• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Основные результаты работы Воронежского УФАС России за 2015 год по конкурентной политике

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ВОРОНЕЖСКОГО УФАС РОССИИ ЗА 2015 ГОД И НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
по теме специализации: «Региональные аспекты конкурентной политики (региональные стандарты развития конкуренции, «дорожные карты» по развитию конкуренции, региональные программы по развитию конкуренции)»

Данная информация публикуется в связи с запросами поступающими из территориальных управлений ФАС России, а так же для обсуждения и выработки направлений дальнейшего совершенствования деятельности по теме специализации.
К основным  достижениям территориального органа при реализации темы специализации в 2015 году следует отнести результаты работы Управления, которая во взаимодействии с правительством Воронежской области,  позволила обеспечить лидирующие позиции области в Центральном Федеральном округе при разработке и внедрении Стандарта развития конкуренции. По итогам 2015 года в рейтинге глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции Воронежская область заняла первое место, набрав интегральное итоговое значение оценки - 90,18%.
Все основные элементы региональной системы организации работы по развитию конкуренции, установленные Стандартом
, были сформированы к декабрю 2015 года, в том числе: определен уполномоченный орган по содействию развитию конкуренции - департамент экономического развития Воронежской области; сформирован коллегиальный координационный орган – Совет по содействию развитию конкуренции; утверждены приоритетные и социально значимые рынки, а также План мероприятий «дорожная карта» по содействию развитию конкуренции в Воронежской области, создана межведомственная рабочая группа по мониторингу состояния и развития конкурентной среды и разработан порядок проведения мониторинга, разработана типовая форма Соглашения между департаментом экономического развития Воронежской области и администрацией муниципального района (городского округа) о внедрении Стандарта развития конкуренции в муниципальном районе (далее Соглашение), указанное Соглашение в ноябре 2015 года заключено со всеми районами области.
Управление принимало участие в формировании всех основных элементов региональной системы организации работы по развитию конкуренции, установленных Стандартом, однако особое значение имела, на наш взгляд, разработка механизмов реализации соответствующих задач на муниципальном уровне. Важным элементом при этом является Соглашение между департаментом экономического развития Воронежской области и администрацией муниципального района (городского округа) о внедрении Стандарта развития конкуренции в муниципальном районе, типовая форма которого была утверждена 06.11.2015.
Необходимую базу для широкого участия органов местного самоуправления (далее ОМС) в работе по развитию конкуренции позволила подготовить постоянная системная работа Управления, осуществлявшаяся в течение длительного времени. Так, еще до начала работ по Стандарту:
- в районах области силами сотрудников Управления организовывались регулярные семинары-совещания различного формата (в том числе, по результатам систематических  проверок), ориентированные, как на профилактику нарушений антимонопольного законодательства, так и на продвижение конкурентных принципов в практику муниципального управления;
- в области на протяжении нескольких лет  (с 2011 по настоящее время, в том числе, и в апреле 2015 года) Воронежским УФАС России (совместно с правительством Воронежской области и Воронежским государственным университетом) был проведен цикл научно-практических конференций и семинаров по вопросам совершенствования конкурентной политики. В рекомендациях этих конференций на основании выводов и результатов работы Управления, ставились задачи, нашедшие затем отражение в практической деятельности всех областных структур по развитию конкуренции, в частности:
- В 2014 году конференция рекомендовала -  «…обеспечить организацию обязательного, первоочередного функционирования системы совершенствования институциональных элементов конкурентного развития муниципального уровня; … принять все меры для организации реальной и активной работы по развитию конкуренции на муниципальном уровне, обращая особое внимание на всестороннее использование результатов анализа состояния конкурентной среды приоритетных и социально значимых рынков для решения актуальных социально-экономических задач муниципального и регионального уровня. При разработке мер по развитию конкуренции важно обеспечивать учет взаимосвязи, взаимозависимости и возможных результатов влияния конкурентных процессов на смежных товарных рынках…»;
- В 2015 году рекомендовалось – «…особое внимание при формировании механизмов развития конкуренции уделить вопросам, связанным с:
 … Реализацией мер «дорожной карты» направленных на развитие конкурентной среды в части усиления их муниципального аспекта, например, поручив ответственным за развитие конкуренции в муниципальных районах организовать реализацию мероприятий «дорожной карты» в районе, в том числе на социально значимых и приоритетных рынках. Считаем, что при  оценке деятельности муниципальных образований следует обеспечить учет показателей,  отражающих ход реализации «дорожной карты» в районах»;
