О размещении рекламы на многоквартирных домах

В Воронежское УФАС России поступают обращения по вопросу законности размещения рекламных конструкций на общей долевой собственности многоквартирных домов. По мнению Воронежского УФАС России, органам местного самоуправления, субъектам рекламной деятельности и владельцам общей долевой собственности многоквартирных домов необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие и несущие конструкции данного дома.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006г № 38 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе), установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии с ч. 10 ст. 19 ФЗ «О рекламе», установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Таким образом, для выяснения вопроса наличия / отсутствия разрешения на установку объектов наружной рекламы / рекламных конструкций закрепленных на многоквартирных домах следует обращаться в уполномоченный орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 6-8 ст. 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем требований статьи 19 (Наружная реклама и установка рекламных конструкций) законодательством Российской Федерации о рекламе не предусмотрена.
Учитывая вышеизложенное, вопросы пресечения незаконной установки рекламной конструкции на многоквартирном доме находятся вне компетенции антимонопольной службы.
Вместе с тем,  в соответствии со ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Протокол об административном правонарушении по указанной статье составляют должностные лица органов внутренних дел, рассмотрение дел возбужденных по указанной статье осуществляют судьи,  арбитражные судьи.
При этом следует отличать рекламную конструкцию  от вывески.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», указанный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации  «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Таким образом, размещение вывески в месте нахождения (месте осуществления деятельности) организации (в том числе магазина) является обязательным. Данная обязанность вытекает из прав владельца организации (магазина) по использованию помещений многоквартирного дома, полученных в установленном порядке.
Учитывая изложенное, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием коммерческого обозначения либо фирменного наименования, не может рассматриваться в качестве рекламы. Соответственно, на такую конструкцию не распространяются требования Федерального закона «О рекламе».
Следовательно, размещение вывески организации (в месте ее нахождения) на многоквартирном доме не требует согласия собственников помещений.