Протокол №3 от 21.09.2016 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №3 от 21.09.2016 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России
Присутствовали: члены ОКС:
Гончаров Юрий Федорович – президент Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области»
Корнев Константин Викторович – президент ассоциации рекламных агентств г. Воронежа; заместитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в Воронежской области;
Лютикова Марина Владимировна – президент Некоммерческого партнерства «Гильдия Пекарей и Кондитеров Воронежской области»;
Смикалов Андрей Борисович – председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»; председатель комиссии по общественному контролю Общественной палаты Воронежской области;
Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России;
Шендрик Ольга Анатольевна – специалист-эксперт информационно-аналитического отдела (пресс-секретарь) Воронежского УФАС России, ответственный секретарь совета.
Приглашенные:  Логошин Андрей Владимирович – заместитель руководителя-начальник Информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России; Попов Виталий Геннадьевич – заместитель руководителя Воронежского УФАС России.
Вопросы:
1. О состоянии развития конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках в Воронежской области.
2. Актуальные изменения в антимонопольном законодательстве, законодательстве о торговле.
По первому вопросу выступил Логошин Андрей Владимирович – заместитель руководителя-начальник Информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России.
Он сообщил, что в этом году впервые был подготовлен отчет о состоянии развития конкуренции по регионам РФ. Он направлен в Правительство РФ, Аналитический центр при Президенте.
Согласно Распоряжению правительства Воронежской области от 28 апреля 2015 г. № 257-р в нашем регионе определены для содействия развития конкуренции следующие социально значимые и приоритетные рынки:
1. Рынок услуг дошкольного образования.
2. Рынок медицинских услуг.
3. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства.
4. Розничная торговля.
5. Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом.
6. Рынок услуг связи.
7. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления.
8. Рынок услуг дополнительного образования детей.
9. Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
10. Рынок услуг в сфере культуры.
11. Рынок услуг социального обслуживания населения.
Приоритетные рынки, на которых с учетом специфики региона необходимо реализовывать мероприятия содействующие повышению уровня развития конкуренции:
1. Рынки сельскохозяйственной техники, комплектующих и запасных частей.
2. Рынок овощной и свежей фруктово-ягодной продукции.
3. Рынок туристических услуг.
А. В. Логошин сообщил, что по итогам 2015 года Федеральными министерствами и ведомствами, а также Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов и Федеральной антимонопольной службой России впервые проведена рейтинговая оценка глав субъектов Российской Федерации по уровню содействия развитию конкуренции. По результатам оценки Воронежская область заняла первое место в рейтинге, набрав максимальное интегральное итоговое значение оценки 90,18%. Второе и третье места в рейтинге заняли «пилотные» регионы по внедрению Стандарта развития конкуренции, это Нижегородская область с результатом оценки 79,43% и Хабаровский край – 76,1%.
По оценке федеральных экспертов, опыт Воронежской области по внедрению Стандарта развития конкуренции признан лучшей региональной практикой в стране по итогам 2015 года. В мае 2016 года Воронежскую область посетила делегация экспертов Всемирного банка с целью обсуждения проблемных направлений совершенствования конкурентной политики в регионах Российской Федерации, а также поиска наиболее эффективных решений в соответствии с международной практикой. Международные эксперты высоко оценили инновационные подходы к внедрению Стандарта развития конкуренции в нашем регионе.
Основная часть предпринимателей, принявших участие в опросе, охарактеризовала деятельность органов власти на основном рынке их бизнеса, как положительную. Более 50% респондентов считают, что власти помогают бизнесу своими действиями, 15,7% что «в чем-то помогают, а в чем-то мешают».
А. В. Логошин отметил, что среди наиболее существенных административных барьеров участники опроса субъектов бизнеса назвали высокие налоги и нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
Также выделяют еще ряд барьеров, но они все имеют долю ниже 10%, такие как сложность получения доступа к земельным участкам 9,0%, сложность/затянутость процедуры получения лицензий 7,6%.
