В Управлении прошли публичные обсуждения, посвященные правоприменительной практике за 4 квартал 2019 года

10 декабря 2019 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области были проведены публичные обсуждения, посвященные правоприменительной практике за 4 квартал 2019 года.
Мероприятие традиционно проходило в Актовом зале на юридическом факультете Воронежского государственного университета (г. Воронеж, пл. Ленина, 10а, корпус 9, 9 этаж).
В ходе публичных обсуждений были рассмотрены результаты правоприменительной практики Управления, типичные нарушения антимонопольного законодательства, законодательства в сфере рекламы и недобросовестной конкуренции.
Вместе с тем в рамках мероприятия в расширенном формате обсуждались вопросы применения законодательства в сфере размещения государственных закупок.
В публичных обсуждениях приняли участие представители общественных объединений предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей Воронежской области, общественных организаций, органов исполнительной власти, муниципальных районов и городских округов Воронежской области.
После краткого вступительного слова руководителя Воронежского УФАС России Д. Ю. Чушкина первым с докладом выступил заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного контроля Управления С. В. Михин.
Он проинформировал собравшихся об основных показателях работы Управления за 4 квартал 2019 года, а также привел примеры наиболее значимых дел в различных сферах.
Кроме того, он рассказал о проводимой Управлением работе по декартелизации сферы закупок для государственных и муниципальных нужд, по итогам которой уже проведен ряд дел по сговорам на торгах, по выявлению и пресечению нарушений со стороны органов власти, а также о контроле рекламы и недобросовестной конкуренции.
В частности, С. В. Михин отметил дело в отношении ОАО «РЖД» за навязывание невыгодных условий договора. Монополист взимал с предприятия ежесуточно плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, по сути переложив бремя его содержания на эту организацию.
Вместе с тем он привел в пример дело в отношении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, на действия которого поступило несколько жалоб от участников закупки на ремонт или замену лифтов в домах. В аукционной документации был указан неточный срок оплаты выполненных работ, а также иные условия, нарушающие требования законодательства. Так, работы надо было провести в 2019 году, а оплата могла быть произведена до 2022 года. В результате итоги аукциона были аннулированы, после исполнения предписания Управления удалось добиться экономии более 30 000 000 рублей.
Начальник отдела контроля закупок Воронежского УФАС России Ю. В. Рощупкина рассказала о проводимой работе в сфере контроля соблюдения требований законодательства о закупках.
Она осветила статистические показатели по рассмотренным жалобам и проведенным проверкам, в том числе по закупкам, проведенным в рамках национальных проектов.
Также она перечислила наиболее часто встречающиеся нарушения при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок, такие как формирование технического задания аукциона на поставку товара без учета действующих ГОСТов, неопубликование проектной документации в полном объеме, установление требований о предоставлении документов без учета действующих редакций законодательных актов и ряд других.
Кроме того, Ю. В. Рощупкина отметила основные изменения в законодательстве о контрактной системе.
О практике применения административной ответственности Воронежским УФАС России в 2019 году, а также об ответственности в сфере законодательства о контрактной системе сообщил заместитель начальника отдела контроля закупок Воронежского УФАС России Р. В. Колмаков.
Он озвучил основные статистические показатели работы Управления в этом направлении, а также типы наиболее распространенных нарушений. Кроме того, он рассказал об особенностях взаимодействия Управления с органами прокуратуры и финансовыми органами контроля.
Об основных ошибках заказчиков при расторжении контракта и направлении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков сообщил специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления И. В. Качкин.
Он отметил принципы ведения реестра, механизм включения в него организаций, особенности расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке, проведения приемки товара и экспертизы на предмет его соответствия контракту.
К наиболее распространенным ошибкам заказчиков при расторжении контракта И. В. Качкин отнес такие, как некачественное описание объекта закупки, отсутствие требования о предоставлении обеспечения заявок или исполнения контракта, отсутствие надлежащего контроля за ходом исполнения контракта и многие другие.
О механизме осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также о причинах возникновения проблем и путях их решения рассказал государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Воронежского УФАС России Г. М. Мелкумян.
Он отметил основные пробелы в законодательстве, связанные с необходимостью ужесточения требований к участникам закупок, а также готовящиеся изменения.
Также он осветил проводимую Управлением целенаправленную работу по выявлению и пресечению картелей в сфере госзакупок, включая сферу дорожного строительства, которая является одним из приоритетных направлений Национального плана развития конкуренции.
О совершенствовании закупочной деятельности для нужд региона в 2019 году сообщил первый заместитель руководителя Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Т. Г. Семеренко.
Руководитель Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж А. А Зенин отметил основные проблемы соблюдения антимонопольного законодательства, с которыми сталкиваются муниципальные заказчики при ведении хозяйственной деятельности и проведении закупок.
Ведущий инспектор инспекции экспертно-аналитической работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области Е. А. Головина рассказала об основных нарушениях, выявляемых Контрольно-счетной палатой Воронежской области при осуществлении аудита в сфере закупок.
Об основных проблемах, с которыми сталкиваются субъекты малого предпринимательства и местные производители, при участии в государственных и муниципальных закупках сообщил заместитель председателя Общественного совета при Воронежском УФАС России Р. В. Лисичко.