Протокол №4 от 28.11.2013 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №4 от 28.11.2013 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Гончаров Юрий Фёдорович – генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области.
Присутствовали: члены ОКС:
Девлетукаев Николай Алексеевич – Член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Дегтярев Николай Михайлович – председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»;
Корнев Константин Викторович – президент Ассоциации рекламных агентств;
Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России;
Смикалов Андрей Борисович – председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Шендрик Ольга Анатольевна – специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Власов Анатолий Александрович – заместитель генерального директора – руководитель правового управления КПВО «Единая дирекция»; Климов Илья Александрович – начальник правового управления Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области; Крамаренко Светлана Викторовна – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Куклина Людмила Витальевна – начальник юридического управления ОАО «Газпром газораспределение Воронеж»; Машин Алексей Алексеевич – заместитель начальника отдела по борьбе с преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства ГУ МВД России по Воронежской области; Панкратьева Елена Витальевна – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Подлубная Зоя Борисовна – ведущий советник организационного отдела Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области; Попов Виталий Геннадьевич – заместитель руководителя Воронежского УФАС России; Сомова Елена Геннадьевна – член регионального центра НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль»; Степанов Роман Михайлович – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Черенков Игорь Васильевич – руководитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа город Воронеж; Шамрай Владимир Владимирович – ведущий эксперт Воронежского УФАС России.
Вопросы:
1. Проблемы при реализации газа для производственных и коммунально-бытовых нужд.
2. Программа развития конкуренции: итоги реализации в 2013 году.
По первому вопросу выступила Крамаренко Светлана Викторовна – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России.
Она рассказала о сложившейся в 2013 году в Воронежском УФАС России правоприменительной практике по делам, связанным с антимонопольным контролем на рынке услуг по газоснабжению.
Наиболее прецедентным является дело в отношении ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в экономически и технологически необоснованном уклонении от присоединения к газораспределительной системе домовладения, принадлежащего потребителю.
Заявителю были выданы технические условия на присоединение к действующему газопроводу, а также заключены: договор подряда на строительство газового ввода, договор подряда на монтаж внутридомового газового оборудования.
Указанные договоры были подписаны как со стороны ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», так и со стороны потребителя без каких-либо разногласий. В соответствии с заключенными договорами подряда ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» выполнило работы по газификации домовладения потребителя, при этом заявителем были подписаны акты приемки выполненных работ.
Однако фактически присоединение домовладения потребителя к газораспределительной системе осуществлено не было, несмотря на оплату и подписанные акты выполненных работ по причине не получения реестра от главы Тишанской администрации об уплате 25 000 рублей.
Управление считает, что установление и взимание администрацией Воронежской области в постановлении от 05.12.2007 г. № 1100 платы за право подключения к газораспределительной сети, противоречит требованиям федерального законодательства, а именно: п.п. 11,13 Правил выдачи технических условий, п. 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров, п.3-10 Правил подключения, которыми установление и взимание платы за право подключение к газораспределительным сетям органом исполнительной власти субъекта РФ не предусмотрена, в рассматриваемом случае должны применяться положения федерального законодательства, регулирующие соответствующие отношения, а именно: Правил выдачи технических условий, Правил подключения, Правил заключения и исполнения публичных договоров, как имеющие большую юридическую силу.
С. В. Крамаренко отметила, что иных критериев, кроме технической невозможности подключения конкретного объекта к газораспределительной сети, для отказа от выдачи технических условий действующее федеральное законодательство не предусматривает.
Разбирательство по данному делу было продолжено в судебных инстанциях.
Федеральный арбитражный суд при рассмотрении дела отметил, что судами низших инстанций не были учтены следующие обстоятельства:
1. Не исследованы и не дана оценка обстоятельствам, связанным со строительством, финансированием газопровода в селе Верхняя Тишанка, юридическим оформлением участия населения на стороне заказчика в строительстве этого объекта. В материалах дела также отсутствуют сведения о собственнике действующего газопровода и основаниях возникновения права собственности на этот объект. Не исследованы основания возникновения у ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» права владения и пользования газораспределительной системой в селе Верхняя Тишанка.
