О внедрении нового механизма административного обжалования в сфере строительства

Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области  в связи с расширением полномочий рекомендует обратить внимание органов местного самоуправления на внедрение нового механизма административного обжалования в сфере строительства.
С 2016 года антимонопольный орган наделен полномочиями по рассмотрению жалоб по «короткой процедуре» в отношении уполномоченных органов и сетевых организаций при осуществлении процедур в сферах строительства.
С августа 2018 года заработал обновленный механизм административного обжалования в сфере строительства, который в полной мере позволяет пресекать нарушения в действиях органов власти различного уровня.
Указанный механизм предусматривает возможность для  предпринимателей направлять жалобы по так называемой «короткой процедуре» в отношении органов власти, в том числе органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и сетевых организаций при осуществлении различных процедур в сфере строительства.
Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены исчерпывающие перечни процедур в таких сферах строительства как:
- жилищное строительство Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 №403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства»;
- строительство объектов водоснабжения и водоотведения Постановление Правительства РФ от 07.11.2016 №1138 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения и правилах ведения реестров описаний процедур»;
- строительство объектов электросетевого хозяйства Постановление Правительства от 27.12.2016 №1504 «Об исчерпывающем перечне в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кв и о правилах ведения реестра описаний указанных процедур»;
- строительство объектов капитального строительства нежилого назначения Постановление Правительства от 28.03.2017 № 346 «Об исчерпывающем перечне в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения;
- строительство сетей теплоснабжения Постановление Правительства от 17.04.2017 №452 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесений в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения».
Самыми распространенными процедурами, с которыми сталкиваются предприниматели и которые попадают в поле зрения антимонопольных органов, являются:
- предоставление разрешения на строительство и его продление;
- предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- заключение договоров на развитие территории;
- предоставление градостроительного плана земельного участка;
- предоставление акта проверки объекта капитального строительства;
- и др.
Обжалование в антимонопольный орган действия либо бездействия в сфере строительства органа местного самоуправления допускается в течение трех месяцев.
Заявителем может являться любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, права или законные интересы, которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления названных процедур в сфере строительства.
Заявитель вправе обжаловать такие действия, как:
- нарушение сроков осуществления процедуры;
- требование органа местного самоуправления осуществить процедуру, не включенную в перечень;
- незаконный отказ в приеме заявлений;
- предъявление непредусмотренных требований к заявителю и к пакету документов.
Жалоба рассматривается антимонопольным органом в срок, не превышающий 7 рабочих дней. По итогам рассмотрения выносится решение об обоснованности или необоснованности жалобы. В случае, если выявлено нарушение действующего законодательства, антимонопольным органом выдается обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.
Кроме того, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность (статья 14.9.1) в виде штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, а при повторности совершения такого правонарушения в течение года штраф уже может составить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.
В целях выявления негативных тенденций в сфере градостроительных отношений Центральный аппарат ФАС России проводит активную работу по информированию участников рынка строительства о механизме обжалования административных процедур в строительстве.
По результатам указанной работы возможно увеличение количества обращений в антимонопольный орган от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, права или законные интересы, которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления различных процедур в сфере строительства.
В связи с изложенным,  считаем важным обратить внимание органов местного самоуправления на необходимость проведения превентивной работы с целью минимизации фактов ущемления прав предпринимателей в сфере строительства.