Интернет-магазин государственных нужд

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Почти пять лет продолжается реформа в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Её основой является Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Как при любом нововведении, здесь не обходится без проблем и ошибок, но в целом результат позитивный. Ключевая роль в вопросах контроля исполнения и соблюдения законодательства отводится Федеральной антимонопольной службе (ФАС). О деталях программы рассказывает заместитель руководителя Управления ФАС по Воронежской области Денис Чушкин.
— Сегодня реформа вступила в этап, где обозначены два основных направления – переход на электронные аукционы и повышение качества государственных заказов. Проводимые на областном и муниципальном уровнях аукционы имеют ряд существенных недостатков, позволяющих исполнителям занижать ожидаемый эффект для бюджетов. К примеру, на практике выявлялись факты сговора участников размещения заказов. После объявления аукциона все сведения об участниках, подавших заявки, в обязательном порядке публикуются. До назначенного времени проведения аукциона участники могут навести между собой контакты – встретиться, договориться, кому лучше исполнять тот или иной контракт.
И при проведении аукциона поднимает табличку только один участник и принимается предложение с минимальным шагом аукциона (один раз немного снизив цену контракта). Остальные участники просто сидят и молчат. Контракт в итоге заключается, но бюджеты от этого ничего не выигрывают, а заказчик практически ничего не экономит. Такие случаи стали возникать всё чаще.
Правительством России принято решение об оперативном введении электронных аукционов. Основной плюс такого вида аукциона – участники не будут знать друг о друге. Он проходит через Интернет, анонимно. Определяется минимальная цена, и только тогда заказчик узнает о победителе аукциона. Работа электронных площадок регламентирована Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2008 года № 179 «О пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме».
Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1996-р утвержден перечень товаров, работ и услуг, по которому уже с 1 января по 30 июня 2010 года производятся закупки в обязательном порядке через процедуру электронного
аукциона, но только пока федеральными заказчиками (финансируемыми из федерального бюджета). Это: продукция сельского хозяйства, пищевые продукты, все строительные работы, автомобили и канцелярские принадлежности, услуги по уборке помещений, связь и некоторые другие. Мы пока не обладаем информацией, что федеральные структуры в Воронежской области (а их у нас более 200) проводили электронные аукционы.
Планируя аукцион, заказчик вправе установить все необходимые требования – сразу обозначить конкретное качество продукта или работ, сроки, гарантийные обязательства. И после этого объявляются торги, где решающим фактором является только цена контракта. В этом случае поставщик (подрядчик), участвуя в аукционе, однозначно соглашается на предлагаемые условия.
С 1 января 2011 года электронные аукционы обязаны будут проводить и областные, и муниципальные заказчики. Законодательство допускает проведение таких аукционов субъектами местного самоуправления уже сегодня. К примеру, известно о проведении электронных торгов в Москве и Московской области некоторыми муниципальными заказчиками. В Воронежской области пока таких инициатив не было.
Важно подчеркнуть, что в России не будет областных или муниципальных площадок по электронным торгам. Электронная площадка должна быть выбрана по конкурсу. В настоящее время Минэкономразвития и Федеральная Антимонопольная Служба готовятся к проведению таких процедур по выбору операторов. В России должно действовать от трех до пяти электронных площадок. Пока эти торги готовятся, уже действуют три таких экспериментальных торговых площадки – ГУП «Агентство по государственному заказу, инновационной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан», ОАО «Единая электронная торговая площадка» и ЗАО «Сбербанк- АСТ». Доступ к этим площадкам – с официального сайта www.zakupki.gov.ru. Сегодня на этих трех площадках электронные аукционы уже размещаются, при этом заказчик свободен в выборе площадки.
Информация об электронных аукционах публикуется на сайте www.zakupki.gov.ru, а также на сайтах органов власти. В будущем планируется перейти на единый сайт для размещения информации о заказах – и федеральных, и областных, и муниципальных.
В доступной информации на электронных площадках в разделе «поставщики» уже значатся воронежские компании. Но работа только начинается, и мы надеемся, что и заказчики, и исполнители станут активными пользователями заложенного потенциала.
В электронных аукционах два видимых больших плюса. Это, прежде всего, антикоррупционная составляющая – искоренение согласованных действий участников, а также обеспечение единства экономического пространства России. Аукцион проводится без выезда на место, что важно для участников, которые находятся за пределами района или области, откуда заказчик. Это особенно актуально для небольших компаний и индивидуальных предпринимателей, у которых существенно расширяются возможности для работы. Посредством использования компьютера и сети Интернет можно ознакомиться с документацией, участвовать в электронном аукционе, предлагать свои цены и побеждать.
 
Дмитрий ДЕНИСЕНКО, журнал «ШЕФ» №1 февраль 2010