Возраст подростковый — заботы недетские

29 июня состоялась пресс-конференция руководителя Воронежского УФАС России Владимира Рохмистрова, посвященная 20-летию антимонопольных органов в нашей стране.
В беседе с журналистами Владимир Рохмистров обратил внимание на различные аспекты работы Воронежского управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) - пресечение монополистической деятельности, контроль размещения заказов и проверка нарушений в сфере рекламы, а также рассказал о приоритетных направлениях деятельности ФАС России на среднесрочный период.
В расцвете сил
- Владимир Васильевич, каких успехов добилась ФАС за годы работы?

- 20 лет - определенная историческая веха. В этот период было создано антимонопольное ведомство, разработано конкурентное и потребительское законодательство. И сегодня можно утверждать, что мы постепенно становимся цивилизованной европейской страной.
За годы работы в нашей практике было много громких дел. Так, например, мы эффективно работали с монополиями, на которые налагались штрафные санкции, исчислявшиеся порой десятками миллионов рублей - за злоупотребление доминирующим положением и недобросовестную конкуренцию.
Сейчас наши приоритетные направления - защита предпринимателей от излишних административных барьеров, пресечение монополистической деятельности, разработка и внедрение программ развития бизнеса в субъектах Федерации, интеграция антимонопольных органов в международное сообщество и обеспечение равного доступа субъектов к инфраструктуре, в том числе к услугам связи, цифрового телевидения и Интернету. Эти вопросы выносятся на заседание экспертного совета, в который входят специалисты-отраслевики, чиновники разных уровней и представители контролирующих органов. Важно добиться, чтобы участники судебного процесса не шли обжаловать наши решения в арбитражный суд, а сосредоточились на устранении нарушений.
Дел стало больше
- Какие наиболее значимые дела в сфере нарушения антимонопольного законодательства были рассмотрены в последнее время?

- В первом полугодии текущего года было рассмотрено 237 дел по основным поднадзорным сферам. Как показывает статистика, эта цифра увеличилась относительно аналогичных показателей прошлого года примерно на 10%.
Так, например, можно выделить дело, возбужденное в отношении ОАО «ЦентрТелеком», которое неправомерно прекратило пропуск с сети ЗАО «Кодотел» трафика с А-номерами, отличными от диапазона номеров, закрепленных за данной компанией. По результатам рассмотрения указанного дела было вынесено решение признать действия ОАО «ЦентрТелеком» нарушением антимонопольного законодательства. При этом необходимо отметить, что, несмотря на вступившие в силу судебные акты, компания не желает исполнять предписания управления, за что 21 июня она была привлечена к административной ответственности в виде штрафа в сумме 488,8 тысячи рублей.
К числу значимых следует отнести и дело, возбужденное в отношении ООО «Воронежрегионгаз», которое более трех месяцев уклонялось от заключения договора поставки газа с потребителем - ООО «Воронежский опткоопторг», которое в 2009 году сдало в эксплуатацию собственную котельную. Комиссия управления признала действия компании злоупотреблением доминирующим положением. ООО «Воронежрегионгаз» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере более 31 миллиона рублей. Однако Арбитражный суд Воронежской области, рассмотрев дело об оспаривании компанией решения о привлечении к административной ответственности, признал указанное правонарушение малозначительным. В связи с тем, что при рассмотрении дела конкретным судьей были допущены нарушения, в том числе Конституции РФ, управление обратилось с соответствующим заявлением в квалификационную коллегию судей.
Реклама - под контролем
- Сейчас все большее распространение начали приобретать нарушения закона в сфере рекламы. Какая работа ведется в этом направлении?

- В мае при Воронежской антимонопольной службе был создан экспертный совет, который будет проводить экспертизу и оценку содержания рекламы, подготовку информационных материалов для субъектов рекламной деятельности, а также давать оценку воздействия рекламы на потребителя. Хотя решения экспертного совета будут носить рекомендательный характер, позиция профессионалов может усилить доказательную базу УФАС.
Например, наибольший интерес вызвало обсуждение рекламы пивоваренной компании «Балтика» в рамках фестиваля «С «Балтикой» по России», который состоялся в Воронеже в 2008 году. Ранее суды двух инстанций признали незаконным решение Воронежского УФАС в части использования в рекламе образов людей.
При обсуждении данного случая члены экспертного совета признали, что рекламное мероприятие, проходящее на фоне изображения бутылок пива «Балтика» и графических товарных знаков ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», являлось театрализованным шоу с привлечением известных людей и использованием их визуальных образов, которые отражались в сознании воронежцев как скрытый призыв к употреблению пива «Балтика». Сейчас управление обжаловало вынесенные ранее решения в Высший арбитражный суд РФ.

Елена Жукова, газета «Галерея Чижова», № 27 (282), 7-13 июля 2010