ООО «РВК-Воронеж» и его генеральный директор оштрафованы в сумме на 83 660 360 рублей 27 копеек за незаконное взимание платы за подключение к сетям и заключение недопустимого соглашения с АО «ЕПСС ЖКХ ВО»

28 июля 2016 года Воронежским УФАС России были привлечены к административной ответственности ООО «РВК-Воронеж» и его должностное лицо в виде штрафов в размере 39 369 060 рублей 22 копеек и 20 000 рублей соответственно.
Ранее, по результатам рассмотрения предоставленных Управлением Федеральной службы безопасности по Воронежской области (УФСБ по Воронежской области) материалов, действия ООО «РВК-Воронеж» и АО «ЕПСС ЖКХ ВО» по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, которым ООО «РВК-Воронеж» оказывает коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО «РВК-Воронеж» указанные коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» признаны нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Учитывая нормы жилищного законодательства (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ и п. 63 Правил № 354), ООО «РВК-Воронеж» обязано принимать от собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах плату за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению самостоятельно либо через третьих лиц, являющихся платежными агентами или банковскими платежными агентами.
Однако между ООО «РВК-Воронеж» и АО «ЕПСС ЖКХ» заключен договор, в соответствии с которым стороны пришли к соглашению о том, что все собираемые денежные средства за оказанные ООО «РВК-Воронеж» коммунальные услуги поступают не на расчетный счет этой организации, как исполнителя коммунальных услуг, а на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ». При этом при осуществлении приема указанных денежных средств на свой расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ» выступает от своего имени.
В результате указанных действий АО «ЕПСС ЖКХ» и ООО «РВК-Воронеж» собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах искусственно были созданы обязательства перед АО «ЕПСС ЖКХ», которое не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни представителем исполнителя коммунальных услуг, ни платежным агентом, банковским платежным агентом и которое в нарушение требований действующего жилищного законодательства самостоятельно производит расчеты за исполнителя коммунальных услуг (ООО «РВК-Воронеж»).
При таких обстоятельствах, действия ООО «РВК-Воронеж» являются нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Ответственность за подобное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, на основании которой, ООО «РВК-Воронеж» и его должностное лицо были привлечены к административной ответственности в виде штрафов в размере 39 369 060 рублей 22 копеек и 20 000 рублей соответственно, что исчисляется исходя из выручки предприятия за предыдущий год и является минимальным пороговым значением по данному виду правонарушения.
Раннее Воронежским УФАС России были привлечены к административной ответственности ООО «РВК-Воронеж» и его должностное лицо в виде штрафов в размере 44 251 300 рублей 05 копеек и 20 000 рублей соответственно.
Действия ООО «РВК-Воронеж, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем незаконного взимания с ООО «Бизнес Кар Воронеж» платы за оказание услуги по технологическому присоединению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения здания, принадлежащего ООО «Бизнес Кар Воронеж», были признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ООО «РВК-Воронеж», оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению потребителей, технологически присоединенных к его водопроводным и канализационным сетям, является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает  доминирующее положение на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению в пределах своих сетей (зоны обслуживания).
Вместе с тем, в соответствии с порядком ценообразования плата за услуги по технологическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения может взиматься организацией водопроводно-канализационного хозяйства исключительно только по тарифу, установленному уполномоченным государственным органом.
Между ООО «РВК-Воронеж» и ООО «Бизнес Кар Воронеж» был заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, согласно которому плата за подключение составляла 0 рублей.
Однако позже «РВК-Воронеж» выставило ООО «Бизнес Кар Воронеж» счет на оплату за оказание услуги по технологическому присоединению (врезке) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения здания ООО «Бизнес Кар Воронеж», который последним был оплачен.
Вместе с тем ООО «РВК-Воронеж» не вправе было взимать с ООО «Бизнес Кар Воронеж» плату по причине отсутствия у ООО «РВК-Воронеж» документа уполномоченного государственного органа об утверждении тарифа на услуги по технологическому присоединению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения.
В результате указанных действий ООО «РВК-Воронеж» были ущемлены интересы ООО «Бизнес Кар Воронеж», поскольку ООО «Бизнес Кар Воронеж» понесло необоснованные расходы при подключении своего здания к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах, действия ООО «РВК-Воронеж» являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Ответственность за подобное нарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, на основании которой, ООО «РВК-Воронеж» и его должностное лицо были привлечены к административной ответственности в виде штрафов в размере 44 251 300 рублей 05 копеек и 20 000 рублей соответственно, что является минимальным пороговым значением по данному виду правонарушения, рассчитываемом от суммы выручки нарушителя за предыдущий год.
Результаты работы направлены в первую очередь на защиту прав и законных интересов граждан Воронежской области в части обеспечения прозрачности расчетов за жилищно-коммунальные услуги, юридических лиц в части обеспечения прав на условия доступа к инфраструктуре и явились (в части) следствием эффективного межведомственного взаимодействия, в указанном случае между Воронежским УФАС России и УФСБ по Воронежской области.