Протокол №1 от 13.03.2013 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №1 от 13.03.2013 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Рохмистров Владимир Васильевич — руководитель Воронежского УФАС России.
Присутствовали: члены ОКС:
Гончаров Юрий Фёдорович — генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области
Девлетукаев Николай Алексеевич — Член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Дегтярев Николай Михайлович — председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»;
Корнев Константин Викторович — президент Ассоциации рекламных агентств;
Лютикова Марина Владимировна — президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области;
Наумов Сергей Дмитриевич — председатель Воронежского регионального Союза предпринимателей «Опора»;
Смикалов Андрей Борисович — председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Шендрик Ольга Анатольевна — специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Борсяков Алексей Викторович – начальник отдела транспортной инфраструктуры и логистики Департамента промышленности и транспорта Воронежской области; Башкирев Григорий Алексеевич – руководитель рекламно-информационного отдела АК «Полет»; Логошин Андрей Владимирович – начальник информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России; Михин Сергей Васильевич – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Попов Виталий Геннадьевич – заместитель руководителя Воронежского УФАС России; Шабунин Евгений Дмитриевич – директор ООО «Центральное агентство воздушных сообщений»; Шагунов Андрей Владимирович – генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа».
Вопросы:
1. Результаты работы Воронежского УФАС России за 2012 год. Обсуждение направлений работы в 2013 году.
2. Ситуация на рынке услуг по авиаперевозкам пассажиров в Воронежской области.
3. Разное.
По первому вопросу выступил Логошин Андрей Владимирович – начальник информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России. В своем докладе он рассказал о показателях, которые были достигнуты в работе Воронежского УФАС России в 2012 год.
Так в сфере пресечения монополистической деятельности за отчетный период было выявлено 16 фактов монополистической деятельности, по результатам рассмотрения которых было выдано 41 предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Наиболее характерными видами нарушений, выявленных Воронежским УФАС России в 2012 году, явилось экономически или технологически необоснованное прекращение или сокращение производства товара (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции») и экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (пункт 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).
Кроме того в истекшем году был применен совершенно новый инструмент воздействия на нарушителей – это выдача предупреждений и предостережений. Всего было направлено 7 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и 1 предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.
А. В. Логошин отметил, что введение в Закон «О защите конкуренции» института «предупреждения и предостережения», предусматривает возможность антимонопольного ведомства обходится без возбуждения дел по отдельным видам нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции», ограничиваясь лишь направлением предупреждения либо предостережения. В случае выполнения лицом, в чьих действиях (бездействии) содержатся признаки нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается. Данная форма воздействия на нарушителей уже доказала свою эффективность, за счет сокращения срока реагирования, так как у нарушителя появилась возможность оперативно устранить признаки нарушения законодательства, без процедуры возбуждения дела.
В 2012 году в рамках пресечения нарушений статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» Воронежским УФАС России было возбуждено и рассмотрено 24 дела по признакам нарушения ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции. По сравнению с 2011 годом, количество возбужденных дел по признакам нарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции» сохранилось приблизительно на прежнем уровне. Количество выявленных нарушений также соответствует уровню прошлого года.
В 2012 году Воронежским УФАС России возбуждено и рассмотрено 39 дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе и выдано 61 предписание о прекращении нарушения. Все выданные в отчетном периоде предписания были исполнены.
В качестве положительного примера совместной работы органов государственной власти за последний год А. В. Логошин отметил принятые на территории Воронежской области нормативные правовые акты, регулирующие вопросы размещения наружной рекламы, определены формы торгов, назначены органы власти, регулирующие отношения по неразграниченным землям, проводятся торги по предоставлению рекламных мест. Эти вопросы решены на муниципальном и областном уровнях.
К типичным нарушениям законодательства о рекламе можно по-прежнему отнести следующие:
- ст.24 - ч.7, отсутствие предупредительной надписи в рекламе лекарственных средств, медицинской техники и услуг;
- ст.28 - ч.1, отсутствие наименования лица, оказывающего финансовую услугу;
- ст.16, реклама в периодических печатных изданиях (в частности, размещение рекламы без пометки «реклама»).
Все чаще стали выявляться нарушения статьи 14 ФЗ «О рекламе», которая регулирует распространение рекламы в телепрограммах и телепередачах. В частности, распространяемая реклама на телеканале не предваряется сообщением о последующей трансляции рекламного блока или выдается за авторскую программу или социально-значимую новость. Подобные нарушения были выявлены на ведущих воронежских телеканалах.
А. В. Логошин сообщил, что при осуществлении контроля соблюдения требований Закона о размещении заказов за отчетный период в Управление поступило 465 жалоб от участников размещения заказа, по результатам рассмотрения которых было выявлено 343 нарушения требований законодательства о размещении заказов и выдано 165 предписаний. Также Управлением рассмотрено 131 обращение о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком и 192 уведомления о размещении заказа у единственного поставщика.
За отчетный период Управлением было рассмотрено 50 обращений о включении сведений о хозяйствующих субъектах в реестр недобросовестных поставщиков, из них по результатам проведения проверки сведения по 24 участникам размещения заказа были внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
В 2012 году Воронежским УФАС России были выявлены признаки нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в правовых актах и действиях властных органов, которыми были затронуты сферы деятельности общественного транспорта, организации рынков и ярмарок, размещения рекламных конструкций на муниципальном и государственном имуществе, строительства и строительного контроля, операций с недвижимым имуществом, включая земельные участки.
За отчетный период было рассмотрено 49 заявлений, из них выявлено 14 нарушений статьи 15. Большинство выявленных нарушений были связаны с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и дачей хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров, заключением договоров органами власти с хозяйствующими субъектами в приоритетном порядке.
Также имели место нарушения, связанные с необоснованным предоставлением органами местного самоуправления преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.
За отчетный период было рассмотрено 7 заявлений по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых возбуждено 10 дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдано 11 предписаний.
Выявленные нарушения антимонопольного законодательства были совершены в следующих сферах деятельности: строительства и строительного контроля, медицинской деятельности.
За отчетный период в Управление поступило 20 заявлений органов власти и органов местного самоуправления о даче согласия Управления на предоставление преференций. В итоге, за год по результатам рассмотрения заявлений о даче согласия на предоставления преференции Управлением приняты положительные решения по 7 заявлениям, по 13 заявлениям Управлением отказано в предоставлении преференции.
В отчетном периоде было возбуждено 195 дел об административной ответственности, из которых на товарных рынках 27, по рекламе 59 и 109 за нарушение процедуры размещения государственного заказа. По итогам рассмотрения административных дел было выдано 141 постановление о наложении административного штрафа на общую сумму 2684,5 тыс. руб. С учетом штрафов наложенных в предыдущие периоды сумма, уплаченная в бюджет по итогам 2012 года, составила 6533,43 тыс. руб. (1768,1).
А. В. Логошни отметил, что важным аспектом деятельности Воронежского УФАС России является предотвращение нарушений конкурентного законодательства, развитие конкуренции не только через систему наказания, но и путем информирования участников рынка о содержании норм, что повышает их готовность использовать конкурентное законодательство для защиты своих прав.
В рамках работы по адвокатированию конкуренции Управление стремится обеспечить максимальную прозрачность своей деятельности, а также способствует более широкому пониманию важности конкурентной политики и повышению доверия общественности к деятельности конкурентного органа.
В отчетном периоде Воронежским УФАС России была запущена тематическая еженедельная рубрика под названием «Конкурентная среда» на радио «Мелодия». Всего в отчетном периоде вышло 76 выпусков. В течении 2012 года в передаче освещались примеры наиболее распространенных случаев нарушения антимонопольного законодательства, прецедентные дела, проводимые Управлением, новшества в законодательстве, практика применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и о размещении заказов, а также освещается ход реализации Региональной программы развития конкуренции.  Всего в отчетном периоде вышло 76 выпусков.
Ещё одним эффективным форматом адвокатирования конкуренции в 2012 году было участие представителей Воронежского УФАС России в смотрах качества продуктов питания реализуемых на территории Воронежской области, которые проводились при поддержке Общественного движения ЦФО «Качество нашей жизни» и Торгово-промышленной палаты Воронежской области. Подобное участие позволило рассказать о практике антимонопольного ведомства в борьбе с недобросовестными производителями продуктов питания, а также рассказать о положениях закона о защите конкуренции и нарушение которых может повлечь для хозсубъекта наложение штрафа и выдачу предписания об устранении нарушения. На подобных мероприятиях представители Управления в своих докладах как правило информируют участников рынка о необходимости соблюдения принципов добросовестной конкуренции и приводят примеры дел проведенных Воронежским УФАС России.
В качестве инструмента адвокатирования конкуренции для представителей органов власти руководителем Управления продолжена практика проведения совещаний в администрациях муниципальных районов и городских поселений. Совещания проводились после приема граждан руководителем Управления в Общественной приёмной Полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе.
По второму вопросу выступил Михин Сергей Васильевич – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России. Он рассказал об актуальных вопросах развития конкуренции на рынке услуг по авиаперевозкам пассажиров Воронежской области в рамках реализации плана мероприятий «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.
Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2579-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
С. В. Михин сообщил, что данный план включает перечень мероприятий на 2013-2015 годы по развитию конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными «дорожными картами», разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции, а именно:
- включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти;
- внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
- снижение доли государственного сектора в экономике;
- развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;
- развитие конкуренции при осуществлении закупок;
- упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования;
- повышение уровня защиты прав потребителей.
Также С. В. Михин обратил внимание собравшихся на то, что согласно Дорожной карте до ноября 2013 г. должен быть принят акт Правительства РФ, которым должны быть утверждены планы мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков (в элекроэнергетике, на железнодорожном транспорте, в сфере почтовой связи, в сфере электросвязи, в сфере теплоснабжения, на газовых рынках, в сфере трубопроводного транспорта, в сфере услуг аэропортов, в сфере услуг портов).
С В. Михин озвучил планируемые показатели, которые должны быть достигнуты в рамках реализации Дорожной карты на рынке авиаперевозок к 2014 году:
- повышение коэффициента авиационной подвижности – 0,7;
- рост объема внутренних межрегиональных перевозок – 6,53 млн. пассажиров;
- количество соглашений о воздушных сообщениях, в которых сняты или смягчены ограничения по числу перевозчиков, установленным маршрутам, частотам, тарифам – 60;
- количество низкотарифных авиаперевозчиков – 2;
- доля крупных аэропортов (с численностью пассажиропотока не менее 1 млн. чел.), имеющих не менее двух поставщиков отдельных видов услуг по наземному обслуживанию воздушных судов – 80;
- количество авиационных маршрутов с частотой перелетов не менее 2-х рейсов в неделю – 1230.
Среди наиболее актуальных проблем на рынке авиаперевозок, подлежащих решению в рамках реализации Дорожной карты, С. В. Михин выделил:
- низкий коэффициент транспортной подвижности населения, высокая стоимость перевозок;
- существующий запрет на работу иностранных пилотов на российских авиалиниях приводит к снижению конкуренции между отечественными пилотами ввиду недостаточного количества молодых кадров и росту стоимости их услуг, в результате чего стоимость услуг российских пилотов выше, чем в авиакомпаниях стран СНГ;
- отсутствие низкотарифных перевозок;
- низкий уровень конкуренции в авиаперевозчной (на внутренних и международных маршрутах) и аэропортовой деятельности;
- существенное различие в тарифах на хранение топлива и заправку воздушных судов в крыло в различных аэропортах РФ;
- недостаточная доступность авиаперевозок;
- высокие сертификационные требования для региональных аэропортов.
Также по второму вопросу выступил Борсяков Алексей Викторович – начальник отдела транспортной инфраструктуры и логистики Департамента промышленности и транспорта Воронежской области. Он отметил, что в Воронежской области авиаперевозки осуществляет аэропорт «Воронеж», который имеет статус международного. ОАО «АК «Воронежавиа» является непосредственным собственником авиационной инфраструктуры и обеспечивает прием, отправку и обслуживание авиасудов.
Департаментом промышленности и транспорта Воронежской области совместно с мажоритарными акционерами ОАО «Воронежавиа» проводится ряд мероприятий, направленных на развитие аэропорта, на увеличение пассажиропотока и на привлечение инвестиций.
На сегодняшний день один из показателей, характеризующих деятельность аэропорта – это пассажиропоток. Начиная с 2009 года, он стабильно увеличивается в среднем на 60 000 пассажиров в год. На 2012 год пассажиропоток достиг показателя в 311 000.
Также А. В. Борсяков отметил, что существуют некоторые проблемы, связанные с развитием авиационной инфраструктуры. Для разрешения этих проблем была подана заявка в подпрограмму Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2012-2015 годы», в результате чего удалось привлечь федеральные средства на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, светосигнального оборудования и части перрона.
Правительством Воронежской области был подготовлен ряд писем в Министерство экономического развития по привлечению средств на дальнейшую реконструкцию аэропорта и расширение взлетно-посадочной полосы.
В настоящее время ведется работа по привлечению инвесторов для увеличения пассажиропотока и расширения географии полетов.
В своем докладе генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа» Шагунов Андрей Владимирович отметил, что Воронеж расположен удачно с точки зрения географического и транспортно-логистического размещения.
Он сообщил, что в настоящее время продолжается реконструкция аэродромного комплекса аэропорта Воронеж, которая расширяет его возможности по приему и обслуживанию современных типов воздушных судов большей пассажировместимости и повышенной комфортности.
Сегодня международный аэропорт Воронеж обеспечивает выполнение регулярных рейсов авиакомпаний «Полет», «ЮТэйр», «Руслайн», а также широкой программы чартерных рейсов других авиаперевозчиков, таких как «Саратовские авиалинии», Astra Airlines (Астра Эйрлайнз).
