Руководитель Управления выступил на еженедельном оперативном совещании у губернатора Воронежской области

16 июня 2014 года руководитель Управления В. В. Рохмистров выступил с докладом о ситуации с заключением договоров поставки товаров местного производства в торговые сети и перспективах развития в Воронежской области.
В. В. Рохмистров отметил, что необходимость дальнейшего развития конкурентной среды в сфере розничной торговли обуславливается, в частности, тем обстоятельством, что потребительский рынок является важной бюджетообразующей отраслевой системой, которая опережает многие отрасли по вкладу в бюджет области.
Поступление платежей в бюджетную систему Российской Федерации от оптовой и розничной торговли составляет более 17% от общих платежей по Воронежской области. Весьма велики и налоговые поступления от субъектов потребительского рынка. На территории Воронежской области во всех сегментах потребительского рынка функционируют порядка 20 тыс. предприятий, в данной сфере занято около 200 тысяч работников.
Поэтому, как отметил В. В. Рохмистров, необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование этой сферы, прежде всего, на основе эффективной реализации принципов конкурентной политики. В настоящее время организационным механизмом этой работы в Воронежской области является региональная программа «Развитие конкуренции в Воронежской области на 2013 - 2015 годы».
Задачи, которые ставятся Правительством РФ, предусматривают дальнейшее совершенствование деятельности по развитию конкуренции на основе внедрения регионального Стандарта развития конкуренции, который проходит сейчас апробацию в ряде регионов России, а с 2015 года будет внедряться во всех субъектах РФ. Это, безусловно, требует большой подготовительной работы, которую начинать нужно уже сейчас.
Руководитель Управления отметил, что для решения стоящих задач требуется оптимизация и формирование современной торговой инфраструктуры, обеспечение экономической и территориальной доступности товаров и услуг торговли для населения области, совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли, а также содействие строительству в сельской местности торговых объектов современных форматов за счет реализации муниципальных программ.
Сформировавшаяся на потребительском рынке области конкурентная среда позволяет сделать вывод о том, что на нем не существует непреодолимых барьеров для доступа товаров, произведенных как в области, так и за ее пределами. Отсутствует доминирование отдельных крупных сетевых торговых структур.
Практика работы УФАС свидетельствует о не значительном количестве нарушений антимонопольного законодательства в сфере потребительского рынка в последнее время.
Однако имеют место ограничения на вхождение мелких товаропроизводителей в розничные торговые сети, обеспечение которых товарами осуществляется через распределительные центры, обслуживающие несколько областей, с учетом покупательских предпочтений наибольшего количества потребителей.
Мелкие производители ориентированы на локальный рынок и не имеют достаточных средств для проведения маркетинговых мероприятий по продвижению продукции. В этой связи Программой намечена реализация мероприятий, направленных на повышение культуры потребления местной продукции, в том числе продукции мелких производителей.
В. В. Рохмистров сообщил, что приоритетами развития конкурентной среды в сфере розничной торговли являются продолжение реализации мер, обеспечивающих равные условия доступа всех хозяйствующих субъектов, оптимизация ценообразования на потребительском рынке, совершенствование системы контроля за состоянием рынка социально значимых товаров, развитие торговой и логистической инфраструктуры.
Основной проблемой, которая в первую очередь способствует неправомерному ограничению доступа местных сельхозтоваропроизводителей в торговые сети является, с одной стороны - высокий уровень латентности нарушений торговыми сетями требований Закона о торговле, с другой – низкий уровень правовой грамотности самих товаропроизводителей, которые либо вообще не обращаются и не заявляют в уполномоченные государственные и правоохранительные органы о нарушениях положений Закона от торговле со стороны торговых сетей, либо при взаимодействии с торговыми сетями допускают действия (бездействие) исключающие возможность установления и доказывания конкретных фактов нарушения требований законодательства. При этом отсутствует система взаимодействия товаропроизводителей, торговых сетей, органов исполнительной власти субъекта РФ и контролирующих органов.
В сфере торговли достаточно острым для области является преодоление следующих негативных явлений:
1. ликвидация диспропорций в системе товародвижения, неудовлетворительного соотношения складских и торговых площадей;
2. более тщательный учет потребности различных социальных групп населения при строительстве торговых объектов;
3. преодоление существенного отставания процессов структурной перестройки и развития оптового логистического звена от запросов розничной торговли;
4. обеспечение должного развития обеспечивающих функционирование торговых сетей систем логистики, объектов транспортной инфраструктуры: автостоянок, парковок и других сервисных служб;
5. преодоление сложившегося неравномерного размещения объектов торгового обслуживания без достаточного учета потребностей населения, особенно в сельской местности.
Для решения указанных проблем Управление предлагает реализовать меры по следующим направлениям:
- совершенствование контрольной деятельности;
- совершенствование профилактической работы;
- совершенствование структурной и организационной деятельности (проведение ярмарок, открытие магазинов шаговой доступности, развитие логистических центров во взаимоувязке с потребностями населения в торговых услугах более высокого качества и др.).
В частности целесообразно реализовать следующие предложения:
1. Уполномоченным органам исполнительной власти субъекта РФ на территории региона организовать взаимодействие между торговыми сетями и товаропроизводителями на основе соответствующих механизмов, обеспечивающих прозрачную систему взаимодействия с эффективным последующим контролем за результатами с широким использованием положений Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров.
2. Результаты работы указанной системы взаимодействия использовать как в целях контроля, так и в целях поощрения (протекционизма):
- торговых сетей имеющих высокие объемы реализуемой продукции Воронежских товаропроизводителей;
- Воронежских товаропроизводителей, поставляющих большие объемы продукции в торговые сети.     
3. Сформулировать и внести предложения об изменении в законодательство о торговле, дополнив его нормами предусматривающими:
- исчерпывающий перечень оснований/критериев при которых торговая сеть вправе отказаться от заключения договора поставки продовольственных товаров с поставщиком таких товаров;
- обязанность торговой сети обеспечивать определенную долю (в пропорциональном соотношении) полочного пространства для реализации продукции местного товаропроизводителя соответствующего региона.
4. Организовать работу по подготовке к внедрению в области регионального Стандарта развития конкуренции.
Также в ходе совещания В. В. Рохмистров осветил практику работы Управления по недавно вступившему в силу Закону о контрактной системе.