… Работой по «…организации исполнения требований СРК об осуществлении общественного контроля деятельности субъектов естественных монополий. В настоящее время при реализации указанного направления еще не обеспечена в полной мере реализация требований «Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей» и Плана мероприятий "дорожной картой" по созданию и развитию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 19. 09.2013 № 1686-р; …».
Отмеченные положения в последующем нашли свое отражение при подготовке  Соглашения, а комплекс указанных мер позволил сформировать необходимые условия для разработки его типовой формы, которая (из изученных Управлением в рамках работы по специализации), на наш взгляд,  наиболее полно отвечает целям  и требованиям Стандарта, создает необходимые условия для успешного решения задач конкурентного развития на уровне муниципалитетов и может быть использована в других регионах (форма Соглашения приведена в Приложении)..   
Системная работа проводимая Управлением на протяжении длительного времени обеспечила существенное сокращение нарушений конкурентного законодательства, повысила степень интенсивности конкуренции и улучшила состояние конкурентной среды, в апреле 2015 года была проведена уже 5-я Всероссийская научно-практическая конференция по конкурентной политике, что способствовало широкому распространению знаний о защите конкуренции и повышению престижа и общественной оценки ФАС России.
Рекомендации конференции, организованной Управлением (совместно с правительством Воронежской области и Воронежским государственным университетом) были направлены на совершенствование механизмов применения законодательства Российской Федерации в рамках темы специализации.
Целью проведения конференции являлось, в частности, обобщение практики работы по реализации конкурентной политики в регионах, анализ проблем и определение направлений ее совершенствования, обмен опытом и обсуждение вопросов развития научных исследований и адвокатирования конкуренции.
В рекомендациях конференции отмечается важная особенность современного этапа работы по развитию конкуренции, как в Воронежской области, так и в целом по стране, обуславливающая, на наш взгляд, необходимость специального рассмотрения и учета складывающейся в настоящее время сложной экономической ситуации, требующей (в который раз) ответа на вопрос о возможностях рынка (конкуренции, в том числе) в решении проблем экономики на микро- и макроуровнях и способности государства в обеспечении оптимальности и стабильности важнейших параметров социально-экономического развития. Подчеркнуто, что успех всей работы будет зависеть от функционирования механизмов работающих на развитие конкуренции и задействованных Стандартом, а многие из этих механизмов еще необходимо создавать и что очень важно, научится ими пользоваться.
Отмечалось, что для повышения эффективности мер по реализации «дорожной карты» возможно использовать разработанный и апробированный Воронежским УФАС России подход к формированию системы организации работ по развитию конкуренции в регионе.
Указанная система
была сформирована на основе результатов разработок Управления по теме общероссийской специализации территориальных органов «Региональные аспекты конкурентной политики…», свидетельствовавших о необходимости формирования и постоянного совершенствования такой системы для обеспечения роста ее эффективности на основе применении лучших практик, сохранения и развития организационных и институциональных составляющих конкурентной деятельности.
Работу указанной системы Воронежское УФАС обеспечивает путем организации обязательного, первоочередного функционирования следующих подсистем:
•    подсистема антимонопольного контроля;
•    подсистема «проконкурентной» подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в регионе;
•    подсистема совершенствования институциональных элементов конкурентного развития муниципального уровня;
•    подсистема адвокатирования конкуренции и профилактики нарушений конкурентного законодательства;
•    подсистема «встраивания» мер по развитию конкуренции в систему регионального управления;
•    подсистема мер конкурентного развития повышающих инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность региона;
•    подсистема организации взаимодействия и координации работ по развитию конкуренции.
(Особенности организации работы в рамках каждой из подсистем отражены в материалах конференции. В рекомендациях охарактеризованы только те подсистемы, функционирование которых, по мнению Управления, зависит преимущественно от территориального антимонопольного органа).
Проведение именно этой работы позволило, в частности, организовать в Воронежской области процесс реализации Программы развития конкуренции без перерыва в период 2010 – 2012, 2013 – 2015 гг., подготовить рекомендации по совершенствованию этой деятельности и сформировать необходимую базу для внедрения регионального стандарта развития конкуренции, а так же полностью реализовать в 2015 году основные его требования.
Участие в методологической деятельности по теме специализации осуществляется сотрудниками Управления в процессе работы коллегиального координационного органа – Совета  по содействию развитию конкуренции в Воронежской области (член Совета – Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Управления),  межведомственной рабочей группы по мониторингу состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Воронежской области (члены группы – Логошин Андрей Владимирович, зам. руководителя-начальник отдела и Шамрай Владимир Владимирович, ведущий эксперт), а также в ходе рабочих совещаний и других мероприятий по данной тематике. Сотрудники Управления принимают систематическое участие и в текущей работе названных органов, и во всех мероприятиях по содействию развитию конкуренции, организуемых в области.
Так именно сотрудниками Управления в процессе этой работы были внесены предложения, положенные затем в основу реализации важных направлений региональной «дорожной карты», в частности, такие как:      
- с целью более полного отражении ситуации на рынках области необходимо наряду с закреплением полномочий по содействию развитию конкуренции за представителями муниципальных образований создавать также муниципальные «дорожные карты» с учетом положений региональной «дорожной карты» и специфики муниципального образования;
- необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия, направленного на оперативное информирование Воронежского УФАС России со стороны органов власти всех уровней и общественных объединений о выявленных фактах (или признаках) нарушений антимонопольного законодательства, для принятия мер и устранения причин которые могут привести к подобным ситуациям;
- в рамках работы по созданию и реализации механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий» необходимо добавить в качестве мероприятия «Создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, в рамках которых должен быть обеспечен обязательный учет мнения потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий при осуществлении тарифного регулирования, а также при согласовании и утверждении инвестиционных программ субъектов естественных монополий, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов». При реализации указанного мероприятия следует в полной мере руководствоваться «Концепцией создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей» и Планом мероприятий "дорожной картой" по созданию и развитию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 19. 09.2013 № 1686-р;
- целесообразно создать межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе, с выделением отдельного ресурса для публикации информации;
- в пункт "дорожной карты" -  «Повышение уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции» необходимо добавить в качестве мероприятия «Обеспечение возможности размещения общественным организациям, представляющим интересы субъектов предпринимательской деятельности и потребителей, а также потребителям товаров и услуг, задействованным в механизмах общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, необходимой информации, в том числе, на официальном сайте Уполномоченного органа в сети Интернет, для общего сведения», в частности:
•    информации о своей деятельности в сфере содействия развитию конкуренции и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и потребителей;
•    своих заключений на представленные на официальных сайтах органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет документы и информацию;
•    вопросов и предложений, адресованных высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- раздел «Системный комплекс мероприятий, направленных на развитие конкурентной среды» «Плана мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Воронежской области» дополнить мероприятием «Поручить ответственным за развитие конкуренции в муниципальных районах организовать реализацию мероприятий «дорожной карты» в районе, в том числе на социально значимых и приоритетных рынках». При этом, на наш взгляд, важно обеспечить учет показателей,  отражающих ход реализации «дорожной карты» в районах при  оценке деятельности муниципальных образований и др.
- при подготовке мероприятий «дорожной карты» специалистами Управления принимались меры по корректировке ситуаций, когда, например, в качестве мероприятий карты непосредственными разработчиками предлагались традиционные направления работы департаментов, такие как «Внесение предложений в правительство области об установлении тарифов на коммунальные ресурсы, достаточные для исполнения  инвестиционных  программ организациями коммунального комплекса»; «Внесение предложений в правительство области о предоставлении организациям коммунального комплекса субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов с целью реализации инвестиционных программ»; или «Исполнение графика проведения конкурсных процедур по передаче в концессию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения…» и т.п. Имели место ситуации, когда для конкретных мероприятий карты, таких, например, как «Повышение информированности частных образовательных организаций…», и т.п., в качестве единственного результата предлагалась «подготовка служебной записки в профильный департамент». Подобные ситуации постоянно корректировались совместными усилиями специалистов  Управления и разработчиков мероприятий.

