Состоялся семинар с представителями бизнеса по вопросам развития конкуренции в регионе

23 апреля 2013 года Воронежское УФАС России совместно с Торгово-промышленной  палатой  Воронежской  области провело семинар на тему: «Совершенствование работы по развитию конкуренции в регионе».
В семинаре приняли участие руководители предприятий, представители юридических служб, предприниматели, заинтересованные в развитии конкуренции в конкретных секторах экономики.
В рамках семинара были рассмотрены следующие темы:
1. Антимонопольные требования к подключению к сетям электро-, газо-, теплоснабжения.
2. Программа развития конкуренции в Воронежской области как эффективный инструмент поддержки предпринимательства.
Открывая семинар, ведущий эксперт Воронежского УФАС России Владимир Владимирович Шамрай обратил внимание участников на важность работы по формированию эффективной конкурентной политики как на федеральном, так и на уровне региона. Составляющими конкурентной политики являются, в частности, антимонопольное регулирование, а также меры, направленные непосредственно на развитие конкуренции, которые реализуются в рамках Программы развития конкуренции Воронежской области.
«Возникающие при этом проблемы – предмет нашего сегодняшнего обсуждения. Особого внимания требует планируемая на федеральном уровне работа в рамках Плана мероприятий (Дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»), которая, в частности, предусматривает внедрение в регионе стандарта развития конкуренции. Этот документ во многом определит ту конкретную отдачу, которую предприниматели смогут получить от планируемых мер. Очень важно помнить, что результаты во многом зависят и от предпринимательского сообщества, поэтому организаторы семинара считают необходимым активно подключаться к этой работе и ждут ваших предложений по обсуждаемым вопросам», - отметил В. В. Шамрай.  
По первому вопросу выступил главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России Степанов Роман Михайлович.
Он отметил, что сферы электро-, газо-, теплоснабжения находятся под постоянным контролем со стороны антимонопольных органов. При этом особое внимание уделяется вопросам технологического присоединения к сетям электро-, газо-, теплоснабжения.
Это обусловлено тем, что данные сферы являются сферами деятельности субъектов естественных монополий и, соответственно, у потребителя отсутствует возможность выбора продавца услуги.
Р. М. Степанов рассказал о требованиях антимонопольного законодательства, предъявляемых к сетевым компаниям при подключении к сетям электро-, газо-, теплоснабжения. В принципе данные требования сводятся к следующим запретам:
– необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора технологического присоединения;
– навязывание потребителю невыгодных для него и не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации условий договора об осуществлении технологического присоединения;
– создание дискриминационных условий при заключении договора технологического присоединения;
– уклонение от выполнения мероприятий по технологическому присоединению (в том числе несоблюдение сроков);
– нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по технологическому присоединению.
Нарушение сетевой организацией любого из указанных запретов может быть квалифицировано антимонопольным органом как злоупотребление доминирующим положением и нарушение антимонопольного законодательства.
Р. М. Степанов рекомендовал предпринимателям и другим лицам, намеревающимся присоединять свои объекты к сетям электро-, газо-, теплоснабжения, ознакомиться с соответствующими правилами, в целях недопущения нарушения своих прав со стороны сетевых компаний. В случае если потребитель сталкивается с нарушением со стороны сетевой организации правил технологического присоединения, он вправе обратиться с соответствующим заявлением в антимонопольный орган для проверки действий сетевой организации на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Обязательные требования к заявлениям/обращениям в антимонопольный орган содержатся в статье 44 Закона о защите конкуренции, а также размещены на официальном сайте Управления.
Особое внимание собравшихся Р. М. Степанов обратил на то, что к заявлению, подаваемому в антимонопольный орган, обязательно должны быть приложены доказательства фактов изложенных в нем. В противном случае заявление в силу статьи 44 Закона о защите конкуренции будет оставлено без рассмотрения.
По второму вопросу выступил начальник информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России Логошин Андрей Владимирович.
Он отметил, что сегодня, когда вопросы повышения конкурентоспособности регионов становятся не просто острыми, а определяющими, место на котором будет Воронежская область, на фоне всеобщей интеграции в ВТО зависит от правильно сформированной и реализованной эффективной стратегии экономического развития.
