Функции, задачи, история

Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свои полномочия на территории Воронежской области.
Управление исполняет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг (антимонопольное законодательство), осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд, контролирует деятельность субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), осуществляет функции контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы.

История и настоящее Воронежского УФАС России

Реализация конкурентной политики невозможна без наличия целостной системы антимонопольных органов, поэтому создание в 1990 году Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (сегодня Федеральная антимонопольная служба /ФАС России/) являлось обязательным условием масштабного государственного реформирования проводимого в стране сначала 90-х годов. Естественно, что весь процесс становления системы антимонопольных органов шел в чрезвычайно сложных обстоятельствах.
Это, безусловно, находило и находит отражение в характере решаемых задач и возникающих проблем, причем основная работа по применению антимонопольного законодательства, реализации мер развития конкуренции на региональных товарных рынках, контролю за организацией государственных и муниципальных закупок ложится на территориальные управления.
Коллектив созданного в январе 1992 года Воронежского ТУ в полной мере несет на своих плечах груз решения этих проблем, выполняя весь входящий в компетенцию службы объем работ. Воронежское антимонопольное управление вообще-то типовое в нашей системе, однако, у него, как и у других, есть ситуации, дела, примеры, которые могут что-то подсказать, да и быть просто интересными, в особенности тем, кто недавно выбрал для себя эту сложную антимонопольную стезю. Работой Управления с момента его создания по август 2009 года руководил Владимир Владимирович Шамрай, с августа 2009 года по настоящее время руководит – Владимир Васильевич Рохмистров.
Каждое новое значительное изменение законодательства порой заставляет с нуля нарабатывать правоприменительную практику и то, каким образом будет построен процесс обучения сотрудников, и время адаптации к новой ситуации зависит от руководства, его опыта и умения мобилизоваться в нужную минуту. Воронежскому УФАС России повезло с тем, что при смене руководства в 2009 году коллектив возглавил человек, за плечами которого большой антимонопольный багаж и жизненный опыт.
Анализируя пусть не долгую в глобальном плане, но уже более 20-летнюю историю важно, на наш взгляд, вспомнить наиболее значимые моменты становления системы антимонопольных органов и российской конкурентной политики, коллег внесших свой вклад в эту работу, и принять во внимание полезные уроки, часто очень не простых этапов нашего пути.
Формирование основ антимонопольной политики проходило одновременно с процессами либерализации экономики, приватизации, сопровождающимися лавинообразным ростом цен. После принятия в марте 1991 года Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» - базового документа, определившего цели конкурентной политики, установившего статус и полномочия государственных антимонопольных органов, - в стране появился орган государственной исполнительной власти, не имевший до этого времени аналогов, на который в той сложнейшей обстановке легла достаточно серьезная часть ответственности за результаты масштабного реформирования страны. Социально-экономическая   ситуация   требовала незамедлительных мер обеспечивающих становление и развитие рыночных отношений, предупреждение недобросовестной конкуренции, пресечение монополистической деятельности. Наиболее острыми на повестке дня стали ценовые проблемы.
На наш взгляд, один из существенных уроков того периода связан с важностью четкого установления «сферы компетенции» службы. Это не потеряло своей актуальности и сегодня, поскольку здесь присутствует много «подводных камней», серьезно осложняющих нашу деятельность.
Возвращаясь к начальному этапу нашего становления, следует отметить, что наряду с необходимостью без всякой «раскачки» организовывать работу по «расшивке» узких мест реформирования экономического и государственного устройства (а на первых порах таким «узким» местом была практически вся реформа, начиная с упоминавшейся уже ситуация с ценами, и т.д. и т.п.), требовалось формировать команду специалистов, способных вести принципиально новую сложнейшую работу по антимонопольному контролю, создавать с нуля материально-техническую базу, решать вопрос с размещением Управления, вырабатывать механизмы реализации основных норм антимонопольного законодательства.
Вот как вспоминает то время Тамара Васильевна Грищук – ветеран Управления (с 2003 по 2007 год - начальник отдела товарных рынков). «...Свою деятельность в антимонопольном управлении я начала в отделе анализа товарных рынков 12 января 1993 года, т. е. накануне годовщины создания управления на Воронежской земле (13 января 1992 года). В то время управление размещалось в высотном панельном здании с огромными окнами по улице Плехановской, д.53, в четырех небольших по площади комнатах. Отдел, в котором я работала, размещался в одной комнате с отделом защиты прав потребителей. В общей сложности в этой комнате нас было человек 12. Вследствие отсутствия необходимой площади обустраивались специалисты двух отделов, и кто как мог, рассаживались вперемешку. Данный факт сослужил хорошую службу для нас, поскольку очень быстро мы наладили друг с другом нормальные деловые и даже дружеские отношения. Порой в помещении было относительно шумно при обсуждении различных производственных ситуаций, но интересно. Ведь в то время для каждого из нас антимонопольное законодательство и законодательство о защите прав потребителей (в далекие 90-е годы управление курировало только два закона) было совершенно незнакомо, поэтому, наряду с возложенными на нас функциями по контролю, мы скрупулезно изучали и тут же реализовывали на практике нормы Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Закона РСФСР "О защите прав потребителей", а также Рекомендации центрального аппарата по применению этих законов. В тот памятный период времени все специалисты управления и его руководство работали в основном на энтузиазме, с глубокой самоотдачей, поскольку понимали, что все мы принимаем участие в организации нового для Российской Федерации органа исполнительной власти на территории Воронежской области.
Для меня время становления антимонопольного управления запомнилось как период постоянного освоения множества тонкостей процесса выявления и устранения нарушений требований антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, как период проб, ошибок, разочарований, Но, главное, как период накопления неоценимого практического опыта».

