• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О возможности обращения представителей бизнеса в антимонопольный орган на неправомерные действия субъектов естественных монополий при подключении к инженерным сетям

Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Воронежское УФАС России) является уполномоченным государственным органом по осуществлению контроля за соблюдением субъектами естественной монополии требований действующего отраслевого законодательства, устанавливающего порядок недискриминационного доступа к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе порядок подключения к таким сетям.
При этом осуществление данного вида контроля является приоритетным видом деятельности антимонопольных органов.
К сетям инженерно-технического обеспечения относятся следующие виды сетей: газораспределительные, электрические, тепловые, водопроводные (водоснабжение и водоотведение), сети связи.
Нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы доступа к инженерным сетям, которыми уставлены запреты и ограничения на злоупотребления субъектами естественных монополий своим правом по созданию необоснованных препятствий, в том числе малому и среднему бизнесу для подключения к сетевой инфраструктуре являются:
- Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861;
- Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314;
- Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 г. № 787;
- Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644;
- Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 г. № 161.
Указанными отраслевыми правилами установлены порядок подключения к инженерным сетям, в том числе порядок заключения договора о подключении, сроки такого подключения, права и обязанности заявителей и субъектов естественной монополии при подключении, исчерпывающий перечень сведений и документов, которые заявитель должен предоставить в ресурсоснабжающую организацию для подключения, а также перечень мероприятий по подключению.
При этом заявителям при обращении за подключением к инженерным сетям необходимо учитывать следующее.
Ресурсоснабжающая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Таким образом, из правового смысла и системного толкования отраслевых Правил следует, что для возникновения у ресурсоснабжающей организации обязанности по заключению договора об осуществлении технологического присоединения к инженерным сетям, в частности, для направления проекта договора для подписания, в том числе выдачи технических условий и осуществления мероприятий по подключению к инженерным сетям необходимо обязательное соблюдение самим заявителем требований отраслевых Правил.
Это обусловлено тем, что Правила предусматривают взаимное исполнение обязанностей,  связанных с подключением к инженерным сетям как ресурсоснабжающей организацией так и заявителем. Невыполнение заявителем своих обязанностей, как правило, исключает выполнение обязанностей ресурсоснабжающей организацией, что в конечном итоге приводит к отсутствию технологического присоединения объекта потребителя к инженерным сетям, в том числе в предусмотренные Правилами и договором сроки.
Между тем, за нарушение субъектами естественных монополий порядка, в том числе сроков подключения к инженерным сетям Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность: в отношении юридических лиц от 100 000 до 500 000 рублей, за повторное нарушение от 600 000 до 1 000 000 рублей; в отношении должностных лиц от 10 000 до 40 000 рублей, за повторное нарушение от 40 000 до 50 000 рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Типичными нарушениями, которые допускают субъекты естественной монополии в сфере технологического присоединения являются:
- нарушение сроков, предусмотренных отраслевыми Правилами, в том числе сроков подключения к сетям, направления договора о подключении и т.д. (средний срок подключения от 4 месяцев до 1 года);
-   необоснованный отказ от технологического присоединения, в том числе при увеличении подключаемой мощности;
- необоснованное требование предоставления заявителем сведений и документов, не предусмотренных отраслевыми Правилами;
- навязывание необоснованных условий договора и обязательств, не предусмотренных отраслевыми Правилами (например, навязывание при подключении дополнительных участков сетей не принадлежащих заявителю, строительство объектов электросетевого хозяйства за пределами границ земельного участка заявителя, навязывание повышенной платы за подключение).
При выявлении подобных фактов, Воронежским УФАС России принимаются следующие меры реагирования:
- выдача предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства;
- возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, по итогам которых выдаются обязательные для исполнения предписания;
- возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, по итогам правонарушители привлекаются к административной ответственности.
Применение Воронежским УФАС России указанных мер реагирования на практике обеспечивает оперативное пресечение нарушений со стороны ресурсоснабжающих организаций порядка подключения к инженерным сетям, своевременное подключение объектов заявителей, предупреждает совершение новых подобных правонарушений.
Однако применение антимонопольным органом названных мер напрямую зависит от активности самих заявителей, которые зачастую не обращаются в Воронежское УФАС России с соответствующими заявлениями и объекты которых необоснованно остаются длительное время без технологического присоединения.
С учетом изложенного, Воронежское УФАС России рекомендует всем потребителям, в том числе представителям бизнеса, имеющим намерение осуществить подключение к инженерным сетям вновь созданных, реконструируемых энергопринимающих устройств (при изменении внешней схемы электроснабжения) в отношении которых субъектами естественных монополий допущены либо допускаются нарушения порядка подключения к инженерным сетям в установленном порядке направлять заявления о подобных фактах в Воронежское УФАС России.