Протокол №3 от 29.09.2011 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Рохмистров Владимир Васильевич — руководитель Воронежского УФАС России, сопредседатель Совета.
Присутствовали: члены ОКС:
Гончаров Юрий Фёдорович — генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области;
Дегтярев Николай Михайлович — председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»;
Лютикова Марина Владимировна — президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области;
Наумов Сергей Дмитриевич — председатель Воронежского регионального Союза предпринимателей «Опора»;
Шендрик Ольга Анатольевна — специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Гончаров Евгений Николаевич — первый заместитель руководителя Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области, Кобалян Армен Славикович — исполняющий обязанности директора Государственного унитарного предприятия Воронежской области «Облкоммунсервис», Чушкин Денис Юрьевич — заместитель руководителя-начальник отдела контроля размещения заказа Воронежского УФАС России, Петровский Сергей Владимирович — первый вице-президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области.
Вопросы:
1. Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», как инструмент развития конкуренции. Практика выявления барьеров при реализации законодательства о госзакупках.
2. Реформа системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства.
3. Разное.
По первым двум вопросам выступил заместитель руководителя-начальник отдела контроля размещения заказа Воронежского УФАС России Д. Ю. Чушкин. В своем докладе он рассказал о ситуации в сфере размещения государственного заказа в Воронежской области, о практике выявления барьеров при реализации законодательства о госзакупках, о реформе системы государственного заказа и предложениях по совершенствованию законодательства.
Д. Ю. Чушкин отметил, что Федеральная антимонопольная служба с 2006г. является органом уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов. При осуществлении контрольной деятельности за соблюдением требований Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» антимонопольные органы выявляют и пресекают нарушения законодательства о размещении заказов, выдают предписания об устранении нарушений, обращаются с исками в суд, а также привлекают виновных лиц к административной ответственности.
В 2011 году Управлением Федеральной антимонопольной службы рассмотрено 224 жалобы от участников размещения заказов, по результатам рассмотрения которых выдано заказчикам 41 предписание. Также в указанный период проведено 43 проверки, по результатам которых выдано 34 предписания об устранении нарушений. Возбуждено и рассмотрено 22 дела об административных правонарушениях.
Сегодня Воронежское УФАС обеспокоено действиями ряда заказчиков, которые явно приводят к ограничению количества участников на торгах (что ведет в свою очередь к отсутствию экономии бюджетных средств) и нарушению действующего законодательства.
Д. Ю. Чушкин сообщил, что антимонопольным органом зафиксированы случаи выбора заказчиками (в Каширском районе, Новохоперском районе, Рамонском городском поселении) специализированных организаций (ООО долговой центр «Акцепт», ООО «Восход», ООО «НРК») для проведения многомиллионных аукционных процедур. Цена договора с такой специализированной организацией в ряде случаев составляла 10 тыс. руб.
Муниципальные заказчики в нарушение Закона о размещении заказов полномочия по проведению аукциона передавали указанным специализированным коммерческим организациям. Те в свою очередь силами своих аукционных комиссий с грубейшими нарушениями положений закона рассматривали заявки претендентов и отказывали в допуске к аукционам.
Так, например, администрацией Рамонского городского поселения при проведении аукциона на строительство жилого дома с начальной ценой около 10 млн. руб. была выбрана компания долговой центр «Акцепт», которая из 14 желающих участников допустила лишь 5 организаций. На аукцион явилась одна компания, в связи чем контракт должен был быть заключен по максимальной цене. По предписанию антимонопольного органа торги были аннулированы.
Администрацией Каширского муниципального района проводился аукцион на подрядные работы по строительству разводящих газовых сетей низкого давления в сельской местности. Для проведения торгов также выбрали ООО ДЦ «Акцепт». Коммерческая организация арендовала несколько кабинетов в четырехэтажном многоофисном здании с двумя входами, но местом подачи заявок обозначила лишь адрес дома (г. Воронеж, площадь Ленина, дом 9). Какие-либо вывески или указатели о наименовании компании на здании отсутствовали. Свободный вход в офис не был доступен, пропускной режим осуществлялся охранником. Коммерческие организации, желающие подать заявки, несколько дней безуспешно провели у дверей названного офисного здания, надеясь принять участие в аукционе. Муниципальные контракты были заключены с экономией в пол процента от начальной цены.