В целях обеспечения учета региональной специфики Стандарт предусматривает формирование перечня приоритетных для конкретного субъекта Российской Федерации рынков с точки зрения развития конкурентной среды и определяет правила утверждения таких рынков.
Согласно Распоряжению Правительства Воронежской области от  28 апреля 2015 г.  № 257-р утвержден перечень приоритетных и социально значимых рынков по содействию развитию конкуренции в Воронежской области. К таким рынкам отнесены рынки  овощной и свежей фруктово-ягодной продукции, рынок  сельскохозяйственной техники и рынок туристических услуг.
Для каждого из утвержденных рынков разработан План мероприятий по содействию развитию конкуренции в регионе с указанием конкретных ожидаемых результатов, сроков реализации мероприятий и ответственных лиц. Результаты реализации данного Плана, а так же мониторинга состояния развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона должны отражаться в ежегодном докладе Губернатора и выноситься на обсуждение общественности.
Для рассмотрения вопросов содействия конкуренции и утверждения ежегодного доклада о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона в  Воронежской области сформирован Совет по содействию развитию конкуренции в регионе. Указом Губернатора от 5 февраля 2015 г № 32-у утвержден состав Совета и положение о его деятельности.
В состав Совета по содействию развитию конкуренции в Воронежской области вошли независимые эксперты, представители государственной власти, управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, Торгово-промышленной палаты, Воронежского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», других общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей и потребителей.
По результатам совместной работы были одобрены подготовленные документы, в которых учтены мнения всех участников процесса, после чего был утвержден перечень приоритетных и социально значимых рынков по содействию развитию конкуренции в Воронежской области и План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Воронежской области.
Важными задачами в последующем представляется разработка методики оценки уровня развития конкуренции в регионе (в том числе, и на уровне муниципалитетов) и осуществление систематической актуализации «дорожной карты», с учетом результатов анализа проведенной работы,
Учитывая широкий перечень направлений работы для развития конкуренции с целью получения максимального эффекта необходимо максимальное вовлечение в данную работу всех заинтересованных структур, обеспечение положительной динамики в процессах, которые представляются наиболее значимыми для населения с точки зрения развития конкуренции  (сдерживание роста цен, контроль над качеством товаров и услуг, предотвращение монополизации рынка, контроль над деятельностью естественных монополий, увеличение числа предприятий и предпринимателей, помощь начинающим предпринимателям, привлечение инвесторов, налаживание двусторонней информационной связи с населением).
Основная форма консультирования других территориальных органов ФАС России по теме специализации реализовывалась в процессе обсуждения складывающейся ситуации на ежегодных научно-практических конференциях и подготовки рекомендаций, в которых отражались результаты анализа состояния работы по развитию конкуренции в теруправления, имеющиеся проблемы и предложения по улучшению Рекомендации направлялись всем участникам конференций, проводимых Воронежским УФАС совместно с Воронежским государственным университетом. В 2015 году такая конференция (пятая по счету) была проведена в Воронеже 17-18 апреля.
Указанные положения, на наш взгляд, могут быть полезны при организации работы по развитию конкуренции, внедрению регионального стандарта, преодолению кризисных явлений и обеспечению социально-экономической стабильности регионов в складывающейся в настоящее время сложной экономической ситуации.
Управлением также регулярно осуществлялись устные консультации сотрудников других теруправлений о мерах по развитию конкуренции и повышению эффективности взаимодействия с бизнес-сообществом, областными и муниципальными структурами, которые должны разрабатывать и реализовывать соответствующие мероприятия, организовывать реальную и активную работу в указанном направлении на муниципальном уровне.  
Обобщение практики по теме специализации осуществлялось по результатам изучения работы регионов, теруправлений, АСИ и др. по которым формировались итоговые материалы, размещавшиеся на сайте Управления и портале ФАС, такие как, например: «Прими участие в обсуждении перечня социально значимых и приоритетных рынков Воронежской области», 04.02.2015 г.; «В регионе заработал стандарт развития конкуренции. Некоторые задачи теруправлений», 18.09.2015 г.; «Воронеж – 2015, основные требования стандарта реализованы (пройденые этапы, рекомендуемые подходы) 25.11.2015 г. и  др.; отражались в сборнике материалов научно-практических конференций, которые распространялись среди участников
В рамках работы по специализации был издан сборник материалов      V Международная  научно-практической конференции по конкурентной политике «Актуальные вопросы развития конкурентной политики, совершенствования правоприменительной практики пресечения недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы». Издательский дом ВГУ,  Воронеж, 2015 г. Управлением так же направлена статья на тему: «Об опыте работы по развитию конкуренции в регионе  и направления ее совершенствования» для публикации в сборнике материалов всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию антимонопольного регулирования в России, прошедшей 26 ноября 2015г. в Махачкале.
Рекомендации, сформулированные Управлением в результате работы по специализации были приняты Уполномоченным органом (Департаментом экономического развития Правительства Воронежской области), координатором работы по содействию развитию конкуренции в области, за основу при определении задач, которые было намечено решить совместно с Воронежским УФАС до конца 2015 года при внедрении СРК в регионе (указанные задачи были решены в установленный срок). К ним относятся:
1. Формирование механизма и разработка Порядка организации и проведения мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона. Заданные Порядком правила должны обеспечить скоординированную работу всех исполнительных органов государственной власти по своевременному выявлению проблем развития конкуренции на  товарных рынках региона.
2. Реализация мер по развитию конкуренции на муниципальном уровне. Как уже отмечалось, этот вопрос достаточно проблемный, решать его предполагается на основе разрабатываемой формы соглашения (меморандума) по внедрению СРК, и заключения его с администрациями муниципальных районов и городских округов. В процессе работы отраслевые органы государственной власти области (департамент промышленности, департамент аграрной политики, департамент транспорта и автомобильных дорог, департамент образования, науки и молодежной политики и другие) должны сформировать перечень показателей развития конкуренции муниципальных районов и городских округов в сфере своей подведомственности и определить их целевые значения, а департамент по развитию муниципальных образований области проведет организационную подготовку к заключению соглашения с администрациями муниципалитетов.
