Протокол №4 от 15.10.2009 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Гончаров Ю.Ф., генеральный директор торгово-промышленной Палаты Воронежской области
Присутствовали: члены ОКС:
Шамрай Владимир Владимирович, руководитель Воронежского УФАС России - сопредседатель Совета;
Гончаров Юрий Фёдорович – сопредседатель Совета, генеральный директор торгово - промышленной палаты Воронежской области;
Трухачёв Михаил Сергеевич, специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета);
Воронин Сергей Иванович, декан факультета переподготовки и повышения квалификации специалистов по направлениям: экономика, менеджмент и предпринимательство (профессор, к.э.н., Воронежского государственного технического Университета);
Девлетукаев Николай Алексеевич, президент Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Наумов Сергей Дмитриевич, председатель Воронежского регионального Союза предпринимателей «ОПОРА РОССИИ»;
Смикалов Андрей Борисович, председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Смагин Михаил Сергеевич, член региональной общественной Ассоциации «Общественная палата Воронежской области»;
Корнев Константин Викторович, президент Ассоциации рекламных агентств г. Воронежа.
Приглашённые: Рохмистров Владимир Васильевич - руководитель Воронежского УФАС России, Жозеф Жораевич Еркнапешян - руководитель управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области, Виктор Петрович Бычков - профессор ФГОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», Геннадий Борисович Николаев - Президент Союза автоперевозчиков Воронежской области.
Вопрос: Проблемы развития конкурентных отношений и повышения эффективности антимонопольного контроля в целях совершенствования организации пассажирских перевозок в городе Воронеже и районах области.
Вопрос и проект решения готовила рабочая группа Совета:
руководитель группы (докладчик) — член Совета Смикалов Андрей Борисович, член рабочей группы от Воронежского УФАС России (содокладчик) Полухин Сергей Иванович.
Слово для выступления по повестке дня было предоставлено члену Совета Смикалову А.Б., который рассказал о проблемах развития конкурентных отношений и направлениях совершенствования организации пассажирских перевозок в городе Воронеже и районах области. Было обращено внимание на ситуацию, сложившуюся в сфере обслуживания маршрутными такси населения города Воронежа. Докладчик отметил, что практически почти все водители работают здесь вне правового поля. Налоги не платят. Участие так называемых незарегистрированных частных перевозчиков в городе постоянно увеличивается. Городские власти не обращают на это внимание, несмотря на то, что существует конкурсная комиссия.
Другой проблемой является навязывание условий и договоров на диспетчерское обслуживание перевозчикам. В данной ситуации практически невозможно участие на данном рынке мелких перевозчиков. То есть, частные предприниматели не могут найти здесь свою нишу. Усматривается ограничение развития конкуренции. В данной ситуации работа соответствующей комиссии не является прозрачной, как это должно быть на самом деле. По мнению докладчика большее количество проблем имеет место в городских перевозках, но и в области есть недостатки, например, в организации конкурсного распределения маршрутов. Докладчик отметил, что существуют и вопросы распределения бюджетных средств для частных перевозчиков при получении соответствующих дотаций и субсидий.
После этого выступил содокладчик, член рабочей группы от Воронежского УФАС России С.И. Полухин. Он охарактеризовал работу Управления, связанную с антимонопольным контролем на рынке автоперевозок, подчеркнул недопустимость ограничения допуска на этот рынок как за счёт введения так называемых карточек, так и других административных барьеров.
В прениях по обозначенной повестке дня выступили приглашённые на заседание Совета. Ж. Еркнапешян отметил ряд проблем в организации перевозок, причем указанные проблемы различны при обслуживании населения города и области. Ж. Еркнапешян предложил к обсуждению указанных вопросов шире привлекать соответствующих представителей городских и областных органов власти. Он обратил внимание на то, что только органы исполнительной власти разного уровня должны утверждать маршруты обслуживания населения с привлечением к решению данного вопроса новых перевозчиков по конкурсу. Ж. Еркнапешян отметил, что четко организованная система перевозок отсутствует и это создаёт беспорядок везде - и в работе предпринимателей, и на проезжей части, и в уплате налогов. Много недостатков в организации конкурсного распределения маршрутов. Нет результатов изучение пассажиропотока по всем действующим маршрутам, центральная диспетчерская служба (ЦДС) давно не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Отсутствуют маршрутная сеть, паспорта маршрутов и т. д.
Г. Николаев обратил внимание на то, что в системе городских автоперевозок одним и тем же участникам без всякого конкурса отдаются преимущества по отношению к другим. Есть Устав, Правила, но они в условиях городской черты почему-то не выполняются... Городские власти должны разработать маршрутную сеть и утвердить её, а автоперевозчиков привлекать строго по конкурсу. Таким же образом необходимо осуществлять и распределение дотаций. Никто не знает доходы частных перевозчиков. Прозрачность их деятельности необходима. АО «Воронежавтотранс» может быть саморегулируемой, но обязательно чётко контролируемой организацией.
В. Шамрай подчеркнул, что в рамках повестки дня Совета сегодня необходимо рассмотреть организацию автоперевозок, прежде всего с точки зрения проблем развития конкурентных отношений и повышения эффективности антимонопольного контроля. Поэтому очень важно услышать мнение членов Совета и приглашенных в этой части для того чтобы учесть это при организации работы управления, как при контроле антимонопольного законодательства, Так и Закона о рекламе.
Профессор ФГОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия» В. Бычков рассказал о некоторых направлениях работы академии, связанных с рассматриваемыми вопросами.
В. Рохмистров подчеркнул необходимость соблюдения чётких правил игры на данном рынке, согласно существующего антимонопольного законодательства. В решении данного вопроса нам необходимо советоваться с общественностью, подключить науку для изучения рынка автоперевозок и создать чёткую сеть маршрутов. Только решение по отдельности многоуровневых проблем приведёт к стабилизации ситуации на данном рынке услуг.

По результатам обсуждения Совет принял решение:
1. Рекомендовать организаторам перевозок более широко использовать конкурентные принципы в организации пассажирских перевозок в городе и области, в частности, при формировании маршрутной сети и распределении маршрутов между перевозчиками, в процессе контроля перевозок, не допуская необоснованного ограничения числа перевозчиков и т.д.
2. В течение недели всем участникам заседания подготовить предложения по вопросам совершенствования организации пассажирских перевозок в городе и области, рабочей группе Совета обобщить предложения, представить результаты в Совет для дальнейшего использования.
Сопредседатель Общественно-консультативного Совета В.В. Шамрай
Ответственный секретарь Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России М.С. Трухачёв
Протокол вёл Трухачёв М.С. т. 55-92-39

Дата проведения Совета: 
15 октября 2009, 00:00