Протокол №2 от 09.06.2016 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №2 от 09.06.2016 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Гончаров Юрий Федорович – президент Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области»
Присутствовали: члены ОКС:
Гончаров Юрий Федорович – президент Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области»
Корнев Константин Викторович – президент ассоциации рекламных агентств г. Воронежа; заместитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в Воронежской области;
Лютикова Марина Владимировна – президент Некоммерческого партнерства «Гильдия Пекарей и Кондитеров Воронежской области»;
Смикалов Андрей Борисович – председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»; председатель комиссии по общественному контролю Общественной палаты Воронежской области;
Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России;
Шендрик Ольга Анатольевна – специалист-эксперт информационно-аналитического отдела (пресс-секретарь) Воронежского УФАС России, ответственный секретарь совета.
Приглашенные: Андрианов Анатолий Леонидович – руководитель контрольного управления правительства области; Гончаров Евгений Николаевич – руководитель Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области; Кондауров Роман Валерьевич – заместитель руководителя контрольного управления правительства области – начальник отдела контроля в сфере закупок; Чушкин Денис Юрьевич – заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок Воронежского УФАС России; Шамрай Владимир Владимирович – ведущий эксперт Воронежского УФАС России.
Вопросы:
1. Практика применения Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
2. Разное.
По первому вопросу выступил Чушкин Денис Юрьевич – заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок Воронежского УФАС России.
Он сообщил, что очень часто говорится о государственных и муниципальных закупках, об эффективности расходования бюджетных средств и об их экономии.
Однако нельзя без внимания оставить и процедуры осуществления закупок государственными и муниципальными предприятиями, автономными учреждениями, и другими обществами, в уставных капиталах которых основными участниками являются органы власти.
Источником финансирования для таких закупок являются внебюджетные средства, заработанные в основном от коммерческой деятельности. Тем не менее, органы власти нередко поддерживают созданные ими учреждения и предприятия, выделяя средства из соответствующих бюджетов. В связи с чем государственные и муниципальные учредители должны быть заинтересованы в развитии этих организаций и эффективном расходовании денежных средств.
На данный момент действует Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вступил в силу с 01.01.2012г.).
Согласно положениям этого Закона заказчики обязаны руководствоваться при закупке товаров, работ, услуг следующими принципами:
-    расширение возможности участия лиц в закупках;
-    информационная открытость закупки;
-    отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-    целевое и экономически эффективное расходование денежных средств.
Также Закон обязывает предприятия и учреждения с государственным и муниципальным участием осуществлять закупки товаров, работ, услуг с использованием конкурентных процедур в соответствии с разработанными ими самими положениями.
Д. Ю. Чушкин отметил, что несмотря на то, что областными и муниципальными предприятиями расходуются значительные объемы денежных средств, практике осуществления закупок данными лицами уделяется недостаточно внимания.
Порядок осуществления закупочной деятельности, предусмотренный Законом №223-Ф3, кардинально отличается от подходов к регулированию закупочной деятельности государственными заказчиками по Закону №44-ФЗ «О контрактной системе...». Порядок по 223-ФЗ для предприятий позиционируется, прежде всего, информационной открытостью закупок. Он является рамочным, устанавливает лишь минимальный перечень сведений, включаемых заказчиками в положение о закупке, предоставляет полную свободу заказчику в части определения правил осуществления закупочной деятельности. Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, порядок заключения и исполнения договоров устанавливается заказчиком самостоятельно.
На сегодняшний день, утвержденные заказчиками положения о закупках существенно отличаются по структуре и содержательному наполнению. Кроме того, в настоящее время отсутствуют законодательные ограничения условий для применения неконкурентной закупки – закупки у единственного поставщика. Данное обстоятельство вызывает опасения, связанные с возможным уклонением заказчиков от осуществления закупок на конкурентной основе.
Д. Ю. Чушкин сообщил, что некоторые предприятия предусматривают в своем положении о закупках возможность заключения договоров без проведения конкурентных процедур практически всех видов товаров, работ и услуг: строительные и ремонтные работы, компьютерная техника, бензин, автомобили и многое другое. А торги проводят несколько раз в год на приобретение «бумаги и карандашей».
Также нередки случаи установления необоснованно короткого срока для подачи заявок, например один день. Устанавливаются «завышенные» необъективные требования к участникам закупок. В таких случаях, конечно, заявки имеют возможность подать только «свои» кандидаты.
