Под постоянным контролем

Федеральная антимонопольная служба осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг, естественных монополий, размещения государственных заказов. Вниманию читателей «ЗВЕЗДЫ» мы предлагаем интервью обозревателя газеты Ирины ПОЛОВИНКИНОЙ с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Владимиром Васильевичем РОХМИСТРОВЫМ. В ходе интервью были заданы наиболее актуальные и интересные вопросы.
- Владимир Васильевич, на что чаще всего жалуются в Федеральную антимонопольную службу?
- Больше всего жалоб на то, что монополисты ограничивают доступ к подключению к инфраструктуре. Это может быть газоснабжение, услуги связи и т. д. Претензии связаны с тем, что сильный игрок выдавливает с рынка конкурентов. Есть факты, когда хозяйствующие субъекты берут на себя функции контролирующих органов - это недопустимо.
Что же касается граждан, то в данное время больше всего жалоб на злоупотребление положением ресурсоснабжающими организациями. Именно они должны были до 1 июля 2010 года направить всем потребителям уведомления о необходимости установки счетчиков, разъяснения о том, куда надо обращаться. По данному вопросу Управлением Федеральной антимонопольной службы проводились пресс-конференции, на нашем сайте была размещена информация для всех ресурсоснабжающих организаций.
Для чего устанавливали счетчики? Для того, чтобы сэкономить энергоресурсы. Но, к сожалению, бывает и совершенно иная картина: после установки счетчиков ресурсоснабжающая организация недополучает запланированные доходы. И тогда к нормативам начинают доначислять дополнительные деньги за какие-то, якобы предоставленные услуги. Вот это и называется злоупотребление положением. С такими фактами мы разбираемся регулярно.
- Часто ли граждане, обращающиеся с жалобами в антимонопольную службу, правы, или это только эмоции?
- Бывает и то, и другое. Иногда срабатывают и эмоции. Кто-то с кем-то не так поговорил, недостаточно корректно ответил на вопрос, и вот уже граждане начинают жаловаться на того или иного работника. Но стоит отметить, что 80% заявлений являются обоснованными.
- Какие конкретные меры предпринимались вашей структурой по урегулированию цен на отдельные продукты питания в связи с их ростом?
- Изначально хочу пояснить, что антимонопольная служба не является органом ценового регулирования. На повышение цен на те или иные продукты питания прежде всего повлияли экономические просчеты. Сюда входят и отсутствие контрактов с оптовыми организациями, и неурожай, сложившийся в силу засухи, и многие другие факторы. Мы следим за тем, чтобы была конкурентная среда, чтобы у потребителя был выбор, отсутствовали административные барьеры. Ценовая политика же определяется спросом и конъюнктурой.
Взять ту же гречневую крупу, она подорожала в результате повышенного спроса на нее, сложившегося дефицита. В отношении ряда компаний по результатам многочисленных проверок были возбуждены административные дела, зафиксированы случаи спекуляции. Надо признать, что монопольного сговора не было, просто спрос превысил предложения. Когда не хватает сырья, единственный способ у тех, у кого оно есть, - подороже его продать с целью получения дополнительной прибыли. Переработчики сельхозпродукции, продавцы ожидали совсем иного урожая. Для стабилизации сложившейся ситуации необходимо было заранее принять ряд мер: отменить на крупы таможенные пошлины, предпринимателям предоставить преимущества на продажу определенных товаров. Когда же пошел рост цен, то организации начали просто «переводить друг на друга стрелки», не желая признать свою вину. В любом случае, всплеск цен на ту же гречневую крупу никак не связан с вопросом антимонопольной политики. Ажиотажный спрос, подогреваемый в том числе и некоторыми СМИ, сделал свое дело.
- В настоящее время мы наблюдаем рост цен на бензин. Здесь тоже нет монопольного сговора?
- Не забывайте, что цена бензина на 50% состоит из налогов - прямых и косвенных. При их увеличении и росте мы хотим, чтобы все осталось без изменений? Давайте будем честными до конца - такого просто не бывает. В стоимость бензина входят и приличный налог на добычу полезных ископаемых, и налог на добавленную стоимость и т. д. Управление Федеральной антимонопольной службы от крупных поставщиков бензина ежемесячно получает информацию о том, по какой цене они закупают топливо, о производственных затратах. Все это тщательно анализируется. Следует сказать, что нефтяная отрасль в настоящее время является главным плательщиком бюджета. Поэтому не надо играть на чувствах, рассказывая, что возможно понижение цен на бензин. Этого не может произойти, потому как в цене нефтепродуктов закладываются все новые и дополнительные налоги.
Когда мы рассматривали дела в отношении нефтяных компаний, то часто руководству задавали вопрос: почему у всех компаний разные условия транспортировки нефтепродуктов, хранения, то есть при разных затратах, цены при реализации примерно одинаковые? И получали ответ: «Мы тянемся за лидером». Это нормальный, экономический прием. Если лидер повышает цену, это делают и другие, иначе прибыль можно недополучить. Существуют как сговор, так и гонка за лидером. Если на определенном этапе гонка за лидером не подтверждается никакими закономерностями по разным позициям, то это говорит уже о согласованных действиях.
- Но ведь рост цен на нефтепродукты влечет за собой подорожание остальных товаров и услуг?
- Это в корне неправильное мнение. В стоимости товара бензин или дизельное топливо составляют не более 2%. Поэтому людей попросту вводят в заблуждение, когда начинают утверждать, что подорожание бензина или дизельного топлива приводит к повышению цен на те или иные продукты питания или товары.
- Есть ли случаи выявления административного барьера в работе органов власти с субъектами власти малого и среднего бизнеса?
- Да. Не так давно рассматривали дела в Борисоглебске, где на автозаправочных станциях была запрещена реализация ликероводочной продукции. В ходе проверок было выяснено, что по всем нормативам АЗС не является местом повышенной опасности, то есть запрет был необоснованным.
Сотрудники Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области регулярно просматривают акты городских и районных администраций на предмет административных барьеров, соблюдения антимонопольного законодательства. Выявляем административные барьеры, когда под какую-то определенную организацию пишется конкурсная документация. Мы с этим боремся, доказывая в судебных инстанциях, что это недопустимо для экономики. Регион представляет собой инвестиционную привлекательность, когда отсутствуют административные барьеры.

Ирина ПОЛОВИНКИНА, Газета «Звезда», № 4 (10565), 18 января 2011г.