Особенности рекламы в сфере строительства

Требования к рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также рекламы,  связанной с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений  установлены в статье 28 (Реклама финансовых услуг) Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», согласно которой
Пункт 6. Не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений (несет ответственность рекламодатель)
Пункт 7. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом (несет ответственность рекламодатель и рекламораспространитель)
Пункт 8. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, не допускается до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет») проектной декларации, государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства (несет ответственность рекламодатель и рекламораспространитель)
Пункт 9. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, не допускается в период приостановления в соответствии с федеральным законом деятельности застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (несет ответственность рекламодатель)
Пункт 10. Требования частей 7 - 9 настоящей статьи распространяются также на рекламу, связанную с уступкой прав требований по договору участия в долевом строительстве (несет ответственность рекламодатель)
Пункт 11. Реклама, связанная с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений, должна содержать:
1) информацию о порядке покрытия членами жилищного накопительного кооператива понесенных им убытков;
2) сведения о включении жилищного накопительного кооператива в реестр жилищных накопительных кооперативов;
3) адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (в том числе в сети «Интернет»), на котором осуществляется раскрытие информации жилищным накопительным кооперативом (несет ответственность рекламодатель и рекламораспространитель)
Пункт 12. В рекламе, связанной с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений, не допускается гарантировать сроки приобретения или строительства таким кооперативом жилых помещений (несет ответственность рекламодатель)
Типичные нарушения статьи 28 в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, выражаются в следующем:

  • в рекламе указывается адрес объекта недвижимости, но не сообщается, что этот объект строится на условиях участия в долевом строительстве,
  • в рекламе отсутствуют сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом

Особенности рекламы работ,  которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (работы по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства)
В силу части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в праве выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама товаров (работ, услуг), на производство и (или) на реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В данном случае, таким «специальным разрешением» (п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе») будет являться выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам (ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного  кодекса РФ).
Тем самым, в случае осуществления рекламы работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства без наличия свидетельства, указанного в ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного Кодекса РФ, наступает состав нарушения пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
За нарушение положений статьи 7 ФЗ «О рекламе» несут ответственность, как рекламодатель, так и рекламораспространитель. При этом, на основании статьи 13 ФЗ «О рекламе», рекламодатель по требованию рекламораспространителя, обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе.
Обязательного указания в рекламе сведений о наличии у строительной организации упомянутого свидетельства о допуске, законодательством о рекламе не предусмотрено.