Такой подход не создает благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции при проведении закупок и эффективного расходования денежных средств.
Также можно отметить низкое доверие бизнеса к таким закупкам, проводимым госкорпорациями. Сегодня бизнес не так активно принимает участие в этих закупочных процедурах по сравнению с Законом №44-ФЗ.
Например, за 2015 год в Воронежское УФАС России поступило 56 жалоб от участников таких закупок, что в 10 раз меньше чем по Закону №44-ФЗ о контрактной системе. Половина из этих жалоб признаны обоснованными, выдано 26 предписаний, рассмотрено 20 дел об административных правонарушениях, в результате чего сумма наложенного штрафа равна 138 тыс. руб.
Среди проблемных моментов Д. Ю. Чушкин отметил, что на сегодняшний день антимонопольные органы не наделены правом проводить плановые и внеплановые проверки по закупкам госкорпораций.
В качестве примера неэффективного освоения денежных средств Д. Ю. Чушкин рассмотрел следующие ситуации.
Так, Управлением было возбуждено порядка 10 дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении федеральной государственной корпорации, находящейся на территории Воронежской области. Признаки нарушения выразились в установлении требования к участникам торгов по Закону № 223-ФЗ о выручке за 2012 год в размере более 1 миллиарда рублей. Причем аукционы были объявлены с начальной ценой не более 50 млн. руб. Заявители - лица, желающие принять участие в конкурентных процедурах на поставку оборудования для нужд военно-промышленного комплекса, не смогли реализовать свои права и подать заявки по причине отсутствия такой годовой выручки. Тем не менее, ранее успешно исполняли подобные контракты с аналогичными ценами, где заказчиком выступало это же предприятие.
Российская ассоциация производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» проинформировала об отсутствии российских производителей металлорежущих станков (предмет аукционов), чей размер выручки в последнем и последующих годах составлял бы более 1 млрд.руб.
Действия данного предприятия были признаны приводящими к ограничению конкуренции и квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства, в связи с чем были выданы предписания об аннулировании торгов.
Также Д. Ю. Чушкин выделил практику по рассмотрению дел в отношении одного из автономных учреждений Воронежской области. Данный субъект разместил 10 конкурсов по Закону №223-ФЗ на поставку компьютерной техники и выполнению работ по капитальному ремонту зданий и помещений. Источник финансирования - бюджетные денежные средства Воронежской области, предусмотренные государственной программой Воронежской области.
Воронежское УФАС России посчитало, что освоение бюджетных денежных средств автономным учреждением должно происходить по итогам проведения электронных аукционов по правилам Федерального закона №44-ФЗ. В связи с чем, были выданы предписания об аннулировании конкурсов, объявленных по Закону №223-ФЗ.
Также Д. Ю. Чушкин отметил применяемые указанным автономным учреждением критерии оценки конкурсных заявок, где весомость цены контракта составляла лишь 10-20 процентов, а «субъективный критерий» такой как «качество работы» и «квалификация участника» - 40-60 процентов. Данные цифры показывают, что заказчик уделяет минимальное внимание экономии бюджетных средств. Победителями во всех процедурах были признаны одни и те же фирмы (одна - на поставку компьютерной техники, другая - на выполнение работ по капитальному ремонту).
В поле зрения Воронежского УФАС в 2016г. попали также ряд муниципальных предприятий различных муниципальных районов области, которыми вообще не исполняются обязанности по закупке товаров конкурентными способами.
Несколько предприятий положения о закупках разработали, но на сайте их не разместили. С того периода времени, как действует 223-ФЗ для них, они ни разу не проводили конкурентных процедур, хотя бюджеты годовые у них миллионные.
Один из директоров таких предприятий был привлечен к административной ответственности, штрафы достаточно весомые. В настоящее время готовятся документы для правоохранительных органов для проверки.
Д. Ю. Чушкин отметил, что в данном направлении активизировала работу прокуратура, проводятся проверки в разных районах, выявляются нарушения, возбуждают дела об административных правонарушениях и направляются в Воронежское УФАС России.
Сложившаяся ситуация в сфере закупок государственными и муниципальными предприятиями требует кардинальных изменений в сторону открытости этих закупок и развития добросовестной конкуренции.