По аналогичной схеме были проведены аукционы где заказчиками выступали Новохоперская центральная районная больница (более 20 млн. руб.) и Елань-Коленовская общеобразовательная школа №1 (более 16 млн. руб). Организацией процедур аукциона занимались специализированные организации — ООО «Восход» и ООО «НРК». Названные компании также арендовали несколько офисов, без указания конкретного адреса в извещении и аукционной документации. Лица, желающие принять участие в аукционе, заявки сдали, однако, место проведения самого аукциона через несколько дней не обнаружили. В месте, куда были поданы заявки, компании отсутствовали. Аукцион был проведен с единственным участником без экономии бюджетных средств.
Также Д. Ю. Чушкин отметил действия заказчиков по установлению в аукционных документациях необоснованных требований к участникам размещения заказов. Многие заказчики устанавливают требования к подрядным организациям о необходимости иметь помимо свидетельств саморегулируемой организации, позволяющей выполнять строительные работы, различные лицензии: МЧС на осуществление работ по монтажу, ремонту средств пожарной безопасности, ФСБ на допуск к государственной тайне, лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов и др. при отсутствии необходимости выполнения таких работ.
Воронежское УФАС России при рассмотрении жалоб участников размещения заказов и проведении контрольных мероприятий устанавливает обоснованность требования подобных документов.
В настоящем месяце антимонопольным органом проведены внеплановые проверки электронных аукционов, проводимых РайДез ЖКХ Центрального района и Управлением организации закупок для муниципальных нужд, по проектированию реконструкции, благоустройству привокзальной площади (около 10 млн. руб.), ул. Кольцовской (около 38 млн. руб.), ул. К. Маркса (около 60 млн. руб.) и Адмиралтейской набережной (около 50 млн. руб.), водозабор в с. Масловка (около 40 млн. руб.).
В соответствии с требованиями документаций об аукционах участники размещения заказа для выполнения работ должны были предоставить лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ.
Изучив документации об аукционах, а также ведомости объемов работ Воронежское УФАС России не усмотрело видов работ, выполнение которых повлекло бы доступ к сведениям, содержащим государственную или другую охраняемую законом тайну.
Такие требования существенно ограничили круг участников и привели к отсутствию экономии на торгах.
Воронежским УФАС России такие действия организаторов торгов признаны нарушением законодательства о размещении заказов и приняты решения об аннулировании результатов аукционов.
Д. Ю. Чушкин отметил, что подобные действия заказчиков способствует коррупционным явлениям, не допускают развитие добросовестной конкуренции и эффективного расходования средств бюджетов.
Также Воронежским УФАС России совместно с правоохранительными органами проводится работа по сбору доказательств фактов сговора на торгах. Процедура отрытого аукциона на выполнение строительных работ для Лицея №4 объявлена в декабре 2010г. с начальной ценой контракта более 40 млн. рублей. Аукцион проведен в апреле 2011г. со снижением в 0,5 процента. В ходе совместных действий антимонопольного органа с правоохранительными органами, а также в результате оперативных мероприятий был установлен инициатор сговора (победитель аукциона). Кроме того, получены признательные объяснения представителей компаний, желающих принять активное участие в аукционе, но под давлением «инициатора сговора» не явились на процедуру аукциона. В настоящее время возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности, а также уголовной ответственности.
Участились случаи сговора участников электронных аукционов. Сегодня недобросовестные компании выдумывают новые схемы поддержания цены на торгах, что влечет получение ими «откатов» и отсутствие экономии бюджетных средств. На аукцион подают заявки группа участников, состоящая из 3 лиц. Один из них делает первое предложение в пол процента от начальной цены. После чего остальные два соучастника за короткий промежуток времени снижаются до 50% и более, аукцион заканчивается. Проверяя вторые части заявок после аукциона, комиссия отклоняет заявки первых двух участников, которые предложили минимальные цены, по причинам непредставления ими умышлено ряда документов. В итоге контракт заключается с третьим номером – лицом, снизившимся на пол процента. В настоящее время рассматривается вопрос о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства по ряду таких торгов.  
Вступивший в силу с 1 января 2006г. Федеральный закон № 94-ФЗ принципиально изменил систему госзаказа.
Вместе с тем, реформа системы госзаказа еще не завершена и в настоящее время требуется ряд законодательных изменений, направленных на решение остающихся проблем для комплексного совершенствования данной системы.
Среди имеющихся в настоящее время проблем Д. Ю. Чушкин отметил следующие:
- Отсутствует система планирования закупок;
- Произвольная оценка заказчиком квалификации участников конкурса и качества их предложений;
- Наличие запроса котировок, позволяющего выбирать «своего» поставщика;
- Злоупотребления участников, выражающиеся в подаче жалоб без наличия оснований;
- Длительная судебная процедура расторжения контрактов;
- Недостаточный контроль за стадиями исполнения контрактов и за конечным результатом, принимаемый товар во многих случаях не соответствует заданному качеству;
- Не применение заказчиками штрафных санкций, а также неоплата качественно исполненных контрактов.