Преодолимыми административные барьеры для ведения текущей деятельности и открытия нового бизнеса на представляемом ими рынке, в той или иной мере считают 63,7% предпринимателей, труднопреодолимыми – порядка 15%.
Вместе с тем, считают, что нет административных барьеров 40,3%, административные барьеры есть, но они преодолимы без существенных затрат 23,4%.
При этом наихудшие показатели отмечены в сегменте консалтинговых (43% отметило непреодолимые и труднопреодолимые барьеры) и медицинских услуг (34%).
А. В. Логошин рассказал, что большое внимание было уделено состоянию развития конкуренции в муниципальных районах.
Наиболее благоприятная ситуация с административными барьерами сложилась в Павловском, Новоусманском, Рамонском, Верхнехавском, Бобровском, Таловском, Эртильском районах – где более двух третей предпринимателей считают, что административные барьеры отсутствуют, «антилидерами» среди районов стали Поворинский, Терновский, Кантемировский, Каширский и Семилукский.
Ухудшение ситуации в контексте преодоления административных барьеров за последние три года отметило только 6,5% респондентов, 11% считают,  что ситуация значительно не изменилась. Большинство же убеждено, что ситуация улучшается или остается благоприятной – такой точки зрения придерживается более 55% участников опроса.
По мнению предпринимателей меры по повышению конкурентоспособности продукции предпринимателям необходимо осуществлять не реже раза в год. При этом для рынков с очень высокой конкуренцией подобные действия менее актуальны, чем для сегментов с высокой и умеренной конкуренцией.
Большинство предпринимателей указали на значительное увеличение числа конкурентов как на рынках, которые они представляют, так и среди поставщиков основного закупаемого товара для производства и реализации их продукции.
А. В. Логошин  сообщил, что качеством товаров наиболее удовлетворены граждане на таких рынках как, рынок сахара, газоснабжения, электроснабжения, рынку услуг связи, молока и молочной продукции.
Менее всего удовлетворены по рынкам, которые включены в число приоритетных и социально значимых.
Результаты опроса свидетельствуют, о том, что респонденты в целом удовлетворены ситуацией с качеством товаров и услуг, возможностью выбора и уровнем цен на большинстве товарных рынков Воронежской области. Показатели в разных муниципальных образованиях отличаются незначительно, а негативные изменения за последние три года отметило небольшое количество опрошенных.
По результатам опроса, потребители не довольны возможностью выбора в сегменте услуг детского отдыха и оздоровления, управления многоквартирными домами, медицинских услуг и на приоритетном рынке  туристических услуг.
Наименьшее количество удовлетворенных наблюдается по критерию «уровень цен», что обусловлено текущими кризисными экономическими условиями.
В числе положительных тенденций, отмеченных представителями малого и среднего предпринимательства выделяются следующие: повышение уровня финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие микрофинансирования и системы гарантийного обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение информационной и консультационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности, развитие сети центров поддержки предпринимательства, поддержка и развитие молодежного предпринимательства.
Почти все опрошенные (в среднем 86,8%) удовлетворены качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона как в целом, так и по обозначенным критериям.
В ходе обсуждения вопроса В. В. Рохмистров выступил с предложением на следующее заседание Общественно-консультативного Совета пригласить представителей ответственных за развитие конкуренции на аграрном рынке и рынке туристических услуг департаменты Правительства Воронежской области. Члены совета поддержали данное предложение.
Также А. В. Логошин предложил рекомендовать Департаменту экономического развития упорядочить опросную методику о развитии конкуренции на рынках совместно с привлечением представителей предпринимательского сообщества.
Кроме того, А. В. Логошин предложил, учитывая важность совершенствования работы по развитию конкуренции на уровне муниципалитетов, рекомендовать органам власти, структурам ТПП, предпринимательскому сообществу («ОПОРА РОССИИ», профессиональным объединения предпринимателей) провести работу по активизации деятельности своих участников при реализации задач, поставленных в «Дорожной карте по развитию конкуренции» на муниципальном уровне
Данное предложение также было единогласно поддержано.
