Ещё раз о бензине.

23.06.2009 года. За минувшую неделю розничные цены на бензин выросли не только в Воронежской области, но и в России. Этот факт материально озадачил в первую очередь автолюбителей, а свои журналистские расследования стали проводить представители СМИ. И это правильно, как сказал бы классик... Что же касается Воронежского Управления Федеральной антимонопольной службы России, то здесь события развивались (и продолжают развиваться) следующим образом. Напоминаем.

В соответствии с поручением Правительства РФ, заданием ФАС России «О работе по контролю ситуации на рынке нефтепродуктов», Управлением ФАС по Воронежской области (далее Управление) осуществляется еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо (далее нефтепродукты).

По результатам указанного мониторинга Управлением было выявлено 3 нарушения антимонопольного законодательства, выдано 4 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях, по результатам которых наложены административные штрафы, общая сумма которых составила 19 741 674 рублей.

Все решения, предписания и постановления Управления о привлечении к административной ответственности оспариваются в арбитражном суде, который ни по одному делу до настоящего времени не принял окончательного решения.

Для справки сообщаем следующие сведения по рассмотренным Управлением делам на розничном рынке реализации нефтепродуктов:

1. В отношении ОАО «Воронежнефтепродукт» и ООО «Лукойл-нижневолжскнефтепродукт» возбуждено дело № 104-10К о нарушении антимонопольного законодательства.

Суть нарушения: экономически, технологически необоснованное установление различных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на территории Воронежской области (п. 6 ч. 1 ст. 10 ФЗ О защите конкуренции»).

Меры:

- ОАО «Воронежнефтепродукт» выдано предписание о прекращении злоупотреблении доминирующим положением и совершении действий направленных на обеспечение конкуренции (установить на своих АЗС/АЗК одинаковые цены на реализуемые нефтепродукты).

ОАО «Воронежнефтепродукт» привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 6 818 743 рубля (дело № 07.04-14.31 об административном правонарушении);

- ООО «Лукойл-нижневолжскнефтепродукт» выдано предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

-ООО «Лукойл-нижневолжскнефтепродукт» привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 11 922 932 рубля (дело № 08.04-14.31 об административном правонарушении).

2. В отношении ОАО «Воронежнефтепродукт» возбуждено дело № 26-10К о нарушении антимонопольного законодательства.

Суть нарушения: установление и поддержание монопольно высокой цены на автомобильный бензин и дизельное топливо на розничном рынке реализации нефтепродуктов в Воронежской области.

Меры:

- выдано предписание о прекращении злоупотреблении доминирующим положением и совершении действий направленных на обеспечение конкуренции (установить отпускные (розничные) цены на автомобильный бензин и дизельное топливо не выше уровня при котором рентабельность услуг по розничной реализации нефтепродуктов (норма прибыли, получаемая от реализации нефтепродуктов) будет равна уровню средневзвешенной (с учетом объема розничной реализации нефтепродуктов) рентабельности услуг по розничной реализации нефтепродуктов, сложившейся во II-III кварталах 2008 г.);

- выдано предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

- в настоящее время подготовлены материалы к возбуждению дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.

3. Дела № 28.04-19.8; № 28.04-19.8 об административных правонарушениях в отношении ОАО «Воронежнефтепродукт».

Суть нарушений: предоставление в Воронежское УФАС России заведомо недостоверных сведений о ценах на реализуемые нефтепродукты.

Меры: ОАО «Воронежнефтепродукт» привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 699 999 рублей.

4. Дело № 30.04-19.5 об административном правонарушении в отношении ОАО «Воронежнефтепродукт».

Суть нарушения: неисполнение в срок решения и предписания Воронежского УФАС России по делу № 104-10К о нарушении антимонопольного законодательства (экономически, технологически необоснованное установление различных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на территории Воронежской области.

Меры: ОАО «Воронежнефтепродукт» привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 300 000 рублей.

При этом, существенным, является то обстоятельство, что решения и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства были вынесены Управлением

23.12.2008 г. (об установлении одинаковых розничных цен на нефтепродукты на территории Воронежской области – ОАО «Воронежнефтепродукт»);

07.05.2009 г. (об установлении отпускных (розничных) цены на автомобильный бензин и дизельное топливо не выше уровня при котором рентабельность услуг по розничной реализации нефтепродуктов (норма прибыли, получаемая от реализации нефтепродуктов) будет равна уровню средневзвешенной (с учетом объема розничной реализации нефтепродуктов) рентабельности услуг по розничной реализации нефтепродуктов, сложившейся во II-III кварталах 2008 г. - ОАО «Воронежнефтепродукт»)

Однако до настоящего времени они не исполнены, так как рассматриваются в арбитражном суде. Судебные заседания по этим делам неоднократно отлагаются судом, в том числе по причине оспаривания ОАО «Воронежнефтепродукт» и ООО «Лукойл-нижневолжскнефтепродукт» своего доминирующего положения на розничном рынке реализации нефтепродуктов Воронежской области. И это при том, что ОАО «Воронежнефтепродукт» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, что само по себе, в соответствии с действующими положениями законодательства РФ, свидетельствует о доминирующем положении хозяйствующего субъекта (п. 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5).

Данная ситуация, на наш взгляд, необоснованно затягивает судебные процессы, а, самое главное, решение такого важного вопроса, имеющего социально-экономическое значение для нашего региона и затрагивающего интересы неопределенного круга лиц, как ценовая политика на розничном рынке услуг по реализации нефтепродуктов (автомобильный бензин и дизельное топливо). Причины, которыми АЗС мотивируют повышения цены на бензин, является повышение оптовых (закупочных) цен на бензин (АИ 76 на 13%, АИ 92 на 22%, АИ 95 на 21,5%, ДТ на 6,5%).