На одном из последних заседаний Правительства Российской Федерации Председатель - Дмитрий Анатольевич Медведев в очередной раз обратил внимание на необходимость совершенствования системы закупок компаниями с государственным участием.
Перечисленные выше негативные факты указывают на необходимость координации и централизации деятельности заказчиков, реализующих нормы Федерального закона №223-Ф3.
Воронежское антимонопольное управление в феврале 2015 года обозначало проблемы правоприменения Закона №223-ФЗ, в том числе, на совещании у Губернатора Воронежской области, и рекомендовало принять меры к централизации закупок, путем определения для проведения торгов уполномоченных лиц в виде структурных подразделений соответствующих органов исполнительной власти, а также разработать единое типовое положение о закупках для заказчиков.
Д. Ю. Чушкин сообщил, что хороших результатов достигла администрация городского округа город Воронеж, где определен уполномоченный орган для проведения торгов - Управление муниципальных закупок, разработаны единые типовые положения для закупок. Аналогичная работа проведена и на уровне Воронежской области.
Проблемными участками остаются районы Воронежской области, некоторые заказчики федерального уровня,
Также Д. Ю. Чушкин отметил, что в КоАП отсутствует административная ответственность для членов комиссий, в связи с чем Воронежским УФАС России готовятся рекомендации по изменению в КоАП в части привлечения к дисциплинарной ответственности.
Также по первому вопросу выступил Гончаров Евгений Николаевич – руководитель Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области.
Он отметил, что в 2015 году 77% закупок, проводимых предприятиями, подпадающими под действие Закона №223-ФЗ, осуществлялись у единственного поставщика.
На сегодняшний день уполномоченный орган, выполняющий функции специализированной организации, создан (подведомственное учреждение Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области). Всего под Закон 223 подпадают 190 предприятий областного подчинения, однако часть из них будут исключены из этого списка и подпадут под действие Закона №44-ФЗ, так как не опубликовали положение о закупках и будут готовы закупать по 44-ФЗ.
177 предприятий уже заключили с Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области соглашения, согласно которым оно проводит для них торги. Первые 200 торгов уже проведены, от этих процедур получены 7% экономии.
Е. Н. Гончаров отметил, что у поставщиков и подрядчиков есть недоверие к проведению торгов по 223-ФЗ. Так, по 44-ФЗ на аукцион приходят в среднем почти 3 участника, в то время как по 223-ФЗ – чуть меньше 2.
Недоверие со стороны коммерческих организаций со временем пройдет и участников станет больше, все необходимые мероприятия для этого проводятся. Созданы типовые положения о закупках, заключены типовые соглашения.
Воронежская область выходит в Минэкономразвития с проектом закона о том, чтобы типовое положение было обязательным, скорее всего в этом году закон будет принят.
Также Минэкономразвития готовится инициатива, согласно которой должен появиться настоящий уполномоченный орган для проведения торгов, взамен действующей сейчас схеме с заключением соглашения со спецорганизацией, которое не является обязательным. Данное изменение позволит регионам создавать уполномоченный орган как по 44-ФЗ.
Вместе с тем Е. Н. Гончаров обратил внимание собравшихся на то, что существует проблема с типовым соглашением – оно не может быть единым для всех. Есть организации, которым необходим более широкий перечень возможностей по проведению торгов.
К примеру, необходим механизм, чтобы в случае поставки некачественного товара была возможность быстро закупить замену.
По второму вопросу руководитель Воронежского УФАС России Рохмистров Владимир Васильевич проинформировал о работе, осуществляемой в области по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, и предложил членам ОКСа направить в Управление информацию об имеющихся, по их мнению, проблемах, сдерживающих развитие предпринимательства и предложениях по их решению.

В результате обсуждения вопроса были одобрены следующие предложения:
1. Рекомендовать Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области рассмотреть возможность разбивать аукционы, для участия в которых необходимо предоставить крупные финансовые гарантии, на более мелкие лоты, чтобы в них могли принять участие представители малого бизнеса.
2. Рекомендовать Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области обратить внимание заказчиков на необходимость проведения усиленного контроля поставляемой продукции в торгах, где участники предлагают цену контракта существенно ниже сложившейся в среднем на рынке цены в данном сегменте.
3. Активизировать работу с профильными отраслевыми союзами.

Дата проведения Совета: 
9 июня 2016, 16:15