Протокол №4 от 06.12.2011 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Рохмистров Владимир Васильевич, руководитель Воронежского УФАС России, сопредседатель Совета.
Присутствовали: члены ОКС:
Гончаров Юрий Фёдорович — генеральный директор Торгово - промышленной палаты Воронежской области, сопредседатель Совета;
Дегтярев Николай Михайлович — председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»;
Лютикова Марина Владимировна — президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области;
Наумов Сергей Дмитриевич — председатель Воронежского регионального Союза предпринимателей «Опора»;
Смикалов Андрей Борисович — Руководитель КП Воронежской области «Воронежкачество»;
Шендрик Ольга Анатольевна — специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Анищенко Максим Александрович — заместитель руководителя правового управления Воронежской городской Думы, Гошко Александр Иванович — заместитель руководителя-начальник отдела развития инфраструктуры Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, Полухин Сергей Иванович — начальник отдела контроля органов власти Воронежского УФАС России, Чушкин Денис Юрьевич — заместитель руководителя Воронежского УФАС России - начальник отдела контроля размещения государственного заказа.
Вопросы:
1. Практика исполнения государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции. Типичные ошибки со стороны ОМС при подаче заявлений на предоставление государственной или муниципальной преференции.
2. План работы ОКС на 2012 год.
3. Разное.
По первому вопросу выступил начальник отдела контроля органов власти Воронежского УФАС России С. И. Полухин. В своем докладе он рассказал о ситуации, сложившейся в сфере предоставления государственных и муниципальных преференций в Воронежской области.
В соответствии с Законом о защите государственные или муниципальные преференции - предоставление органами исполнительной власти, органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
При осуществлении контрольной деятельности за соблюдением Закона «О защите конкуренции» антимонопольные органы выявляют и пресекают нарушения порядка предоставления государственных или муниципальных преференций, контроль за использованием в соответствии с заявленными целями предоставленных преференций.
С. И. Полухин сообщил, что в 2011 году Воронежским УФАС России рассмотрено 47 ходатайств о предоставлении государственных и муниципальных преференций. Из них в удовлетворении отказано 18 по причинам несоответствия целям предоставления преференций, указанным в статье 19 Закона «О защите конкуренции» или предоставление таких преференций может привести к устранению или недопущению конкуренции. Остальные 29 ходатайств удовлетворены в целях: поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства — 23, производства сельскохозяйственной продукции — 1, социальной защиты населения — 5.
Основная масса ходатайств о предоставлении преференций была заявлена в целях социальной защиты населения или поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При рассмотрении ходатайств органов исполнительной власти Воронежской области и органов местного самоуправления Управление столкнулось с решением таких вопросов как — несоответствие заявленных ходатайств о предоставлении преференции целям социальной защиты населения или поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предоставление государственных и муниципальных преференций – важное направление антимонопольного контроля, которое имеет существенное значение как для поддержки и развития предпринимательской деятельности, так и для органов власти, являясь механизмом, позволяющим решать многие важные региональные проблемы управления в рамках действующего законодательства.
С. И. Полухин заметил, что складывающаяся практика свидетельствует, во-первых, о еще слабом использовании этого механизма и, во-вторых, о достаточно частых ошибках при его применении.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников (инкубаторы), поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
С. И. Полухин сообщил, что Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов. Эти перечни должны быть опубликованы в средствах массовой информации, а также размещены в Интернете на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Наряду с финансовой, имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства на практике оказывается в формах льгот по аренде нежилых помещений и земельных участков, аукционов по аренде помещений и прочих конкурсов, использования целевого фонда нежилых помещений и приватизации помещений.
С. И. Полухин отметил, что для становления и развития субъектов малого предпринимательства необходимы целевые программы, которые позволяют в максимальной степени реализовать в процессе публичного управления важнейшие принципы системности, комплексности, научности, объективности и конкретности, единства хозяйственного и политического руководства, сочетая административно-территориальный подход в механизме управления с отраслевой направленностью особой экономической зоны.
Для эффективного взаимодействия по оказанию государственной услуги по предоставлению государственных или муниципальных преференций органам государственной власти Воронежской области и исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления в целях соблюдения обязательного порядка предоставления и использования государственных и муниципальных преференций и недопущения его нарушений необходимо определить уполномоченные органы по предоставлению преференций, образовать действующие на постоянной основе комиссии по предоставлению преференций на территории муниципальных образований (районов), разработать положения о комиссиях по предоставлению муниципальных преференций на территориях муниципальных образований, определить их задачи (организация предоставления), полномочия (предварительное рассмотрение заявлений, формирование пакета документов, взаимодействие с АМО). Органам государственной власти необходимо разработать программу поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Определить наиболее приоритетные для региона виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