2. Не дана оценка основаниям возникновения у ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» полномочий по осуществлению контроля за исполнением постановления администрации Воронежской области от 05.12.2007 № 1100 «О мерах по реализации областной целевой программы «Газификация Воронежской области на 2010 - 2015 годы».
В настоящее время дело вновь рассматривается в Арбитражном суде Воронежской области.
Также по первому вопросу выступила Куклина Людмила Витальевна – начальник юридического управления ОАО «Газпром газораспределение Воронеж».
Она отметила, что ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» напрямую распределением газа не занимается, его основной обязанностью является транспортировка газа.  Также Л. В. Куклина обратила внимание собравшихся на то, что в описанном выше деле о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» стало заложником существования Постановления №1100. Она пояснила, что плата за подключение установлена только для присоединения к трубе, построенной за счет бюджета, если же газопровод построен не за счет средств областного бюджета, то это постановление не действует. ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» является эксплуатирующей организацией, поэтому сети, строящиеся за счет бюджета, как правило либо находятся в безвозмездном пользовании либо передаются в аренду. По сути ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» обязано производить подключение к газораспределительной системе по причине того, что денежные средства, взимаемые в соответствии с постановлением №1100, к организации не имеют никакого отношения.
Л. В. Куклина заметила, что ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», как организация, осуществляющая транспортировку газа и имеющая основной доход именно от этого вида деятельности, крайне заинтересована в подключении новых пользователей, потому что именно от этого зависит прибыль.
Однако указанное постановление и решение областного суда связывает руки ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», так как это действующий нормативный документ субъекта. Несоблюдение же антимонопольного законодательства чревато угрозой привлечения к административной ответственности.
Также проблемные моменты возникают в ситуациях, связанных с подключением к газопроводам, построенным за счет средства граждан, так как существует имущественный спор об оплате подключения теми потребителями, которые не принимали участие изначально в строительстве уличных сетей. На территории Воронежской области существуют два источника финансирования при строительстве газопроводов: за счет областного бюджета и за счет средств населения.
По второму вопросу выступил Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России.
Он сообщил, что в Воронежской области была разработана Программа по развитию конкуренции на период 2010-2012 гг. После завершения срока действия программы развития конкуренции, она была пролонгирована на период 2013-2015 гг., предусмотрев продолжение реализации целей и задач, определив приоритеты и направления развития конкуренции в регионе до 2016 года. Весьма существенный аргумент, обуславливающий принятие этого документа, состоит в том, что он позволяет обеспечить продолжение непростой работы по развитию конкуренции на системной основе, сохранив преемственность и организационные составляющие.
В. В. Рохмистров отметил, что качественная программа развития конкуренции является важным инструментом инвестиционной привлекательности области. Причем привлечение инвестиций в регионы является главной стратегией оценки Минрегионом России эффективности деятельности органов власти в субъектах Федерации.
В пролонгированной программе определены приоритетные товарные рынки для органов местного самоуправления и органов государственной власти.
Важная роль в формировании цивилизованных рыночных отношений отводится упорядочиванию процесса предоставления преференций. Согласованная позиция Воронежского УФАС и Правительства области обеспечили разработку и внедрение регламентных материалов в муниципальных образованиях, что значительно повысило качественный уровень предоставления документов для рассмотрения антимонопольным органом.
Также В. В. Рохмистров заметил, что в рамках реализации программы развития конкуренции эффективно действует механизм по борьбе с недобросовестной конкуренцией на товарных рынках. Успешное взаимодействие УФАС с ТПП, общественными организациями, контролирующими органами сформировало устойчивую практику пресечения недобросовестной конкуренции. Кроме того, особая роль в проведении эффективной конкурентной политики отводится образованию.
В. В. Рохмистров сообщил, что главным итогом работы по реализации программы развития конкуренции в 2013 году является то, что удалось все департаменты и управления Правительства Воронежской области включить в нее в качестве активных соисполнителей.

Дата проведения Совета: 
28 ноября 2013, 13:55