Дефицит или перебои?

Воронежские автолюбители бьют тревогу. По прогнозам специалистов, следствием введения нового технического регламента на топливо вполне может стать не только подорожание бензина, но и его дефицит.
Поводом для этого стал прогноз Российского топливного союза. По его мнению, чтобы соответствовать новым нормативам, заводам, расположенным на территории страны, придется произвести реконструкцию, что минимум на 10 процентов поднимет розничные цены на бензин, а проведение самих работ приведет к перебоям с поставками топлива в регионы.
Воронежские игроки топливного рынка не склонны драматизировать ситуацию. «Подъем на десять процентов розничных цен вряд ли возможен, - говорит менеджер по закупкам «Воронежской топливной ассоциации» Виталий Синельников. - По моим данным, он будет меньше и произойдет в мае-июне. Это закономерный сезонный подъем, и новый технический регламент тут ни при чем. Переоборудование на заводах идет постоянно, и чтобы соответствовать нормативам, они ежегодно останавливаются на профилактику. Стоимость его, заложенная в цену бензина, ничтожно мала и неощутима для потребителя».
А вот что касается дефицита, то к этому некоторые предпосылки есть. «Дело в том, что экспортные поставки все время увеличиваются, - говорит Виталий Синельников. - Поэтому некоторые проблемы со своевременными поставками возможны. Но прогнозировать дефицит
я бы не стал. Скорее, речь идет о некоторых перебоях».
Правда, воронежским автомобилистам и без того есть, о чем беспокоиться. Цены на бензин хоть медленно, но всё же растут. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России только с 5 по 11 апреля 2010 года повысились на 0,5 процента. Росли они и в Воронеже, вплоть до того момента, когда руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Владимир Рохмистров на встрече с губернатором Алексеем Гордеевым заявил, что деятельность ряда АЗС в Воронеже не отличается «прозрачностью», что создаёт почву для нарушений в сфере конкуренции.
Добавьте к этой угрожающей тенденции заметно подросший транспортный налог, увеличение госпошлин в ГИБДД. И, например, для дачников картошечка с собственного огорода выйдет втридорога.
Интересно, что пока о конкретных нарушениях на АЗС в УФАС предпочитают не говорить.
— Обнародовать признаки нарушений преждевременно. Сначала мы должны предъявить их компаниям, — говорит заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Виталий Попов.
По его словам, цены на этом рынке нерегулируемые - в силу исторической специфики рынка их устанавливает монопольная структура — одна-две топливные компании.
- Сейчас мы предлагаем координировать свои действия с другими контролирующими органами с целью стабилизации положения на рынке, - прокомментировал он сложившуюся ситуацию.
Впрочем, мера эта действительно может принести неплохие результаты. Ведь, помнится, в разгар кризиса Воронежскому УФАС все же удалось обуздать цены зарвавшихся игроков рынка...

Ярослава Янова, газета «Коммуна», № 59 (25490) 23 апреля 2010