• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

О требованиях законодательства при проведении закупочной деятельности муниципальными унитарными предприятиями

Указом Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции в том числе, определена ответственность для органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции. В целях реализации основных направлений по развитию конкуренции в качестве приоритета в своей деятельности для всех органов власти должно быть обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. С учетом рекомендаций направленных на активизацию работы по развитию конкуренции в муниципальных образованиях Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области считает необходимым обратить внимание на следующее.
С 01.01.2017 муниципальные предприятия при проведении закупок товаров, работ, услуг должны руководствоваться требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), т.е. являются заказчиками в понимании статьи 3 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с требованиями указанного закона Заказчики должны размещать в единой информационной системе извещения о проведении закупок в форме аукциона, конкурса, запроса котировок, запроса предложений, извещения о закупке у единственного поставщика, сведения о заключенных контрактах, отчеты об исполнении контрактов, планы закупок, планы-графики закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок должны использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Воронежским УФАС России в 2017 году проведен ряд внеплановых проверок закупочной деятельности отдельных муниципальных предприятий, учрежденных органами местного самоуправления Воронежской области и проведена работа по получению и анализу документов и сведений о закупочной деятельности большей части муниципальных предприятий области.
В соответствии с требованиями части 9 статьи 17 Закона № 44-ФЗ утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана.
План закупок должен утвердить руководитель муниципального предприятия в течении 10 рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных средств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.
План финансово-хозяйственной деятельности составляется на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), после утверждения, которого план финансово-хозяйственной деятельности при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение органу, осуществляющему функции и полномочия его учредителя (либо по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, утверждается учреждением).
Проведенные контрольные мероприятия выявили, что муниципальными предприятиями не осуществляются предусмотренные Законом № 44-ФЗ действия, сопровождающие закупочную деятельность в соответствии с требованиями законодательства, не своевременно размещаются или полностью отсутствуют в единой информационной системе сведения о закупке у единственного поставщика, информация о заключенных контрактах, а также  отчеты об исполнении контрактов, планы закупок и планы-графики закупок.
В настоящее время самыми распространенными нарушениями являются такие как: осуществление закупок без проведения конкурсов (аукционов), нарушение сроков размещения плана закупок и плана-графика закупок после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок — т. е. полное отсутствие конкурентных способов определения муниципальными предприятиями поставщиков товаров, работ и услуг, в том числе и извещений о закупках у единственного поставщика.
При этом в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик должен разместить в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в статье 42 Закона № 44-ФЗ.
Статьями 7.29, 7.29.3 и 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц муниципальных предприятий за не проведение конкурентных процедур, неразмещение на www.zakupki.gov.ru документов и информации, размещение которых обязательно и за нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений), в размере до пятидесяти тысяч рублей.
С целью недопущения нарушений и наступления негативных последствий для ответственных должностных лиц муниципальных предприятий, рекомендуем довести до сведения руководства таких предприятий требования федерального законодательства.