Рекомендации потребителям электрической энергии о возможности выбора продавцов электрической энергии

Сфера деятельности: Электроэнергетика

До недавнего времени сфера электроэнергетики была изначально естественно-монопольной, то есть на рынке электроснабжения всегда действовал только один хозяйствующий субъект, имеющий на праве собственности либо ином законном основании объекты электросетевого хозяйства (электрические сети, трансформаторные подстанции и т.д.), посредством которых только в единственном лице оказывал конкретному потребителю услуги по передаче электрической энергии (сетевой вид деятельности) и услуги по купле-продаже этой энергии (сбытовой вид деятельности).
В связи с этим, указанный хозяйствующий субъект всегда имел возможность в одностороннем порядке оказывать решающее влияние на общие условия обращения электрической энергии на данном товарном рынке.
Учитывая полное отсутствие какой-либо конкуренции между электроснабжающими организациями, в силу нахождения рынка услуг по электроснабжению в состоянии естественной монополии, взаимоотношения между  поставщиком (продавцом) и потребителем электрической энергии исключали фактическую возможность последнего свободно выбирать для себя поставщика (продавца) электрической энергии. Это означало, что потребитель электрической энергии, по указанным причинам не мог по своему усмотрению (исходя из собственных интересов) заключить договор электроснабжения с любой электроснабжающей организацией, кроме той к электрическим сетям которой технологически присоединен потребитель.
На территории Воронежской области одними из крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке электроснабжения, являлись ОАО «Воронежэнерго», МУП «Воронежская горэлектросеть», а также районные МУПы «горсети», которые в одном лице осуществляли деятельность по передаче электрической энергии и деятельность по купле-продаже этой энергии.  
С вступлением в 2006 г. в силу Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации в связи с принятием федерального закона "об электроэнергетике"» (далее Закон о переходном периоде) ситуация в сфере электроэнергетики кардинально изменилась.
В соответствии со ст. 6 указанного закона, с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
Исходя из требования указанной нормы, процесс электроснабжения в Российской Федерации с 1 апреля 2006 г. не может осуществляться одной организацией (за исключением случаев заключения поставщиком (продавцом) электроэнергии договора с сетевой организацией в интересах потребителя об оказании последнему услуг по передаче электроэнергии). В настоящее время электроснабжение осуществляется как минимум двумя хозяйствующими субъектами – поставщиком (продавцом) электроэнергии на основании договора поставки (купли-продажи) электроэнергии и сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электроэнергии.
Таким образом, Законом о переходном периоде рынок услуг по электроснабжению «был разбит» на два самостоятельных товарных рынка:
   - рынок услуг по передаче электрической энергии (на котором действуют сетевые организации в пределах своей сетевой инфраструктуры);
   - рынок услуг по купле-продаже электрической энергии (на котором действуют энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, независимо от территории и местонахождения сетевой инфраструктуры).
Тем самым на рынке услуг по купле-продаже электрической энергии были созданы реальные условия для возникновения и развития конкуренции между энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками.
Управлением ФАС по Воронежской области ежегодно проводится исследование состояния конкуренции на рынке услуг по розничной реализации (купле-продаже) электрической энергии Воронежской области в ходе которого устанавливается и изучается, помимо иных необходимых характеристик данного товарного рынка, состав продавцов электрической энергии.
Так, по состоянию на 2009 г. на  рынке услуг по розничной реализации (купле-продаже) электрической энергии Воронежской области действовали следующие хозяйствующие субъекты:
   - ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» (г. Воронеж, ул. Меркулова, 7 «а», тел. 618-708);
   - ОАО «Нижноватомэнергосбыт» (Воронежский филиал) (Воронежская область, г. Семилуки, ул. Ленина, д.5а, оф.8, 394026, тел. 393-701);
   -  ОАО «Сибурэнергоменеджмент» (г. Воронеж, Ленинский пр-кт, д. 15. корп. 2, оф. 224, тел. (4732) 394-929);
   - ООО «Русэнергосбыт» (г. Москва, ул. Капранова, д. 3, 123242, тел. (495) 926-99-00);
   - ООО «Межрегиональная энергосбытовая компания» (г. Москва, Кутузовский пр-кт, д. 12, стр. 10, 121248,  тел/факс (495) 661-07-98);
   - ОАО «Воронежатомэнергосбыт» (г. Воронеж, ул. Дзержинского, д. 12А, тел/факс. 227-141; 227-142).
В связи с этим, с учетом многочисленных обращений по вопросу возможности выбора продавцов электрической энергии, поступающих в Управление ФАС по Воронежской области, информируем всех потребителей электрической энергии Воронежской области о наличии возможности выбора любого из указанных выше продавцов электрической энергии и рекомендуем для заключения договора поставки электрической энергии обращаться к любому из них в зависимости от своего волеизъявления и своих интересов.