Протокол №2 от 07.07.2010 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Рохмистров Владимир Васильевич, руководитель Воронежского УФАС России, сопредседатель Совета.
Присутствовали: члены ОКС:                                                                   
Гончаров Юрий Фёдорович — генеральный директор Торгово - промышленной палаты Воронежской области, сопредседатель Совета;
Девлетукаев Николай Алексеевич — член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Дегтярев Николай Михайлович — председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»;
Лютикова Марина Владимировна — президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области;
Тулупов Владимир Васильевич — президент Академии региональной печати России, декан факультета журналистики Воронежского государственного университета;
Шендрик Ольга Анатольевна — специалист 1 разряда Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Попов Виталий Геннадьевич — заместитель руководителя Воронежского УФАС России, Суменко Сергей Александрович — руководитель Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, Чушкин Денис Юрьевич — заместитель руководителя Воронежского УФАС России - начальник отдела контроля размещения государственного заказа.
Вопросы:
1. О состоянии работы по реализации Программы развития конкуренции в Воронежской области. Устранение административных барьеров для малого и среднего бизнеса.
2. Переход на электронные аукционы при государственном и муниципальном заказе.
3. Предприниматели и рост тарифов на услуги естественных монополий в Воронежской области.
4. Разное.
По первому вопросу выступил руководитель Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области С. А. Суменко. В своем докладе он сообщил основную информацию о ходе реализации Программы развития конкуренции в Воронежской области. С. А. Суменко подчеркнул, что продолжается процесс совершенствования Программы, прежде всего, на основе рекомендаций Минэкономразвития. В частности, формируется раздел Программы, посвященный развитию конкуренции в моногородах. Идет работа по реализации ряда задач Программы. Так департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка разрабатываются административные регламенты по процедурам, связанным с выделением земельных участков и другим вопросам, имеющим важное значение для предпринимателей. Одновременно анализируются проблемы возникновения административных барьеров. С. А. Суменко отметил, что департаментом выявлены ряд таких барьеров, материалы для принятия мер по их ликвидации будут оперативно переданы в УФАС России.
С. А. Суменко проинформировал о том, что ряд профильных департаментов уже представили сведения о работе по Программе, но эта информация не всегда конкретна и, часто, имеет к Программе лишь косвенное отношение.  К настоящему времени разработаны целевые индикаторы результативности конкурентной политики в Воронежской области, однако не сформирован механизм эффективного контроля и управления процессом реализации Программы, конкретной информации о результатах работы по Программе, особенно по изменению конкурентной ситуации на важнейших товарных рынках и в районах области еще нет.
С содокладом по первому вопросу выступил руководитель Воронежского УФАС России В. В. Рохмистров. Он отметил, что в настоящее время для успешного развития экономики региона чрезвычайно важной является работа по созданию и реализации Программы развития конкуренции Воронежской области на 2010-2012 годы.
Программа развития конкуренции в Воронежской области на 2010-2012 годы разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации", рекомендациями Минэкономразвития Российской Федерации от 24.07.2009 № 12007-АП/Д22 по разработке региональных программ по развитию конкуренции. Программа одобрена на заседании Правительства Воронежской области 17 февраля 2010 года.
Программа определяет приоритеты и основные направления реализации конкурентной политики в области на период до 2012 года, включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.
Программа объединяет мероприятия по развитию конкуренции в важнейших отраслях и на приоритетных социально значимых рынках региона. Программа предусматривает также реализацию мер способствующих снятию административных барьеров, которые препятствуют развитию конкуренции.
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области В.В. Рохмистров подчеркнул важность работ по адвокатированию конкуренции и развитию системы широкого информирования непосредственно по Программе развития конкуренции Воронежской области. Он отметил, что при оценке работы региона будет усиливаться роль показателей, характеризующих конкурентную ситуацию и результаты внедрения Программы. Все это свидетельствует о необходимости активизации деятельности, прежде всего, профильных департаментов, муниципалитетов по организации исполнения задач и контролю за ходом реализации Программы.  
