Жаба задушила?

Как уже сообщалось, ОАО «ЦентрТелеком» привлечено к ответственности за невыполнение предписания Федеральной антимонопольной службы. Причем телефонистам выписан один из самых крупных штрафов за всю историю антимонопольной деятельности на территории Воронежской области — 488 тысяч рублей.
«ЦентрТелеком» не захотел пропускать по своей сети некоторые из звонков от абонентов компании «Кодотел». Вроде бы рабочая проблема, не стоящая судебного вмешательства, но она выродилась в беспрецедентный процесс!
Кое-что станет понятным, если обратиться к более давней истории вопроса. На заре проекта «Кодотел», в 1997 году, именно «ЦентрТелеком» (в тогдашней инкарнации — «Воронежсвязьинформ») был одним из соучредителей сотовой компании. Гендиректор «Связьинформа» был даже председателем совета директоров «Кодотела», получая за это немалое вознаграждение. Но идиллия быстро кончилась, когда проводным связистам сверху было рекомендовано выйти из сомнительного участия в конкурирующих проектах. И уже к середине 2000-х у некогда родственных компаний сложилось позиционное противостояние.
ОАО «ЦентрТелеком» долго отказывалось заключать с «Кодотелом» договор о соединении его абонентов с городской сетью проводной связи. Это означало, что в любой момент абонентам «Кодотела» могли перекрыть доступ к городским линиям. И превратить их трубки в рации для общения друг с другом. Вопрос упирался в деньги, которые «проводники» пытались стрясти с сотовиков.
— У нас полмиллиона номеров, а у них — 20 тысяч, — апеллировали руководители телефонного монополиста к суду и общественности. — По сути, их мобильные трубки и покупают за бешеные деньги, чтобы связываться с нашими абонентами! Благодаря предоставленным нами возможностям «Кодотел» в деньгах купается, а с нами делиться не хочет!
Действительно, в отличие от других операторов, как-то находивших финансовый компромисс
с монополистом, «Кодотел» невозмутимо аргументировал: «Мы прощаем ваши входящие, вы — наши!» — «Да у нас полмиллиона абонентов, а у вас...» В общем, препирательства продолжались, пока в марте 2005 года Арбитражный суд не поставил неожиданную для обоих спорщиков точку. Он обязал платить. Но платить обоюдно — вносить друг другу повременную плату за исходящие звонки своих абонентов. Мудрость судьи Поповой стала понятна уже через пару лет, когда число абонентов «Кодотела» достигло одного порядка с «Центр-Телекомом».
Так что, скорее всего, элемент обиды все-таки присутствовал в действиях «ЦентрТелекома», который в 2009 году снова начал ограничивать пропуск трафика от номеров ЗАО «Кодотел» новых диапазонов. «Кодотел» оценил убытки от «фильтрации номеров» в 2 миллиона рублей ежемесячно. Управление Федеральной антимонопольной службы России по Воронежской области согласилось с его доводами и предписало «ЦентрТелекому» оказывать партнерам полноценные услуги.
Телефонисты стационарной сети долго ходили по судам, но только ухудшили свое положение. Все инстанции признали их неправоту, а УФАС за затяжку времени наложило штраф по максимуму. Причем эти штрафные полмиллиона не отменяют обязанности выполнять ноябрьское предписание.
Это первый случай в России, когда монополиста проводной связи так болезненно щелкнул по носу мобильный оператор. Да еще два раза подряд. Такое же беспрецедентное решение воронежский суд вынес по иску рядового абонента «Кодотела». Абонент отказался вносить абонплату своему оператору за тот месяц, когда не звонил на городские линии связи. И суд признал, что абонент прав! Нет услуги — нет оплаты. И удивительно, что неразрывность цепочки «товар-деньги-товар» нашим связистам, вроде бы серьезным людям, приходится разъяснять в суде.

Александр Саубанов, газета «Молодой коммунар», № 86 (12717), 7 августа 2010