Сегодня для рассмотрения изменений в системе государственного заказа на федеральном уровне создана соответствующая межведомственная рабочая группа.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства РФ Федеральной антимонопольной службой разработан проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа».
Также с целью совершенствования системы госзаказа Минэкономразвития России разработан законопроект о «Федеральной контрактной системе».
Указанными проектами планируется:
- Создать системы уполномоченных органов на федеральном уровне. Это приведет к сокращению количества «непрофильных» функций у сотрудников заказчиков, повысит качество работы бюджетного сектора, исключит закупку некачественной продукции.
- В целях повышения качества исполнения контрактов при начальной цене более 10 млн. руб. по отдельным видам продукции заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам торгов о наличии у них опыта исполнения контрактов по поставке аналогичной продукции (цена исполненного участником контракта должна быть не менее 20% от начальной цены контракта, на которую он претендует).
- В целях создания для заказчика быстрой процедуры размещения заказов и снижения уровня коррупции запрос котировок заменяется процедурой короткого электронного аукциона (извещение размещается за 4 рабочих дня до электронного аукциона), позволяющей заказчику проводить закупки с начальной (максимальной) ценой контракта до 7 млн.
- Предусмотрена государственная пошлина за подачу жалоб, которая уплачивается только в случае признания жалобы необоснованной, появляется возможность подачи жалоб в электронной форме, что значительно расширит возможности предпринимателей по защите своих прав, предусмотрена процедура обжалования заказчиками действий электронных площадок.
- В целях защиты интересов сторон контракта при неисполнении условий контракта другой стороной предусматривается как для заказчиков, так и для поставщиков возможность быстрого расторжения контрактов (в течение 10 дней) через специальную административную процедуру на основании решений межведомственной комиссии. По результатам расторжения контракта происходит взыскание штрафных санкций и возмещение ущерба с виновной стороны. В связи с этим появляется дополнительный механизм защиты заказчика от действий недобросовестного поставщика, и механизм защиты интересов предпринимателя от недобросовестного заказчика.
- Предусматривается запрет на установление ограничений по привлечению исполнителем по контракту субподрядчиков.  И ряд других изменений.
Воронежское УФАС также подготовило свои предложения по совершенствованию системы госзаказа, такие как:
1. Возможности включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, сведений об учредителях недобросовестного поставщика;
2. Участники размещения заказа при участии в торгах для субъектов малого предпринимательства должны предоставлять подтверждающие свой статус в качестве субъекта малого предпринимательства;
3. Предусмотреть обязанность участников размещения заказа об обосновании предложенной цены в случае снижения более чем на 30% от начальной цены контракта.
4. Установить запрет на включение товаров, работ, услуг в состав лота не связанных технологически и функционально между собой;
5. Установить административную ответственность участников размещенного заказа, уклонившихся (внесенных в реестр недобросовестных поставщиков) от заключения контракта.
По второму вопросу выступил первый заместитель руководителя Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области Е. Н. Гончаров. Он отметил, что необходимо объединить законопроекты Федеральной антимонопольной службой «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа» и Минэкономразвития России «Федеральная контрактная система», так как в обоих законопроектах имеется ряд актуальных предложений по совершенствованию законодательства.
В доработке этих законов необходимо участвовать, чтобы в новом законе максимально учитывались все спорные моменты. Е. Н. Гончаров заметил, что 94-ФЗ регулировал только стадию размещения. Новый законопроект ФАС выходит за рамки размещения заказа, он регулирует стадию планирования, стадии мониторинга и контроля более широко. Добавлены глобальные функции, которые выходят за рамки размещения заказа.
Е. Н. Гончаров сообщил, что в законопроекте необходимо прописать нормы затрат государственных структур. Также необходимо создать рынок биржевых предложений, где все поставщики могли бы выкладывать свой товар с определенными характеристиками. Если заказчика устраивают цена и характеристики товара, то он может приобрести его на этой бирже без проведения процедуры торгов.

По результатам обсуждения Совет принял решение:
1. Подготовить и направить соответствующие рекомендации государственным и муниципальным заказчикам о недопустимости при разработке конкурсных и аукционных документаций включения необоснованных требований к участникам размещения заказов.
2. Обобщить и направить в межведомственную рабочую группу замечания и предложения по совершенствованию системы государственного заказа.

Дата проведения Совета: 
29 сентября 2011, 00:00