Протокол №4 от 01.12.2016 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №4 от 01.12.2016 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Гончаров Юрий Федорович – президент Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области»
Присутствовали: члены ОКС:
Гончаров Юрий Федорович
– президент Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области»;
Девлетукаев Николай Алексеевич – член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Смикалов Андрей Борисович – председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»; председатель комиссии по общественному контролю Общественной палаты Воронежской области;
Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России;
Шендрик Ольга Анатольевна – специалист-эксперт информационно-аналитического отдела (пресс-секретарь) Воронежского УФАС России, ответственный секретарь совета.
Приглашенные:  Воронина Анна Александровна – ответственный секретарь совета Комитета по развитию агропромышленного комплекса Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области»; Зыков Дмитрий Васильевич – директор крестьянского (фермерского) хозяйства; Логошин Андрей Владимирович – заместитель руководителя-начальник Информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России; Сапронов Алексей Федорович – заместитель руководителя-начальник отдела государственной поддержки АПК Департамента аграрной политики Воронежской области.
Вопросы:
1. О практике предоставления государственной поддержки и государственных гарантий на территории Воронежской области.
2. Практика работы Воронежского УФАС России по применению механизма административного обжалования в сфере строительства.
3. Разное.
По первому вопросу выступил Сапронов Алексей Федорович – заместитель руководителя-начальник отдела государственной поддержки АПК Департамента аграрной политики Воронежской области.
Он сообщил, что эффективное развитие сельского хозяйства невозможно без осуществления мер государственной поддержки. На протяжении последних трех лет уровень консолидированной поддержки АПК составляет около 9 млрд рублей.
Лимит бюджетных ассигнований в 2016 году составил 8 797 млн рублей (в 2015 году - 9 700 млн руб.), в том числе из федерального бюджета 6 819 млн рублей ( в 2015 году - 7 700 млн руб.), из областного бюджета 1 978 млн. рублей. По этому показателю Воронежская область занимала в прошлом и занимает в текущем году третье место в Российской Федерации.
А. Ф. Сапронов отметил, что за 11 месяцев 2016 года сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям АПК доведено более 7,6 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 6,3 млрд. рублей, из областного бюджета 1,3 млрд. рублей. Приоритетным направлением в Воронежской области является развитие животноводческой отрасли. На развитие животноводства, включая мясное скотоводство, в общей сложности направлено 4,5 млрд. рублей (59,3 % всего объема финансовых средств), в том числе из областного бюджета порядка 1,0 млрд. рублей.
По состоянию на 29 ноября 2016 года региону доведены предельные объемы финансирования в сумме более 6 430 млн рублей, включая реализацию мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Поступившие средства выплачены в полном объеме.
Полное освоение выделенных лимитов на сегодняшний день обеспечено по 14 направлениям государственной поддержки. По 5 направлениям освоение составляет немногим менее 100%.
Средства областного бюджета доводятся сельскохозяйственным товаропроизводителям в кратчайшие сроки в соответствии с установленными уровнями софинансирования расходных обязательств. Сумма выплаченных из регионального бюджета субсидий составляет порядка 1 334 млн. рублей.
А. Ф. Сапронов сообщил, что основная сумма господдержки – это компенсация части процентных ставок по кредитам. В случае краткосрочных кредитов оперативное получение финансирования крайне важно, поскольку сельхозтоваропроизводитель несет расходы из собственных средств для погашения всей суммы по кредитам.
В настоящее время Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разрабатываются новые подходы к субсидированию, проводится консолидация мер государственной поддержки, пересматривается Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы. На региональном уровне будут проведены аналогичные процедуры.
А. Ф. Сапронов отметил, что в существующей системе одной из проблем является то, что субсидий достаточно много, в связи с чем зачастую сложно перераспределить потоки финансирования внутри мер господдержки, поэтому средства могут остаться в федеральном бюджете неосвоенными или не использованными субъектом.
С 1 января 2017 года вступают в силу некоторые изменения в сфере предоставления мер государственной поддержки.
Так, консолидация мер государственной поддержки предполагает сокращение количества межбюджетных трансфертов из федерального бюджета до 7 направлений. Наиболее существенное укрупнение предусмотрено по субсидии на оказание содействия достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (т.н. «единая» субсидия), в которую войдут 18 направлений государственной поддержки, например субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, на приобретение элитных семян, на поддержку племенного животноводства, племенного крупного рогатого скота молочного и мясного направлений и др.
