Рекомендации по итогам обсуждения вопросов повестки дня от 1.04.10г.

РЕКОМЕНДАЦИИ
по результатам обсуждения на Общественно-консультативном совете при Воронежском УФАС России вопроса «Проблемы правоприменения законодательства о размещении заказов и вопросы развития конкурентных отношений в регионе»

Обсудив вопрос, связанный с проблемами правоприменения законодательства о размещении заказов и развитием конкурентных отношений в регионе Совет отмечает следующее.
В результате реформы системы размещения государственных и муниципальных заказов в России за 4 года получен ряд положительных результатов. Во-первых, – в полной мере получило подтверждение значительной роли процедур госзаказа в развитии конкурентных отношений. Важно и то, что сегодня хозяйствующие субъекты верят в возможность получения на законных основаниях государственных заказов и обеспечения в необходимых случаях эффективной защиты своих прав и интересов. Как отмечалось при обсуждении вопроса, Закон № 94-ФЗ очень хорошо сработал в части защиты интересов участников размещения заказов. Однако сегодня важной задачей является организации более строгого соблюдения требований заказчиков, прежде всего, в части качественных параметров, выставляемых на торги товаров (работ, услуг). Следует отметить и существенную экономию бюджетных средств в результате проведения торгов. Так, в Российской Федерации, за первые три года экономия составляет около 500 млрд. рублей.
В настоящее время система госзаказа развивается по двум приоритетным направлениям: переход на электронные аукционы и обеспечение роста  качества государственного заказа (в первую очередь – повышение  качества исполнения контрактов).
Первое направление уже реализуется, и по результатам соответствующих конкурсных процедур определены 5 площадок для проведения электронных аукционов.
Однако в Воронежской области наблюдается низкая активность федеральных заказчиков по регистрации на электронных площадках. По состоянию на март месяц регистрацию прошли лишь около 15% от общего количества федеральных заказчиков. Подобное бездействие приводит к невозможности получения государственных заказов Воронежскими коммерческими организациями, либо вообще к признанию аукционов несостоявшимися. Ряд заказчиков продолжают размещать заказы на поставку товаров, включенных в распоряжение Правительства РФ путем проведения простых аукционов. При выявлении антимонопольным органом подобных фактов торги аннулируются, а виновные лица привлекаются к административной ответственности.
Второе приоритетное направление
– организация работы по повышению качества государственного заказа, прежде всего, качества исполнения государственных и муниципальных контрактов.
Управление отмечает факты неблагоприятного воздействия на бюджеты заказчиков авансовых платежей. Не единичны случаи, когда  победители торгов получают авансовые платежи, а потом «растворяются в воздухе». Сейчас предусмотрен новый вид обеспечения исполнения контрактов – это поручительство крупных юридических лиц, у которых собственные средства составляют не менее 300 млн руб.
Лица, уклоняющиеся от заключения контрактов или нарушающие существенные условия контракта при его исполнении, должны включаться в Реестр недобросовестных поставщиков. Однако не все заказчики исполняют обязанности по направлению сведений о таких лицах в антимонопольный орган, еще редко обращаются в судебные инстанции с исками о расторжении контрактов с недобросовестными лицами. Подобное поведение заказчиков исключает возможность применения мер наказания к недобросовестным поставщикам и последние продолжают участвовать в торгах, «срывая» исполнение государственных заказов.
Совет считает одним из приоритетных направлений в сфере контроля размещения государственного и муниципального заказа пресечение нарушений, ограничивающих количество участников в торгах. Подобные действия организаторов торгов негативным образом влияют на развитие добросовестной конкуренции и на расширение возможностей для участия в размещении заказов.
Как показывает практика рассмотрения жалоб участников размещения заказа и результаты проверок государственные и муниципальные заказчики зачастую злоупотребляют своими правами по установлению требований к товарам (лекарства, дорогостоящая медицинская техника, автомобили, компьютеры, бензин). В конкурсную, аукционную документацию включаются требования к названным товарам, не влияющие на функциональные характеристики (потребительские свойства) (например, маркировка таблеток, цвет ампул и пробок, габариты медицинской техники с точностью до миллиметра, вес жесткого диска в составе компьютера также с точностью до грамма, место поставки бензина во всех районах города, области, а иногда и в других субъектах РФ и многое другое).
Подобные требования сформированы под товар конкретного производителя (или продавца), что исключает возможность участия в торгах других производителей (продавцов) товара (который имеет иные показатели, не влияющие на функциональные характеристики (потребительские свойства)), в том числе отечественных товаропроизводителей  и ограничивает количество участников в торгах. Такие действия организаторов торгов не соответствуют основным целям законодательства о размещении заказов об эффективном расходовании бюджетных средств, расширения возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и развития добросовестной конкуренции.
С учетом изложенного, Совет РЕКОМЕНДУЕТ:
- федеральным заказчикам
незамедлительно принять меры по исполнению Распоряжения Правительства РФ от 17.12.2009г. № 1996-р  и размещать соответствующие государственные заказы путем проведения открытых аукционов в электронной форме;
- Воронежским участникам размещения заказа незамедлительно организовать работу по получению аккредитации у операторов электронных площадок;
- заказчикам принять меры по повышению качества исполнения государственного и муниципального заказа, а именно:
    - исключить авансовые платежи;
    - предусматривать обеспечение заявки на участие в торгах;
    - предусматривать обеспечение исполнения государственных и муниципальных контрактов;
   - сведения о лицах, уклоняющихся от заключения контрактов, и лицах, нарушающих условия исполнения контракта, оперативно направлять в Воронежское УФАС России для включения в Реестр недобросовестных поставщиков;
- организаторам торгов принять исчерпывающие меры по пресечение нарушений, ограничивающих количество участников в торгах, не допускать включение в документации по торгам требований, информации к товарам, работам, услугам, соответствующие единственному поставщику, подрядчику, исполнителю, что влечет ограничение количества участников размещения заказа.
Совет также считает целесообразным продолжить работу по совершенствованию понятий, содержащихся в Законе о размещении заказа, по ускорению принятия номенклатуры одноименных товаров, а также по совершенствованию процедур размещении заказов. Положительным фактором в практике государственных закупок стало бы, по мнению Совета, установление (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более) требования предусмотренного частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов (выполнение участниками размещения заказа за последние пять лет работ, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ) не только при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, но и на случаи проведения торгов на поставку (оказание, выполнение) других технически сложных и способных представлять угрозу жизни и здоровья людей, товаров, работ и услуг.
Совет считает целесообразным для повышения качества размещения заказа принять меры (в том числе, путем подготовки соответствующих правовых актов) к повышению мотивации сотрудников участвующих в организации торгов, например, предусмотрев их премирование исходя из объема сэкономленных средств от проведения торгов.

Сопредседатель Совета, Руководитель                                          Сопредседатель Совета,
Воронежского УФАС России                                                           Президент ТПП Воронежской области
В.В. Рохмистров                                                                             Ю. Ф. Гончаров

Дата проведения Совета: 
1 апреля 2010, 00:00