Перед дизайн-регламентом все равны? Как приживается система в Воронеже

Малый бизнес меняет вывески, крупный – ведёт переговоры. Как в Воронеже приживается дизайн-регламент? И почему чиновники добрались не до всех? Пока требования дизайн-регламента в Воронеже выполнены наполовину – 2600 входных групп предприниматели, по требованию чиновников, привели в соответствие с этим документом. Осталось примерно столько же, а завершить всё предстоит к концу 2019 года, времени не так уж много.
Чтобы по порядку во всём разобраться, корреспонденты «Вести-Воронеж» решили вспомнить, как дизайн-регламент приживался в Воронеже.
Напомним, что дизайн-регламент в Воронеже начали внедрять в 2016 году. Под его действие попадают 74 городских улицы – это весь центр, включая, например, улицу Софьи Перовской на набережной, а также основные магистрали: Московский и Ленинский проспект, Богдана Хмельницкого, несколько крупных улиц в Юго-Западном. Подсчитали и количество вывесок, которые предпринимателям предстоит заменить на лаконичные и единообразные – их 4,5 тысячи. Вся работа, можно сказать, ещё впереди.
Сам документ разрабатывали с участием специалистов дизайнерского бюро «Стрелка», при подготовке требований, правил и норм учли опыт Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Документ, регламентирующий цветовое решение фасадов, а также внешний вид входных групп, вывесок, табличек и витрин, разделил город на две зоны – строгой и общей регламентации. В первую попал исторический центр Воронежа, крупные магистрали и объекты культурного наследия. Для каждого здания отдельно готовили специальные паспорта. В них описано, как должны выглядеть таблички, витрины и вывески. В документах даже указан размер шрифта и номера цветов для подбора краски.
Так в городе появились объёмные буквы на фасадах. Под запрет попали рекламные баннеры, крупные вывески, и блестяще-светящиеся элементы дизайна. Панели, закрывающие стены дома и дополнительные козырьки на магазинах тоже запретили. Первым делом бороться начали с броской рекламой, в том числе и в витринах магазинов.
Поначалу предприниматели просто игнорировали документ, ссылаясь на нехватку средств на замену вывесок. Потом отправились в суды подавать иски к мэрии с требованием отменить дизайн-регламент. Ссылались на то, что ограничивать свободу предпринимательской деятельности администрация городского округа права не имеет, таким образом, мэрия нарушает Конституцию. Суд встал на сторону городских чиновников.
Против единообразия выступала и антимонопольная служба. Там потребовали внести изменения в документ, потому что он не соответствует федеральному законодательству.
– Они могут регулировать вопросы, связанные с размещением конструкций, то есть, техническое состояние, оплата за размещение конструкций. Это вопросы местного самоуправления, их количество, их формат. Но вторгаться именно в регулирование рекламы, внутреннюю часть составляющую, органы местного самоуправления не вправе. Это уже цензура, – отметил Виталий Попов, заместитель руководителя УФАС по Воронежской области.
В итоге всем удалось договориться, и процесс было уже не остановить. Отдельный дизайн-регламент разработали даже для киосков – торговые точки в городских парках привели к общей цветовой концепции – янтарный или белый цвет панелей, бордовые, серые или синие ставни и искусственное озеленение. Сейчас создатели дизайн-регламента разрабатывают внешний вид киосков на колёсах.
К середине процесса внедрения регламента в Воронеже даже нашли идеальный дом – на улице Кирова. Там все вывески привели в соответствие с дизайн-регламентом. Правда, владельцам магазинов пришлось вложиться в ремонт.
В некоторых случаях, когда предприниматели строго выполняли предписания мэрии, под снятыми козырьками, пластиковыми панелями и огромными вывесками оказывались ободранные стены или сильно выгоревшая краска. Обязать красить и ремонтировать фасад владельцев магазинов мэрия может далеко не всегда, если речь идёт об арендаторах, они вправе отказаться.
Некоторые бизнесмены отличились уже после вступления в силу дизайн-регламента. К примеру, прямо рядом с входом в мэрию одиозный предприниматель Герман Стерлигов открыл продуктовую лавку с явно не подходящей по регламенту вывеской. А на пешеходной Карла Маркса появилась алюминиевая рыба весом почти полтонны – так что, судя по всему, есть варианты нормы. Если верить развертке улицы Карла Маркса, на фасаде знаменитого дома «Гармошки» её нет.
О том, как в Воронеже приживается единообразие, ведущая программы «События недели» Наталья Зубкова узнала у заместителя руководителя управления главного архитектора Воронежа Виталиям Чмыхова.

Видео по ссылке.