Введение новых подходов к оказанию мер государственной поддержки предоставляет субъектам Российской Федерации возможность самостоятельного распределения сумм субсидий по направлениям, исходя из региональных приоритетов развития агропромышленного комплекса.
В эту же «единую субсидию» будут входить такие направления, как грантовая поддержка, поддержка начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм, поддержка сельских потребительских кооперативов, так называемых СПоКов.
Для Воронежской области характерно крупнотоварное производство.
С 1 января 2017 года вступает в силу еще одно новшество – «льготное кредитование». Механизм позволит получить кредит сельхозтоваропроизводителю под сниженную процентную ставку сразу, не подаваясь потом ни на какие субсидии, что позволит исключить излишние расходы по оплате процентных платежей. По этой схеме банки будут взаимодействовать напрямую с Минсельхозом.
А. Ф. Сапронов рассказал, что одной из основных проблем в сфере оказания господдержки, с которой столкнулся департамент, является задолженность по налогам, поскольку важным требованием при предоставлении субсидий является отсутствие таковой задолженности.
Зачастую приходится отказывать одним и  тем же заявителям по несколько раз по этой причине, причем отказ носит скорее формальный характер, поскольку задолженность мизерная.
А. Ф. Сапронов заметил, что в рамках работы по снижению коррупционной составляющей в Департаменте аграрной политики Воронежской области открыто единое окно приема документов, ведется журнал предоставления субсидий по каждому заявителю. Кроме того, в следующем году по трем направлениям предоставления субсидий будет заключен договор с МФЦ, что будет очень удобно для жителей отдаленных сельских районов и позволит не ездить в областной центр для оформления документов.
Также по первому вопросу выступил Зыков Дмитрий Васильевич – директор крестьянского (фермерского) хозяйства.
Он отметил ряд проблем при предоставлении государственной поддержки и государственных гарантий на территории Воронежской области.
Так, зачастую выдача кредита может необоснованно затягиваться без видимых на то причин.
Другой важной проблемой для малых форм хозяйствования является большое количество документов, необходимых к предоставлению для получения поддержки.
Кроме того фермерам бывает очень сложно получить дополнительную землю для расширения хозяйства, поскольку крупные холдинги скупают ее большую ее часть на торгах и позже передают в аренду на краткосрочные периоды.
А. А. Воронина также отметила нехватку земельных участков как одно из препятствий развития районов при привлечении инвестиций.
При обсуждении вопроса была также озвучена позиция крупного представителя этого рынка.
В ходе рассмотрения вопроса В. В. Рохмистров обратил внимание собравшихся на то, что необходимо развивать и поддерживать селекционно-генетические центры, поскольку это основа развития качественного животноводства. Он выступил с предложением рекомендовать Департаменту аграрной политики Воронежской области в растениеводстве направлять поддержку в большей степени на селекцию новых культур, так как для эффективного развития отрасли должны быть свои качественные семена.
Также В. В. Рохмистров заметил, что субсидии необходимо выделять по целевому принципу, у фермеров должна быть своя ниша, которая четко отделена.
Совершенно неправильно, когда биржевые товары (такие как зерно, подсолнечник) получают субсидии. После получения разрешения на вывоз, за рубеж продается самое качественное зерно и весь потенциал бюджета, который был направлен на поддержку и развитие агропромышленного комплекса, оказывается в других странах.
Также В. В. Рохмистров отметил тревожную тенденцию, когда Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и КУ ВО «Фонд госимущества Воронежской области» забирают у фермеров землю и выставляют на торги. При этом фермеры, работавшие на данной земле, оказываются без работы. Если фермер сам работает на земле, успешно ведет хозяйство, у него должны быть приоритетное право на ее использование и гарантия на долгосрочную аренду, поскольку он создает рабочие места и обустраивает инфраструктуру.
Кроме того, В. В. Рохмистров сообщил, что необходимо поддерживать только тех крупных производителей, которые развивают всю цепочку от селекции до производства.
А. Б. Смикалов выступил с предложением обсудить с привлечением экспертов и специалистов отрасли ключевые направления инвестирования государственных средств, которые позволят получить максимальную отдачу как с точки зрения оправданности их использования, так и с точки зрения создания новых рабочих мест и перспективных производств.
В ходе обсуждения отмечалось, что банки не могут быть инвесторами, они только посредники в передаче денег между государством и предприятиями.