3. Доработка механизма общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Это потребует актуализации состава и положения о межотраслевом совете потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий, которые были утверждены Указом губернатора Воронежской области от 8 июля 2014 года №227-у. В результате должен быть сформирован механизм обеспечивающий эффективное участие потребителей в контроле за формированием и реализацией инвестиционных программ и проектов субъектов естественных монополий и учет мнения потребителей при принятии решений об установлении тарифов на их товары и услуги. Задача весьма не простая, ее решение поручается управлению по государственному регулированию тарифов и департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области при координирующей роли департамента экономического развития.
4. Организация дополнительного обучения специалистов муниципального уровня и, возможно, представителей потребителей, которые будут непосредственно задействованы в реализации мер по развитию конкуренции. Решением этих вопросов будут заниматься департамент экономического развития совместно с Управлением.     
Указанные положения, на наш взгляд, могут быть полезны при организации работы по внедрению стандарта развитию конкуренции,  преодолению кризисных явлений, обеспечению экономической стабильности и в других регионах.  
Вопросы затрагивающие региональные аспекты развития конкуренции основанные на программных подходах регулярно обсуждаются на заседаниях Общественно-консультативного совета при Воронежском УФАС России. Так 18.03.2015 года на очередном заседании был рассмотрен вопрос «О мерах по развитию конкуренции на территории Воронежской области.», с докладом выступил ведущий эксперт Управления В.В. Шамрай, который предложил  членам ОКСа принять активное участие в работе по внедрению Стандарта, и отметил наиболее актуальные вопросы, которым необходимо уделить особое внимание.
В рамках заседания ОКС 27.05.2015 заместитель руководителя-начальник отдела А.В. Логошин выступил с докладом на тему «О ситуации с развитием конкуренции в агропромышленном комплексе Воронежской области», в котором также затрагивались вопросы внедрения Стандарта развития конкуренции.
Заместитель руководителя – начальника отдела А.В. Логошин активно участвовал в работе Совета по содействию развития конкуренции в Воронежской области при обсуждении вопросов связанных с согласованием перечня социально-значимых и приоритетных рынков Воронежской области, выступил с докладом на тему: «Основные направления внедрения Стандарта развития конкуренции в регионе» на заседании рабочей группы 02.04.2015.
Руководитель управления В.В. Рохмистрова 25 июня 2015 года выступил на форуме в Воронежском государственном техническом университете с докладом на тему: Стандарт развития конкуренции в Воронежской области неотъемлемая часть повышения конкурентоспособности региона.
На сайте Воронежского УФАС России было размещено 5 публикаций посвященных внедрению Стандарта развития конкуренции:
20 апреля 2015 года «В Воронеже прошла V Международная научно-практическая конференция по конкурентной политике» http://voronezh.fas.gov.ru/news/14569;
22 мая 2015 года «Всемирный банк изучает опыт ФАС России в области внедрения Стандарта развития конкуренции в регионах» http://voronezh.fas.gov.ru/news/14719;
26 июня 2015 года «Руководитель управления принял участие во II Международном конгрессе» http://voronezh.fas.gov.ru/news/14770;  
01 июля 2015 года «Стандарт развития конкуренции в регионах – это некий минимум, но мы надеемся, что сделано будет больше» http://voronezh.fas.gov.ru/news/14775;
18 сентября 2015 года «В регионе заработал Стандарт развития конкуренции. Некоторые задачи теруправлений» http://voronezh.fas.gov.ru/analytic/14985.
К проблемным вопросам следует отнести доработку механизма организации исполнения требований СРК об осуществлении общественного контроля деятельности субъектов естественных монополий.
Важными задачами в последующем представляются разработка методики оценки уровня развития конкуренции в регионе (в том числе, и на уровне муниципалитетов) и осуществление систематической актуализации «дорожной карты», с учетом результатов указанной оценки и анализа проведенной работы,
В практике внедрения Стандарта другими территориальными органами и центральным аппаратом, считаем целесообразным, обеспечить организацию указанной работы на системной основе, в качестве алгоритма  такого подхода может быть использован опыт Воронежского УФАС России, приведенный ранее.
Необходимо также уделить особое внимание формированию механизмов развития конкуренции, в частности, вопросам связанным с:
- организацией исполнения требований Стандарта развития конкуренции об осуществлении общественного контроля деятельности субъектов естественных монополий. В настоящее время при реализации указанного направления еще не обеспечена в полной мере реализация требований «Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей» и Плана мероприятий "дорожной картой" по созданию и развитию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 19. 09.2013 № 1686-р. Этим вопросам следует, по нашему мнению уделить гораздо большее внимание;
- подготовкой Доклада по состоянию конкуренции в регионе, исходя из того, что оценка деятельности региона будет осуществляться с учетом результатов работы по развитию конкуренции; и в докладе может содержаться любая информация, которую регион сочтет нужным указать, прежде всего, в части определения результатов работы по развитию конкуренции; описания проблем, возникающих при внедрении Стандарта, определения барьеров входа на рынки региона, анализа нарушений конкурентного законодательства, оценки состояния конкуренции в отдельных отраслях и секторах экономики, предложений субъекта по корректировке содержания Стандарта, характеристики качества сотрудничества территориальных органов власти при внедрении Стандарта и др. (данная работа требует, на наш взгляд, серьезного повышения «проконкурентной» квалификации задействованных исполнителей);
- реализацией мер, связанных с  муниципальным разделом, в частности, поручив ответственным за развитие конкуренции в муниципальных районах организовать реализацию мероприятий «дорожной карты» в районе, в том числе на социально значимых и приоритетных рынках. Помочь в этом может использование типовой формы Соглашения с администрацией муниципального района, разработанной в регионе (смотри Приложение 1). Считаем, что необходимо при оценке деятельности муниципальных образований  обеспечить учет показателей,  отражающих ход реализации «дорожной карты» в районах;
- проведением мониторинга (разработкой и реализацией мер, принятых по его результатам) состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона по удовлетворенности качеством товаров и услуг прямых потребителей, данных по восприятию и динамике оценки потребителями состоянием ценовой конкуренции между продавцами товаров и услуг в регионе;  мониторинга удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона;
- для повышения эффективности мер по реализации «дорожной карты» возможно использовать разработанный и апробированный Воронежским УФАС России подход к формированию системы организации работ по развитию конкуренции в регионе.

