Состоялось заседание Общественного совета

14 октября 2021 года состоялось заседание Общественного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области.
На повестке заседания были рассмотрены вопросы:
1.    Приоритетные направления развития рынков товаров и услуг до 2025 года, в соответствии с положениями национального плана по развитию конкуренции, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 2424-р.
2.    О ходе реализации реформы по сокращению унитарных предприятий на территории Воронежской области.
3.    О проблемных вопросах в практике государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе.
4.    Разное.
В заседании приняли участие представители общественных организаций и объединений предпринимателей Воронежской области.
В начале мероприятия с приветственным словом к участникам обратился руководитель Управления Д. Ю. Чушкин.
Затем об особенностях государственной политики по развитию конкуренции рассказал заместитель руководителя Управления А.В. Логошин. Он отметил, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 года № 2424-р был утвержден Национальный план («дорожная карта») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы.
Новый документ направлен на решение основных системных и отраслевых проблем, создание благоприятных условий для ведения частного бизнеса, устранение административных барьеров и искажений конкурентной среды.
При этом в число ключевых задач реализации Нацплана на 2021 – 2025 годы вошли развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью и цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования.
А.В. Логошин сообщил, что Национальный план определяет в качестве приоритетных направлений для развития конкуренции агропромышленный комплекс, сферы информационных технологий, энергетики, обращения твердых коммунальных отходов, природных ресурсов, строительства, транспорта, образования, здравоохранения, финансовых рынков, торговли и другие.
В качестве одного из ожидаемых результатов в отдельных сферах (таких, как рынок розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, сфера строительства) установлен рост доли организаций частной формы собственности.
Также предусмотрено увеличение количества нестационарных торговых объектов и торговых мест под них не менее чем на 10%, установление квоты в размере 20% для малого бизнеса в конкурсах на установку и размещение рекламных конструкций (наружной рекламы).
Помимо этого, в 2021-2025 годах продолжится работа по дерегулированию естественных монополий, унификации и систематизации государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам и развитию биржевой торговли.
В рамках обсуждения второго вопроса начальник отдела контроля органов власти Воронежского УФАС России Р. В. Колмаков выступил с докладом о ходе реформирования государственных и муниципальных предприятий на территории Воронежской области.
Он отметил, что деятельность унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках не допускается, за исключением установленных законом случаев, если выручка унитарного предприятия от деятельности на таких рынках не превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год.
Вместе с тем Р. В. Колмаков сообщил, что на территории Воронежской области ГУПы и МУПы присутствуют на 40 товарных рынках, относящихся к сферам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, на рынках образовательных услуг, пассажирских перевозок, услуг в сфере культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др.
Также он отметил, что Управлением были проведены рабочие совещания с органами власти Воронежской области, в ходе которых были определены первоочередные меры по недопущению нарушения установленных запретов при создании унитарных предприятий.
Кроме того, Воронежским УФАС России и правительством Воронежской области был разработан план мероприятий на период до января 2025 года по реформированию государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В рамках обсуждения третьего вопроса повестки заседания заместитель руководителя Управления А.В. Логошин отметил, что пресечение нарушений, связанных с недостоверностью информации, либо с введением в заблуждение потребителя из-за отсутствия части существенной информации, является одним из ключевых направлений работы.
Зачастую подобные нарушения одновременно дают необоснованные преимущества недобросовестным участникам рынка и могут также являться формой недобросовестной конкуренции.
Особую значимость предотвращение этих нарушений приобретает в сфере финансовых услуг, когда формально существенная информация присутствует, но из-за мелкого нечитаемого шрифта либо из-за конкретного места размещения рекламного щита она не доступна потребителю рекламы. Среди самых частых нарушений А. В. Логошин привел указание банками выгодной для себя информации о процентной ставке кредита или вклада огромным шрифтом и мелким шрифтом – информацию об иных условиях приобретения соответствующих услуг, которые могут существенно повлиять на потребительский выбор.
Участники совета высоко оценили работу Управления по пресечению нарушений законодательства о рекламе, а также обсудили возможность внедрения комплаенса в сфере производства и размещения рекламы.