В. В. Рохмистров предложил рассмотреть возможность предоставления преференций для крупных холдингов в той части, когда они заключают долгосрочные договора аренды земли с фермерами.
Данное предложение также было единогласно поддержано.
По второму вопросу выступил Логошин Андрей Владимирович – заместитель руководителя-начальник Информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России.
Он сообщил, что 10 января 2016 года вступил в силу 250-ФЗ, который наделил ФАС России полномочиями по рассмотрению жалоб в отношении госорганов, муниципалитетов и инженерно-технических организаций, которые нарушают порядок осуществления полномочий в сфере строительства. Жалобы рассматриваются по «короткой» процедуре – в течение 7 дней.
Новые функции направлены на оптимизацию работы антимонопольного органа и позволяют оперативно решать проблемы застройщика. Короткие сроки, возможность выдачи предписаний, а также перспектива штрафных санкций создают условия для эффективного рассмотрения споров и снижения давления на предпринимателей, чьи права нарушаются.
С жалобой в ФАС России могут обратиться юридические лица не позднее 3 месяцев с момента совершения обжалуемого действия. В случае подтверждения нарушения регулятором будет выдано обязательное для исполнения предписание для устранения этого нарушения.
В отношении органов госвласти – это нарушение сроков осуществления процедур в сфере строительства и требований осуществить процедуру, не установленную в соответствии с Градостроительным кодексом.
В отношении организаций, отвечающих за подключение к сетям, может быть обжалован отказ в приеме документов и предъявление неустановленных требований.
А. В. Логошин отметил, что за нарушения при оказании услуг в сфере строительства предусмотрена административная ответственность. Штраф для должностного лица составит от 3 до 5 тысяч рублей, за повторное нарушение 30-50 тысяч рублей или дисквалификация до 2 лет. Штрафы для организаций, осуществляющих подключение к сетям, составят 10–40 тысяч для должностных лиц и 100–500 тысяч рублей для организаций, однако за повторное нарушение предусмотрена дисквалификация до 3 лет или увеличенная сумма штрафа: для должностных лиц до 50 тысяч и до 1 миллиона рублей для организаций.
В Воронежское УФАС поступали 3 жалобы на данный момент по процедуре административного обжалования в строительной сфере, но так как они не были вязаны с целями Закона и сферой именно жилищного строительства, они были возвращены, поскольку не соответствовали требованиям.
В целом по РФ практика рассмотрения подобных жалоб положительная, с момента вступления порядка 20 случаев пресечения нарушений. Данная мера эффективно работает и сфера ее применения будет расширяться.
При обсуждении вопроса А. А. Воронина предложила рассмотреть возможность расширения применения института административного обжалования на действия организаций, которые нарушают порядок осуществления деятельности в сфере нежилищного строительства.

В ходе рассмотрения второго вопроса был одобрен план работы Общественно-консультативного совета при Воронежском УФАС России на 2017 год:
1 квартал
1. Практика предоставления преференций антимонопольным органом, основные проблемы и задачи органов местного самоуправления.
2. Проблемные вопросы применения законодательства о контрактной системе, на примере закупки лекарственные препаратов.
2 квартал
1. Об итогах мониторинга развития конкуренции в Воронежской области в рамках реализации требований Стандарта развития конкуренции.
3 квартал
1. Проблемы технологического присоединения к сетям передачи электрической энергии.
4 квартал
1. О практике применения законодательства о рекламе.

В результате обсуждения вопросов были одобрены следующие предложения:
1. Рекомендовать Департаменту аграрной политики Воронежской области рассмотреть возможность более активно поддерживать селекционно-генетические центры.
2. Рекомендовать Департаменту аграрной политики Воронежской области поддерживать только тех крупных производителей, которые развивают всю цепочку от селекции до производства, а также рассмотреть возможность предоставления преференций для крупных холдингов в той части, когда они заключают долгосрочные договора аренды земли с фермерами.
3. Рекомендовать Департаменту аграрной политики Воронежской области рассмотреть возможность обсуждения с привлечением экспертов и специалистов отрасли ключевые направления инвестирования государственных средств, которые позволят получить максимальную отдачу как с точки зрения оправданности их использования, так и с точки зрения создания новых рабочих мест и перспективных производств.
4. Рассмотреть возможность расширения применения института административного обжалования на действия организаций, которые нарушают порядок осуществления деятельности в сфере нежилищного строительства.

Дата проведения Совета: 
1 декабря 2016, 15:00