- Доклад правительства области о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Воронежской области по итогам 2015 года представлен на портале органов государственной власти Воронежской области http://econom.govvrn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=778%3A26-12-2014-2&catid=1%3Alatest-news&Itemid=204.  
 

Приложение

СОГЛАШЕНИЕ
между департаментом экономического развития Воронежской области и администрацией ______________________________
муниципального района (городского округа) Воронежской области
о внедрении Стандарта развития конкуренции в Воронежской области

г. Воронеж                                                                              «____»________ 20__ г.

Департамент экономического развития Воронежской области, именуемый в дальнейшем «Департамент», в лице руководителя департамента экономического развития Воронежской области Букреева Анатолия Митрофановича, действующего на основании Положения о департаменте экономического развития Воронежской области, утвержденного постановлением  правительства Воронежской области от 18.05.2009 № 394 (в ред. от 13.07.2015), распоряжения правительства Воронежской области от 03.12.2014 № 996-р, с одной стороны, и администрация _____________________ муниципального района (городского округа) Воронежской области, именуемая в дальнейшем «Администрация», в лице главы администрации муниципального района (городского округа)____________________________, действующего на основании Устава ___________________ муниципального района (городского округа) Воронежской области, с другой стороны, именуемые далее «Стороны», в целях содействия развитию конкуренции в Воронежской области на основе внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года № 1738-р, именуемого в дальнейшем «Стандарт», и во исполнение подпункта «а» пункта 38.2  Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года № 570-р заключили настоящее Соглашение о сотрудничестве (далее – Соглашение) о нижеследующем:

1. Предмет соглашения Сторон
1.1. Предметом настоящего Соглашения является взаимодействие сторон, направленное на реализацию составляющих Стандарта на территории Воронежской области, достижение целей и соблюдение принципов внедрения Стандарта в целях содействия развитию конкуренции.
1.2. Стороны осуществляют и развивают сотрудничество в сфере нормативной правовой, информационной, аналитической и экспертной деятельности, содействуя реализации эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества.
1.3. Стороны соглашаются, что совместное участие в обсуждении и решении актуальных проблем развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг является важным взаимовыгодным направлением работы для каждой из Сторон.
1.4. Стороны строят свои отношения на основе равноправия и партнерства в ходе внедрения в Воронежской области Стандарта.
1.5. Настоящее Соглашение определяет целевые показатели содействия развитию конкуренции в Воронежской области администрации ____________________________ муниципального района (городского округа) согласно приложению 1, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Кроме показателей, указанных в приложении 1, для оценки результативности и эффективности деятельности по содействию развитию конкуренции в Воронежской области администрации ____________________________ муниципального района (городского округа) могут быть использованы целевые показатели:
утвержденные распоряжением правительства Воронежской области от 28.04.2015 № 258-р «О Плане мероприятий («дорожной карте») по содействию развитию конкуренции в Воронежской области»;
установленные Администрацией с учетом специфики района;
иные показатели, отражающие результаты работы по развитию конкуренции как на муниципальных, так и на межмуниципальных рынках.
1.6. Настоящее Соглашение определяет цели, порядок, принципы, главные направления и формы взаимодействия Сторон, является основой для совместной подготовки документов (докладов, записок, заключений), а также для реализации совместных исследовательских, информационных и иных проектов.

2.  Цели Соглашения
Целями настоящего Соглашения являются:
2.1. Формирование системы взаимодействия Сторон в части реализации эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества.
2.2. Создание необходимых условий для устранения административных барьеров и развития, поддержки и активизации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
2.3. Установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности Сторон для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики.
2.4. Выявление потенциала развития экономики Воронежской области, включая научно-технологический и человеческий потенциал.