По второму вопросу выступил Попов Виталий Геннадьевич – заместитель руководителя Воронежского УФАС России.
Он осветил ряд изменений в Законе о защите конкуренции, Законе о торговле и в соответствующих статья КоАП РФ, которые вступили в силу с 4 июля и 15 июля 2016 года.
Одним из существенных изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» является введение иммунитетов для определенных указанным законом хозяйствующих субъектов в отношении злоупотребления ими доминирующим положением и заключения отдельных антиконкурентных соглашений.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей.
Вместе с тем В. Г. Попов отметил, что иммунитеты не предоставляются субъектам, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования; субъектам естественной монополии; финансовым организациям; хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц; хозяйствующим субъектам, участником которых является индивидуальный предприниматель и другим.
Он сообщил, что вносятся изменения в статью 17 Закона о защите конкуренции, предусматривающей антимонопольные требования к торгам, запросам котировок цен, запросам предложений. Антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными только в случае, если их проведение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для уменьшения административной нагрузки на хозяйствующих субъектов в рамках контроля за экономической концентрацией в статье 28 Закона о защите конкуренции увеличивается суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации и его группы лиц, указанная стоимость должна превышать четыреста миллионов рублей, вместо двухсот пятидесяти миллионов рублей.
Лицам, впервые допустившим нарушение рекламного законодательства, административный штраф заменен на предупреждение.
Также В. Г. Попов осветил основные изменения в Закон о торговле.
Он сообщил, что согласно новой редакции закона, торговая сеть должна обеспечивать поставщикам доступ к информации об условиях отбора контрагентов, с которыми заключаются договора о поставках товаров, а также о качестве и безопасности продукции. Эту информацию необходимо размещать на официальном интернет-сайте сети.
Существенно изменились сроки оплаты товаров.
Если между поставщиком и сетью заключается договор поставки с условием оплаты через определенное время, то законом устанавливаются следующие сроки оплаты (начиная с дня передачи товара сети):
● не позднее 8 рабочих дней для товаров со сроком годности менее 10 дней;
● не позднее 25 календарных дней для товаров со сроком годности от 10 до 30 дней;
● не позднее чем 40 календарных дней для товаров со сроком годности свыше 30 дней, а также для алкогольной продукции, произведенной на территории РФ.
Кроме того, поставщик обязан передать сети документы, относящиеся к поставкам товаров, не позднее трех рабочих дней после фактического получения сетью товаров, а сеть, соответственно, обязана их принять в этот срок.
В. Г. Попов заметил, что новый закон снизил максимальный размер вознаграждения сетям за продажу товаров с 10 до 5%. Теперь за приобретение, продвижение, логистические услуги, хранение, обработку и упаковку (при необходимости) товаров поставщик будет выплачивать сети вознаграждение, составляющее не более 5% от стоимости данных товаров. При этом не будут учитываться НДС и акциз. Выплата иных видов вознаграждения не допускается.
Торговым сетям и поставщикам запрещается:
● взимание платы либо внесение платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;
● взимание платы либо внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
● возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика;
● возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.

В результате обсуждения вопросов были одобрены следующие предложения:
1. На следующее заседание Общественно-консультативного Совета пригласить представителей ответственных за развитие конкуренции на аграрном рынке и рынке туристических услуг департаменты Правительства Воронежской области осветить политику развития данных направлений, а также оказание государственной поддержки.
2. Рекомендовать Департаменту экономического развития упорядочить опросную методику о развитии конкуренции на рынках совместно с привлечением представителей предпринимательского сообщества.
3. Учитывая важность совершенствования работы по развитию конкуренции на уровне муниципалитетов, рекомендовать органам власти, структурам ТПП, предпринимательскому сообществу («ОПОРА РОССИИ», профессиональным объединения предпринимателей) провести работу по активизации деятельности своих участников при реализации задач, поставленных в «Дорожной карте по развитию конкуренции» на муниципальном уровне.

Дата проведения Совета: 
21 сентября 2016, 15:00