Одной из мер, направленных на выработку эффективной конкурентной политики, на данный момент является принятие Распоряжения Правительства Воронежской области от 25 декабря 2012 г. N 881-р «Об Утверждении Региональной программы (Плана мероприятий) Развитие конкуренции в Воронежской области на 2013-2015 годы». Указанная программа стала вторым региональным документом, направленным на повышение уровня свободы конкуренции, пришедшим на смену региональной программе (план мероприятий) развития конкуренции в Воронежской области на 2010-2012 годы, утвержденной распоряжением правительства Воронежской области от 02.04.2010 N 187-р.
Цель программы предусматривает содействие формированию развитой конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Воронежской области; повышение эффективности и конкурентоспособности экономики области за счет создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, снижения административных барьеров, совершенствования ценовой политики; обеспечение условий экономического роста.
А. В. Логошин заметил, что Программой предусматривается продолжение реализации целей и задач, определенных региональной программой развития конкуренции в Воронежской области на 2010-2012 годы. Программа определяет приоритеты и основные направления реализации конкурентной политики в регионе на период до 2016 года, включает меры по развитию конкуренции, антимонопольного регулирования, а также меры, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность, иные защитные меры.
В программе приводится анализ конкурентной среды, дается характеристика рынков товаров и услуг, имеющих большое значение для населения области, определены основные факторы, препятствующие развитию конкуренции, намечены меры по их минимизации.
В настоящее время проведенный анализ факторов, влияющих на конкуренцию, позволяет утверждать, что в Воронежской области наблюдаются положительные тенденции в формировании конкурентной среды. Существенную роль в формировании благоприятной конкурентной среды обеспечила региональная программа (план мероприятий) развития конкуренции в Воронежской области на 2010-2012 годы.
А. В. Логошин сообщил, что на региональном уровне весьма важным является развитие институциональных аспектов конкурентной политики. Антимонопольным управлением с самого начала работы был сделан акцент на то обстоятельство, что успех реализации Программы во многом зависит от результатов организации работы по ее функционированию на муниципальном уровне.
Особое внимание собравшихся А. В. Логошин обратил на то, что Программа не предусматривает специального финансирования, а лишь задает вектор движения к региональной экономике с развитой конкуренцией. То есть Программа, не являясь механизмом расходования больших объемов бюджетных средств, сама представляет серьезный инструмент повышения финансовой отдачи экономики региона. В то же время Программа предполагает реализацию многих мероприятий, включенных в иные целевые программы, имеющие соответствующее финансирование. В результате внедрения Программы ликвидируются административные барьеры, создаются благоприятные условия для предпринимательской деятельности и, в конечном счете, для достижения более высоких результатов экономического развития, в том числе и в финансовом плане.
Одной из мер по поддержке предпринимателей является предоставление государственных и муниципальных преференций предусмотренных областными целевыми программами. Предоставление преференций – важное направление работы органов власти всех уровней, которое имеет существенное значение не только для поддержки и развития предпринимательской деятельности, но и для решения многих важных региональных проблем управления в рамках действующего законодательства.
Существенным недостатком при предоставлении преференций, по словам А. В. Логошина, является то, что отсутствует действенная система информирования потенциально заинтересованных сторон. Как следствие, льготы получают только некоторые субъекты предпринимательской деятельности.
Также А. В. Логошин отметил, что совсем недавно был принят документ, направленный на выработку мер развития конкуренции на федеральном уровне – это План мероприятий («Дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», который был принят Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р.
На данный момент предметом «дорожной карты» являются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными «дорожными картами», разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции.
В своем докладе Логошиным А.В. был сделан акцент на необходимость активного участия предпринимательского сообщества в процессе выстраивания и реализации конкурентной политики в регионе.
«То, каким будет стандарт развития конкуренции в регионе, предусмотренный Дорожной картой развития конкуренции и, то какие показатели он будет содержать, во многом зависит от вас», - в завершении своего доклада обратился к участникам Логошин А.В.
После освещения основных тем совещания завязалась активная дискуссия, в ходе которой сотрудники Управления ответили на наиболее актуальные вопросы собравшихся.