3. Принципы Соглашения
Принципами настоящего Соглашения являются:
3.1. Ориентация на потребителя – Стороны осуществляют мероприятия по содействию развитию конкуренции, исходя из текущих и предполагаемых потребностей потребителей товаров, работ и услуг, участников экономических отношений и общества в целом.
3.2. Согласованные действия и координация – Стороны обеспечивают единство целей и направлений деятельности по анализу состояния рынков товаров, работ и услуг, поведения хозяйствующих субъектов на указанных рынках, выявленных ожиданий потребителей товаров, работ и услуг, по планированию деятельности, а также по формированию процессов и систем мониторинга, оценки, контроля и анализа.
3.3. Повышение удовлетворенности – обеспечение потребителей и других участников экономической деятельности качеством товаров, работ и услуг, проведение аудита и анализа результативности мероприятий по содействию развитию конкуренции.
3.4. Прозрачность деятельности – содействие Сторон в обеспечении открытости и доступности для потребителей товаров, работ и услуг и других участников экономической деятельности информации о мероприятиях по содействию развитию конкуренции, процедурах оказания услуг, а также о решениях, оказывающих воздействие на конкуренцию в Воронежской области.

4. Направления взаимодействия
4.1. Сотрудничество между Сторонами будет включать следующие направления:
проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг муниципального образования, удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг и состоянием ценовой конкуренции на товарных рынках муниципальных образований Воронежской области, административных барьеров и оценку состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности на товарных рынках муниципальных образований Воронежской области;
совместное формирование механизма мониторинга внедрения Стандарта развития конкуренции в Воронежской области;
подготовка и проведение совместных совещаний, круглых столов и иных мероприятий, направленных на информационную поддержку внедрения Стандарта в Воронежской области;
подготовка совместных предложений и рекомендаций по реализации Стандарта развития конкуренции на региональном и муниципальном уровнях;
обеспечение достижения плановых значений целевых показателей содействия развитию конкуренции;
обеспечение открытости, прозрачности и доступности информации в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества.
4.2. Перечень направлений сотрудничества может дополняться и уточняться по согласованию между Сторонами.

5. Формы взаимодействия
5.1. Сотрудничество Сторон в рамках настоящего Соглашения будет реализовываться в следующих формах:
совместная реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в Воронежской области», утверждаемой распоряжением правительства Воронежской области;
совместное проведение аналитических работ (исследований, проектов) и подготовка экспертных заключений по вопросам развития конкурентной среды на региональном и муниципальном  уровнях;
проведение взаимных консультаций, обмен информацией по вопросам, связанным с реализацией настоящего Соглашения;
совместное проведение конференций, встреч, совещаний, семинаров и других мероприятий по вопросам, представляющим взаимный интерес;
осуществление совместных рабочих встреч, совместных мероприятий, способствующих достижению целей настоящего Соглашения, в том числе подведению итогов работы по реализации настоящего Соглашения и формирования задач на следующий период.