Также А. В. Шагунов отметил, что многие проблемы в развитии рынка авиаперевозок Воронежской области связаны с отсутствием ряда технических возможностей аэропорта, таких как, например, прием самолетов большой грузоподъемности. Для решения данных проблем необходимо завершить текущую реконструкцию аэропорта, однако ни по одному из этапов работ на сегодняшний день не сдано ничего.
Также по второму вопросу выступил директор ООО «Центральное агентство воздушных сообщений» Шабунин Евгений Дмитриевич. Он заметил, что роль конкуренции на рынке услуг по авиаперевозкам глубока и многогранна и является процессом состязательной борьбы за ограниченный спрос. В Воронеже ситуация сложилась далеко не самая лучшая.
Если брать по видам деятельности, то практически решенным можно считать создание конкурентной среды в области продажи авиаперевозок. На рынке присутствует множество агентств, туристических фирм, которые занимаются оказанием таких услуг, также сегодня можно купить билеты через интернет, не выходя из офиса или квартиры.
Есть условия для конкуренции в сфере заправки воздушных судов. При небольшой корректировке при данных объемах перевозок двух заправочных комплексов вполне достаточно.
Вместе с тем, Е. Д. Шабунин отметил, что система организации питания не выдерживает никакой критики, особенно это проявляется в часы задержек и скопления пассажиров. Много проблем у пассажиров, связанных и с удобством в аэровокзале и с пропускной способностью.
Главным тормозом развития конкуренции на рынке авиационных услуг Воронежской области является фактическая принадлежность аэропорта одной авиакомпании. В такой ситуации у владельцев данной авиакомпании имеется целый ряд способов оказания давления на конкурентов, начиная с самого простого – расписания, так как компания-владелец имеет возможность подобрать для своих самолетов самое удобное время.
Как отметил Е. Д. Шабунин, есть и более скрытые методы воздействия. У компании-владельца нет интереса в том, чтобы получить допуск на эксплуатацию самолетов компаний-конкурентов, также можно саботировать повышение сертификатов на техническое обслуживание самолетов компаний-конкурентов. Кроме того, можно выделить не приобретение соответствующей наземной техники, проведение определенной ценовой политики в отношении компаний-конкурентов, создание различного рода трудностей для представителей обслуживающего персонала других компаний.
Самостоятельный аэропорт, то есть аэропорт, не зависящий от перевозчиков, будет заинтересован в развитии конкурентной среды и привлечении как можно большего количества авиакомпаний и оказания как можно большего количества разнообразных услуг. От этого будет зависеть его экономическая самостоятельность и развитие. Такое положение будет выгодно и для населения, так как будет способствовать формированию более грамотной ценовой политики со стороны авиаперевозчиков.
В завершении своего доклада Е. Д. Шабунин обратил внимание собравшихся на то, что только смена собственника аэропорта будет важным и решающим шагом на пути к развитию конкуренции на рынке услуг по авиаперевозкам Воронежской области и послужит развитию аэропорта.

В ходе рассмотрения третьего вопроса был скорректирован план работы Общественно-консультативного совета при Воронежском УФАС России на 2013 год:
1 квартал Результаты работы Воронежского УФАС России за 2012 год. Обсуждение направлений работы в 2013 году. Ситуация на товарных рынках Воронежской области, меры по развитию конкуренции.
2 квартал Реализация Федерального закона №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в части условий вступления в СРО субъектов предпринимательства. Ход реализации Региональной программы развития конкуренции в Воронежской области на 2013-2015 г.г. Реализация плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №2579-р.
3 квартал Антимонопольный контроль и развитие конкуренции в сфере ЖКХ. Обсуждение доклада ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации». Контроль соблюдения торговыми сетями законодательства о торговле.
4 квартал Проблемы при реализации газа для производственных и коммунально-бытовых нужд. Ключевые направления Стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации. Административные барьеры, возникающие в сфере малого и среднего предпринимательства, пути решения.

Также в ходе заседания были одобрены следующие предложения:
1. Рекомендовать Департаменту промышленности и транспорта Воронежской области и ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа» в целях развития конкуренции и улучшения качества обслуживания пассажиров принять меры к привлечению авиаперевозчика из ОАО «Международный аэропорт Шереметьево».
2. Рекомендовать авиакомпании «Полет», являющейся собственником ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа», с целью развития конкуренции рассмотреть возможность продажи Воронежского аэропорта.
3. Рекомендовать ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа» с целью развития конкуренции и повышения качества работы осуществить действия, направленные на привлечение компаний, имеющих современное оборудование для заправки топливом и обслуживанию самолетов.

Дата проведения Совета: 
13 марта 2013, 15:00