Департаменту здравоохранения Воронежской области выдано предписание за нарушение законодательства при обеспечении льготных категорий граждан медицинскими изделиями

9 сентября 2020 года действия Департамента здравоохранения Воронежской области при проведении закупок на поставку тест-полосок для измерения уровня глюкозы в крови для обеспечения льготных категорий граждан, страдающих сахарным диабетом, были признаны нарушением части 2 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».
Ранее в Управление поступили обращения ряда граждан по вопросу правомерности закупки Департаментом одной торговой марки указанных тест-полосок.
В ходе разбирательства было установлено, что для проведения анализа уровня глюкозы в крови пациентами с сахарным диабетом используется ряд портативных систем различных производителей (глюкометров), при этом каждый глюкометр предполагает использование исключительно тест-полосок совместимых с такой портативной системой.
Льготные категории граждан имеют право на обеспечение необходимыми медицинскими изделиями и расходными материалами к ним из регионального бюджета. При этом законодательством не закреплен способ приобретения (получения) гражданами глюкометров.
При рассмотрении дела Управлением было выявлено, что заявителям неоднократно было отказано лечащими врачами медицинских учреждений по месту проживания в выписке льготных рецептов на приобретение тест-полосок к уже имеющимся в пользовании портативным системам.
Кроме того, заявителям были предложены в качестве гуманитарной помощи глюкометры производителя ООО «Компания «ЭЛТА» с последующей выпиской расходных материалов к ним. Факт наличия других торговых наименований глюкометров фиксировался в медицинской карте пациентов, а также в федеральном регистре больных сахарным диабетом.
Однако при формировании документации для закупки расходных материалов к глюкометрам медицинскими организациями данная потребность не учитывалась, были указаны тест-полоски только одного производителя ООО «Компания «ЭЛТА».
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» аптечные и медицинские работники не вправе принимать от организаций, занимающихся реализацией медицинских изделий, медицинские изделия для вручения пациентам.
Кроме того, при формировании медицинской организацией заявки на приобретение тест-полосок необходимо учитывать недопустимость закупок тест-полосок, подходящих исключительно для глюкометров, пожертвованных льготополучателям тем или иным производителем (представителем производителя) при наличии у пациентов в пользовании глюкометров иных производителей.
Действия Департамента здравоохранения Воронежской области в рассматриваемом случае имеют признаки создания преимущественных условий производителям изделий конкретных торговых марок «Сателлит», «Сателлит экспресс», «Сателлит плюс», и, как следствие, ограничения конкуренции на рынке производителей продукции для измерения уровня глюкозы в крови в пределах Воронежской области.
Таким образом, Департамент здравоохранения Воронежской области нарушил часть 2 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», которая запрещает органам исполнительной власти осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Департаменту здравоохранения Воронежской области было выдано предписание о прекращении указанного нарушения путем проведения последующих закупок на поставку тест-полосок для глюкометров для обеспечения льготных категорий граждан, страдающих сахарным диабетом, различных торговых марок в зависимости от приоритетности модели гюкометра, указанной в медицинских картах пациентов и в Федеральном регистре сахарного диабета, а также на основании решений врачебных комиссий.