6. Порядок взаимодействия сторон
6.1. Департамент в пределах своих полномочий:
оказывает консультативную и методическую помощь по совершенствованию конкурентной политики в _________________ муниципальном районе (городском округе) Воронежской области, в том числе разрабатывает рекомендации, позволяющие реализовать требования по развитию конкуренции, достигать цели и соблюдать принципы внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
проводит консультации, встречи, переговоры, совещания, круглые столы и иные мероприятия, направленные на информационную поддержку внедрения Стандарта с привлечением субъектов предпринимательской и иной деятельности на территории Воронежской области;
информирует об успешных практиках внедрения Стандарта в других регионах страны;
формирует совместно с органами местного самоуправления плановые значения целевых показателей содействия развитию конкуренции ________________________ муниципального района (городского округа) области;
обеспечивает проведение мониторинга достижения значений целевых показателей содействия развитию конкуренции _____________________________ муниципальным районом (городским округом) Воронежской области;
формирует предложения об улучшении эффективности и результативности деятельности администрации _______________________________ муниципального района (городского округа) в области содействия развитию конкуренции;
реализует иные действия, направленные на реализацию настоящего Соглашения.
6.2. Администрация в пределах полномочий по решению вопросов местного значения:
определяет лицо, ответственное за взаимодействие с представителями Сторон по вопросам выполнения настоящего Соглашения;
осуществляет мониторинг реализации действующих муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы внедрения Стандарта;
обеспечивает реализацию мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в Воронежской области, в части закрепления ответственности;
разрабатывает и утверждает муниципальный план по реализации мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в Воронежской области, за выполнение которых является ответственным исполнителем;
осуществляет мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг  ______________________муниципального района (городского округа), в том числе путем проведения опросов предпринимателей;
осуществляет мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг и состоянием ценовой конкуренции на товарных рынках ______________________муниципального района (городского округа) Воронежской области, в том числе путем проведения опросов потребителей;
осуществляет мониторинг административных барьеров и оценку состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности на товарных рынках __________________________муниципального района (городского округа) Воронежской области, в том числе путем проведения опросов предпринимателей;
осуществляет мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия _________________________муниципального района  (городского округа) в которых составляет 50 и более процентов;
обеспечивает достижение плановых значений целевых показателей содействия развитию конкуренции согласно приложению 1 к настоящему Соглашению;
осуществляет мониторинг степени достижения плановых значений целевых показателей содействия развитию конкуренции _________________муниципального района (городского округа);
ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, обеспечивает представление в исполнительные органы государственной власти Воронежской области, в соответствии с подведомственностью, информации для ведения мониторинга достижения ________________________муниципальным районом (городским округом)  плановых значений целевых показателей содействия развитию конкуренции и прогнозирования их значений на плановый период;
принимает участие в реализации механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, в рамках которых обеспечивается учет мнения потребителей товаров, работ и услуг субъектов естественных монополий при согласовании и утверждении схемы территориального планирования ______________________муниципального района (генерального плана городского округа);
проводит совещания, круглые столы и иные мероприятия, направленные на информационную поддержку внедрения Стандарта с привлечением субъектов предпринимательской и иной деятельности на территории ___________________ муниципального района (городского округа)  Воронежской области;
принимает участие в совещаниях, круглых столах и иных мероприятиях, организуемых Департаментом;
принимает участие в подготовке аналитической информации о развитии конкуренции на рынках  _______________________ муниципального района (городского округа), в том числе на основе опросов и мониторингов.
6.2.1. Направляет в Департамент:
запросы по разъяснению процедурных вопросов внедрения Стандарта;
предложения по актуализации дорожной карты, а также перечня приоритетных и социально значимых рынков области на основе приоритетов, определенных муниципальным инвестиционным стандартом и стратегией социально-экономического развития ___________________муниципального района (городского округа);
информацию о деятельности _______________________ муниципального района (городского округа) (в рамках соглашения) по содействию развитию конкуренции.
6.2.2. Ежегодно в срок до 5 февраля года, следующего за отчетным, представляет в Департамент:
 информацию о достигнутых значениях целевых показателей содействия развитию конкуренции в _______________ муниципальном районе (городском округе)  за отчетный год для подведения итогов, согласованную с исполнительными органами государственной власти Воронежской области, в соответствии с подведомственностью;
показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы ___________________ муниципального района (городского округа) (по запросу Департамента).

7.  Дополнительные условия
7.1. Заключение настоящего Соглашения не влечет возникновение финансовых обязательств Сторон.
7.2. Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязательств, принятых на себя Сторонами в соответствии с другими договорами и соглашениями.
7.3. Каждая Сторона не будет выступать с публичными заявлениями в отношении реализации настоящего Соглашения без предварительного согласования с другой Стороной в части, касающейся их сотрудничества в рамках настоящего Соглашения.
7.4. Стороны обязуются соблюдать конфиденциальность условий настоящего Соглашения и всей информации, переданной в качестве конфиденциальной информации или в качестве информации, которую по характеру следует считать конфиденциальной.

8. Заключительные положения
8.1. В рамках реализации настоящего Соглашения Стороны могут заключать отдельные соглашения, договоры по всем направлениям сотрудничества.
8.2. Возможные расхождения в толковании и применении положений настоящего Соглашения, возникающие в ходе его реализации, подлежат разрешению путем консультаций.
8.3. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания
и действует в течение одного года. В дальнейшем Соглашение автоматически продлевается на каждый последующий год при условии, что ни одна из Сторон заблаговременно, но не позднее, чем за один месяц до истечения срока его действия, не заявит в письменной форме другой Стороне о своем намерении расторгнуть настоящее Соглашение.
8.4. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто в любое время в период его действия по взаимной договоренности Сторон, выраженной в письменной форме. Соглашение будет считаться расторгнутым по истечении одного месяца после письменного уведомления одной из Сторон о его прекращении другой Стороны.
8.5. Настоящее Соглашение может быть изменено только путем составления письменного документа, подписанного Сторонами. Все приложения и дополнения к настоящему Соглашению являются его неотъемлемой частью.
8.6. Реализация настоящего Соглашения будет осуществляться строго в соответствии с принципами открытой конкуренции. Настоящее Соглашение, а также указанные в настоящем Соглашении действия не направлены на ограничение сотрудничества Сторон с другими организациями и не преследует цели ограничения деятельности других организаций в регионе.
8.7. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

Подписи сторон:

От департамента экономического развития

Воронежской области

 

От администрации______________

______________________________ муниципального района Воронежской области

 

Руководитель департамента экономического развития Воронежской области

 

___________ А.М. Букреев

 

«______»_________________

МП

 

 

Глава ________________________

муниципального района Воронежской области

 

______________ Ф.И.О

 

«______»___________________

МП