При обсуждении второго вопроса отмечалось, что предыдущее заседание ОКС было посвящено подробному рассмотрению вопросов, связанных с правоприменением законодательства о размещении заказов и развитием конкурентных отношений в регионе. По результатам были приняты рекомендации Совета. В дополнение к указанным материалам заместитель руководителя Воронежского УФАС России - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Д. Ю. Чушкин обратил внимание членов Совета на то, что с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств и ликвидации сговоров на торгах в 2009 году было принято решение об оперативном внедрении электронных аукционов, в ходе которых обеспечивается анонимность участников аукциона. Сегодня, по результатам соответствующих конкурсных процедур, уже определены 5 площадок для проведения электронных аукционов. Это «Единая электронная торговая площадка» г. Москвы, площадка «Сбербанка», площадка республики Татарстан, площадки «ММВБ», и «РТС». Федеральные заказчики с 1 января 2010 по 30 июня 2010 обязаны были ряд товаров выводить на электронный аукцион. По результатам проведенного Воронежским УФАС России исследования информации, содержащейся на торговых электронных площадках установлено, что снижение начальной цены контракта при проведении электронных торгов составляет от 15% до 70%, что свидетельствует об эффективности данной формы проведения аукционов.
В качестве подтверждения данного факта можно привести ряд примеров при проведении открытого аукциона в электронной форме. Так, например, при выполнении работ по контролю за ремонтом участков дороги Курск-Воронеж-Борисоглебск при начальной цене контракта 2,5 млн. рублей снижение составило 70%. Стоимость контракта в итоге составила 762 тыс. рублей. В данных торгах участвовало всего 2 организации. Как правило при простых аукционах признаки сговора всегда присутствуют.  При проведении электронного аукциона в открытой форме на установку недостающего барьерного ограждения на той же дороге Курск-Воронеж-Белгород в мае 2010 года снижение стоимости составило 47% с 1,7 млн. рублей до 898 тыс. рублей. В аукционе участвовало 3 организации.
Также Д. Ю. Чушкин отметил тот факт, что областные заказчики и муниципальные заказчики Воронежской области готовятся к проведению аукционов на электронных площадках. Это будет вменено им в обязанность с 2011 года. Однако, Воронежские коммерческие организации не торопятся регистрироваться на электронных площадках. Сегодня, имея информацию с электронных площадок, можно сделать вывод, что около сотни Воронежских коммерческих организаций прошли аккредитацию на электронных площадках. Это очень маленькое количество. Подобное бездействие приводит к отсутствию Воронежских коммерческих организаций в государственном заказе, а в дальнейшем может привести к отсутствию муниципальных заказов. Также Д. Ю. Чушкин отметил ошибки субъектов малого предпринимательства, которые участвуют в электронных торгах. Основная ошибка участников при проведении заказов именно для субъектов малого предпринимательства способом электронного аукциона заключается в том, что они не декларируют свой статус. В данном случае таким коммерческим организациям необходимо самостоятельно подавать заявки и документы, предусмотренные законом: сведения о численности, сведения о доходах и т. д. Если при простой процедуре аукциона данные сведения предусмотрены формой документации, где участники просто ее заполняют, то электронные аукционы этой формы не предусматривают. И когда субъекты малого предпринимательства не исполняют данные требования, это влечет обоснованный отказ в допуске. Зачастую такие аукционы признают несостоявшимися.
При обсуждении третьего вопроса отмечалось, что на заседании Совета в 2009 году были подробно обсуждены проблемы, связанные с заключением договоров между субъектами малого бизнеса и хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке. Заместитель руководителя Воронежского УФАС России В. Г. Попов отметил, что на сегодняшний день у участников рынка нет полного представления о том, какие функции и полномочия у каких контролирующих органов существуют. Он отмечает, что если затрагивается вопрос о механизме ценообразования, который установлен государством, то он относится к сфере деятельности Управления тарифами. Вопросы, которые связаны с ценами частично по ставочным тарифам, т. е. частично регулируемые частично нерегулируемые также контролируется ГУТ. Кроме того, ГУТ контролирует не только те тарифы, которые он устанавливает, но и те, которые устанавливают муниципалитеты. К сфере деятельности антимонопольных органов относятся случаи, когда предприятие на рынке, на котором тарифы регулируются, устанавливает свои тарифы или вообще работает без тарифов. Данные действия являются нарушением и подпадают уже под компетенцию УФАС.
Президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области М. В. Лютикова выразила обеспокоенность ростом тарифов на услуги естественных монополий в Воронежской области для предпринимателей. Также она отметила сложность проведения расчетов по тарифным формулам.

Дата проведения Совета: 
7 июля 2010, 00:00