На совещании в правительстве Воронежской области обсудили меры по ограничению участия в государственных закупках недобросовестных поставщиков

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

15 апреля 2019 года руководитель Управления Д. Ю. Чушкин выступил с докладом на еженедельном оперативном совещании у губернатора Воронежской области А. В. Гусева.
Он проинформировал собравшихся об организации работы по ограничению участия в государственных закупках недобросовестных поставщиков товаров, работ, услуг.
Руководитель Управления сообщил, что Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает ряд мер, направленных на выявление недобросовестных поставщиков и пресечение их деятельности.
Одной из таких мер является реестр недобросовестных поставщиков – так называемый «черный список» лиц с отрицательной деловой репутацией, уклонившихся от заключения контрактов, а также тех поставщиков и подрядчиков, контракты с которыми расторгнуты по решению суда или в связи с односторонним отказом, вызванным существенным нарушением условий договора.
Сведения содержатся в реестре два года, на этот срок компании лишаются возможности участия в государственных и муниципальных закупках.
Кроме того, внесенные в реестр недобросовестных поставщиков компании лишаются денежных средств, направленных в качестве обеспечения заявок на участие в торгах и обеспечения исполнения контракта, суммы по которым, как правило, составляют до 30% от начальной цены контракта.
Д. Ю. Чушкин рассказал, что на сегодняшний день реестр содержит более 12 000 записей о недобросовестных поставщиках, из которых 304 – по поставщикам, зарегистрированным на территории Воронежской области. С 2006 года Воронежским УФАС России в реестр была включена 941 запись о недобросовестных хозяйствующих субъектах. В 2018 году Управлением было рассмотрено 396 обращений о включении поставщика в «черный список».
Руководитель Управления отметил, что действия недобросовестных поставщиков особенно опасны при осуществлении социально важных закупок, например, лекарств или продуктов питания. Сфера поставки продуктов в последние годы является для Воронежской области наиболее уязвимой. В 2018 году сразу несколько компаний не исполнили контракты на поставку продуктов питания в социальные учреждения: детские сады, больницы, дома престарелых и инвалидов. Были сорваны также поставки медицинских изделий и печного топлива (угля).
Вместе с тем, Д. Ю. Чушкин обратил внимание собравшихся на то, что анализ правоприменительной практики показал, что многие государственные и муниципальные заказчики не в полной мере используют предоставленные законом права, которые позволяют обезопаситься от недобросовестных поставщиков.
Так, некоторые учреждения не в полной мере, а иногда и вообще не предусматривают обеспечение заявок, подаваемых на торги, не предусматривают обеспечение исполнения контракта.
Кроме того, некоторые заказчики не направляют информацию о расторжении контрактов в антимонопольный орган или расторгают контракт по соглашению сторон, что исключает возможность признать поставщика недобросовестным и включить его в Реестр.
Подобные действия государственных заказчиков оставляют безнаказанными недобросовестных поставщиков, как в финансовом плане, так и отсутствием в упомянутом Реестре, что в итоге позволяет продолжать участвовать в государственных тендерах и вести недобросовестную деятельность.
По названным признакам нарушений Воронежским УФАС России будут проведены соответствующие контрольные мероприятия.
Также Управлением будут подготовлены рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков о порядке и сроках направления
в антимонопольный орган сведений о недобросовестных поставщиках.