Руководитель Управления рассказал на еженедельном оперативном совещании у губернатора Воронежской области о результатах антимонопольного контроля при реализации национальных проектов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

16 марта 2020 года руководитель Управления Д. Ю. Чушкин выступил с докладом на еженедельном оперативном совещании у губернатора Воронежской области.
Он проинформировал собравшихся о результатах антимонопольного контроля при реализации национальных проектов, определенного поручением Президента РФ от 23.05.2019 № Пр-907.
Д. Ю. Чушкин сообщил, что национальные проекты направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни населения. Добиться этих целей сложно без развития добросовестной конкуренции.
При этом он отметил необходимость синергии исполнения Национальных проектов и Национального плана развития конкуренции (утвержденного также Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 № 618), так как оба эти проекта имеют общую цель по развитию и стабильному росту экономики и не могут быть эффективно реализованы в отрыве друг от друга.
Реализация национальных проектов должна обеспечиваться на базовых принципах развития конкуренции. И это не только внедрение принципов конкурентного отбора, но и развитие частного предпринимательства. Без интеграции этих двух программных планов результатом может стать простое освоение бюджетных средств.
Руководитель Управления сообщил, что Национальным планом развития конкуренции определены приоритетные отрасли, в числе которых Здравоохранение, Дорожное строительство, Информационные технологии, Жилищно-коммунальное хозяйство и другие. А с учетом «майских указов» Президента «О национальных проектах» именно в эти сферы направляются значительные бюджетные средства, которые осваиваться должны исключительно посредством законодательства о закупках.
В целях достижения более эффективного результата и облегчения выполнения целей Национальных проектов были внесены ряд изменений в законодательство о контрактной системе.
Д. Ю. Чушкин заметил, что внесенные изменения сократили время процедуры закупки для заказчиков и облегчили участие в таких процедурах поставщикам.
Вместе с тем, в соответствии с Поручением Президента РФ, ФАС России и ее территориальным органам необходимо ежемесячно проводить инициативные внеплановые проверки государственных заказов по национальным проектам.
Во втором полугодии 2019 года Воронежским УФАС России в инициативном порядке было изучено 2799 закупок, реализованных в рамках национальных проектов. В связи с выявленными признаками нарушений проведено 31 контрольное мероприятие, по результатам которых подтверждено 21 нарушение и было выдано 1 предписание.
Кроме того, от хозяйствующих субъектов в 2019 поступило 90 жалоб на организаторов торгов по национальным проектам, из них обоснованными признаны 22 жалобы и выдано 12 предписаний об устранении нарушений. 28 должностных лиц заказчиков привлечены к административной ответственности на общую сумму штрафа около полумиллиона рублей.
Д. Ю. Чушкин сообщил, что типичными нарушениями, выявленными Воронежским УФАС России в рамках рассмотрения жалоб и проведения проверок, являются в основном нарушения, связанные с содержанием документации по закупкам. При этом, фактически это незначительные нарушения, не влекущие отмену торгов или изменение исполнителя по контракту. Особенно часто указанные нарушения допускаются муниципальными заказчиками районов Воронежской области.
Также руководитель Управления отметил, что половина всех жалоб, поданных на тендеры по нацпроектам, направлены от так называемых «тендерных рейдеров» - «профессиональных жалобщиков». С целью недопущения срыва реализации целей, установленных национальными планами, Воронежским УФАС России проводится дополнительная работа по установлению статуса подателя жалобы.
Среди положительных тенденций Д. Ю. Чушкин отметил практическое отсутствие недобросовестных поставщиков в исполнении государственных контрактов по национальным проектам.