Рекомендация по разделению видов деятельности

Сфера деятельности: Электроэнергетика

До недавнего времени сфера электроэнергетики была изначально естественно-монопольной, то есть на рынке электроснабжения всегда действовал только один хозяйствующий субъект, имеющий на праве собственности либо ином законном основании электросетевую инфраструктуру и в связи с этим имел возможность в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения электрической энергии на данном товарном рынке.
На территории Воронежской области одними из крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке электроснабжения, являлись ОАО «Воронежэнерго», МУП «Воронежская горэлектросеть», а также районные МУПы «горсети», которые в одном лице осуществляли деятельность по передаче электрической энергии и деятельность по купле-продаже этой энергии.
С принятием ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…» (далее Закон о переходном периоде…» ситуация в сфере электроэнергетики изменилась.
В соответствии со ст. 6 данного закона, с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
Исходя из требования указанной нормы, процесс электроснабжения в Российской Федерации с 1 апреля 2006 г. не может осуществляться одной организацией (за исключением случаев заключения поставщиком (продавцом) электроэнергии договора с сетевой организацией в интересах потребителя об оказании последнему услуг по передаче электроэнергии). В настоящее время электроснабжение осуществляется как минимум двумя хозяйствующими субъектами – поставщиком (продавцом) электроэнергии на основании договора поставки (купли-продажи) электроэнергии и сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электроэнергии.
Одновременно данной нормой предусмотрено, что юридические лица – хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнение установленных данной статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством РФ.
Таким уполномоченным органом в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27.10.2006 года № 628 «Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением юр.лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменений в положение о ФАС…» является Федеральная антимонопольная служба.
В рамках указанных полномочий Воронежским УФАС России уже принято ряд решений в отношении ОАО Завод железобетонных конструкций», ОАО «Завод Эталон», ОАО «Автотранссервис», ЗАО «Воронежстройкомплектмонтаж-2000», МУП МТК «Воронежпассажиртранс», ОАО «Деловой центр «Икар» и других хозяйствующих субъектов о принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения), в связи с тем, что данные хозяйствующие субъекты не выполнили в установленный срок требования ст. 6 Закона о переходном периоде.
Как показывает практика проводимых Воронежским УФАС России проверок, в основном, выявляются факты совмещения деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже этой энергии.
В настоящее время по результатам проводимых проверок хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения требований законодательства об электроэнергетики, Воронежским УФАС России выявлен еще ряд фактов, свидетельствующих о невыполнении требований ст. 6 Закона о переходном периоде по которым также будут приняты соответствующие решения.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что подавляющее большинство хозяйствующих субъектов Воронежской области (около 90%) надлежащим образом выполнили требования названного закона либо принимают все необходимые меры в целях его выполнения. В их числе и хозяйствующие субъекты, которые подпадают под исключения, установленные ст. 6 Закона о переходном периоде и «Положением об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд», утв. постановлением Правительства РФ от 06.06.2006 г. № 355.
Хотелось бы обратить внимание на то, что некоторые лица (коммерческие организации, муниципальные учреждения, государственные органы) являющиеся потребителями электрической энергии не в полной мере осознают ответственность и последствия невыполнения своих обязательств, связанных с реализацией требований ст. 6 Закона о переходном периоде.
В качестве примера можно привести следующий: ООО, совмещающее деятельности по передаче и купле-продаже электроэнергии в целях выполнения требований ст. 6 Закона о переходном периоде направило своим потребителям уведомление о необходимости заключения отдельного договора на покупку электрической энергии с гарантирующим поставщиком этой энергии – ОАО «ВЭСК», а с ООО к электрическим сетям которого присоединены эти потребители – договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Один из потребителей этой организации (управляющая компания) игнорирует такие уведомления ООО, полагая, что он не должен заключать отдельные договоры ни с гарантирующим поставщиком ни с сетевой организацией.
Учитывая, что управляющая компания является организацией, которая оказывает населению коммунальные услуги, в том числе и по электроснабжению, указанное бездействие данного потребителя может привести к веерным отключениям электроэнергии, что в свою очередь может привести к катастрофическим последствиям не только него самого, но и населения, которое своевременно оплачивает за потребленную электроэнергию, а соответственно к социальному напряжению в регионе.
Подобные ситуации достаточно распространены.
В связи с этим, Воронежское УФАС России обращает внимание на то обстоятельство, что юридическая ответственность за возможные негативные последствия, которые наступили либо могут наступить в результате не выполнения требований ст. 6 ФЗ от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ полностью лежит на совмещающим естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности в электроэнергетике хозяйствующих субъектах и потребителях электрической энергии, присоединенных к его электрическим сетям, в связи с тем, что данными лицами не были приняты все зависящие от них меры по соблюдению в добровольном порядке требований ст. 6 ФЗ от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ.