе реализации СРК выявлена нехватка специалистов в сфере реализации конкурентной политики, потребуется и дополнительное обучение работников муниципалитетов и, возможно, представителей потребителей, которые будут непосредственно задействованы в реализации мер по развитию конкуренции. Решением этих вопросов будут заниматься департамент экономического развития совместно с Управлением.
Указанные положения, на наш взгляд, могут быть полезны при организации работы по внедрению стандарта развитию конкуренции,  преодолению кризисных явлений, обеспечению экономической стабильности и в других регионах.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с уточненной редакцией Стандарта, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. N 1738-р, предполагается знакомство органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также членов коллегиального координационного или совещательного органа, созданного при высшем должностном лице с Инструментарием для оценки воздействия на конкуренцию (версия 2.0), разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития. С данным Инструментарием можно ознакомиться в приложенных ниже файлах.

Файлы для скачивания

Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию. Том I
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.82 МБ
Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию. Том II
Тип файла: pdf
Размер файла: 1.25 МБ