При предоставлении преференций в целях социальной защиты населения следует обращать особое внимание на то, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» — социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Причем под социальными службами понимаются предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица (статья 3 Закона № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).
Под социальными услугами понимаются действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством РФ помощи, предусмотренной ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
Государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
С. И. Полухин обратил внимание участников заседания на то, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В Воронежской области такой государственный стандарт установлен Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской обл. от 07.05.2010 № 978/ОД «Об утверждении Административного регламента департамента труда и социального развития Воронежской области по исполнению государственной функции «Определение порядка установления государственных стандартов социального обслуживания».
При рассмотрении ходатайств органов о предоставлении муниципальной преференции в целях социальной поддержки населения Управление столкнулось с такой проблемой, как непонимание и неправильное толкование заявителями понятия социальная поддержка.
В этой связи С. И. Полухин отметил, что организации различных форм собственности не осуществляющие оказание разных социальных услуг не могут получить преференции для осуществления такой цели.
Также по первому вопросу выступил заместитель руководителя правового управления Воронежской городской Думы М. А. Анищенко. Он сообщил, что Воронежская городская Дума в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленных случаях обращается в Воронежское УФАС России с заявлениями по согласованию предоставления муниципальной преференции отдельным хозсубъектам. Более того для закрепления указанной обязанности на уровне местного законодательства в положение «О порядке предоставления льгот по налоговым и неналоговым платежам» (утверждено Воронежской городской Думой в июле 2011г.) прямо внесены нормы, обязывающие того субъекта, кто предоставляет муниципальную преференцию, получать предварительное согласование антимонопольного органа.
М. А. Анищенко отметил, что эта норма важна, так как уже на этой стадии всем хозсубъектам сообщается о том, что решение вопроса о предоставлении муниципальной преференции является прерогативой органа местного самоуправления, но обусловлено некими особенностями (в частности получением согласования антимонопольного органа). Хозсубъекты уведомляются о том, что в случае обращения по данному вопросу они должны предоставлять необходимый пакет документов для того, чтобы антимонопольный орган сумел рассмотреть поступившее ходатайство.
По действующему законодательству любое предоставление имущественных льгот отдельным хозсубъектам является муниципальной преференцией (будь то освобождение от уплаты каких-либо платежей, будь то освобождение от задолженности по оплате платежей, будь то предоставление муниципального имущества на льготных условиях). Исключениями являются только случаи, описанные в части 4 статьи 19 135-ФЗ, где четко говорится о том, что не является муниципальной преференцией.
Вместе с тем М. А. Анищенко заметил, что существуют и спорные вопросы, связанные с несовершенством правового регулирования. В качестве примера он привел ситуацию с освобождением муниципальных предприятий от уплаты задолженности по отчислению части прибыли. Вопрос заключается в том, что следует ли считать это муниципальной преференцией или нет. С одной стороны в 135-ФЗ данный случай не включен в 19 статью. С другой стороны возникает сложная ситуация — обязанность отчислять часть прибыли за пользование муниципальным имуществом лежит только на муниципальных предприятиях. Ни у каких других субъектов такой обязанности нет. Получается, что конкурируют только муниципальные предприятия, действующие на одном товарном рынке. Но данная ситуация парадоксальна, потому что среди муниципальных предприятий не может быть конкуренции, так как у них один собственник.
В качестве одной из важных проблем в данной сфере М. А. Анищенко отметил то, что фактически за предоставлением муниципальных преференций обращаются лишь организации, подконтрольные депутатам городской Думы, или муниципальные учреждения и предприятия. Так происходит, потому что собственники указанных организаций знают о подобных возможностях. В связи со сложившейся ситуацией крайне важно донести до субъектов малого и среднего предпринимательства информацию о возможности получения муниципальных преференций.

В ходе обсуждения второго вопроса был одобрен план работы Общественно-консультативного совета на 2012 год:
1. Координация деятельности контролирующих органов и общественных организаций при пресечении недобросовестной конкуренции.
2. Основные проблемы возникающие в сфере электроснабжения с точки зрения антимонопольного законодательства.
3. Совершенствование системы госзаказа.
4. Антимонопольный контроль при реализации закона о торговле.

Также в ходе заседания были одобрены следующие предложения:
1. Рассмотреть вопрос по устранению административных барьеров в рамках выездного заседания в одном из районов Воронежской области.
2. Проводить раз в полгода выездные заседания Общественно-консультативного совета, в рамках которых будут рассматриваться вопросы, связанные с реализацией региональной программы развития конкуренции.
3. Рекомендовано размещать на сайте Воронежского УФАС России ходатайства о предоставлении муниципальных преференций.

Дата проведения Совета: 
6 декабря 2011, 01:00