Из тех же времен вспоминается ситуация, когда при поиске для Управления помещения выяснилось, что часть из уже выделенных площадей занята коммерческими структурами, подконтрольными одному из бывших руководителей горкома партии. И хотя площади удалось отстоять, решение вопроса было осложнено, а «ответственные товарищи» сделали соответствующие выводы, которые нам еще долгое время «аукались».
Сейчас, если сказать новым сотрудникам, что были времена, когда на всех был один компьютер, вряд ли кто поверит в такое. Однако в 1994 году действительно так и было. На 45 человек нашей штатной численности в то время, приходилось лишь одно АРМ с ЭВМ. В инвентарной ведомости 1994 года он записан как Компьютер 486 DIC/38CD (Процессор, клавиатура, терминал). Но главная трудность на тот момент заключалась не только в нехватке персональных машин, но и психологической неготовности, боязни, да и в определенном нежелании затруднять себя учебой, освоением новых технологий обработки информации. Процесс внедрения компьютерной техники, переход к новым принципам работы шел не просто. Многие сотрудники приводили доводы о том, что самостоятельное обучение работе с ЭВМ не эффективно, да и вряд ли возможно, потребует значительных затрат сил и времени. Кроме того, повсеместное обучение и переход всех сотрудников на ЭВМ представлялось малоэффективным для дальнейшей работы по направлению деятельности территориального органа. Также многие считали, что нестабильность новых систем очевидна, и если сразу документ не выведен на печать, то информация будет потеряна. Однако, несмотря на целый ряд подобных проблем, ситуацию всё же удалось переломить в сторону перехода на новые принципы работы.
Понимая особую важность процесса информатизации, мы постоянно вели работу по внедрению средств автоматизации рабочего процесса. Так, уже к 1998 году Воронежскому управлению удалось выйти в число лидеров по компьютерному оснащению и собственным наработкам в области информатизации, оно было одним из базовых в работе по развитию информационной системы.
В настоящее время в Управлении действует локальная сеть, каждый сотрудник имеет персональный компьютер с выходом в Интернет. Разработан и используется механизм обмена электронными документами. Постоянно проводится обучение сотрудников работе с существующим программным обеспечением и новыми программными комплексами. Построена единая корпоративная сеть передачи данных между всеми территориальными органами и Центральным аппаратом ФАС России. В последнее время внедрена также внутренняя телефонная АТС и видеоконференцсвязь.
Уроки первых этапов нашей истории четко показали, что принципы конкурентного развития, нормы антимонопольного законодательства не только новые и пока непонятные большинству участников хозяйственного процесса, но, часто, и малоприятные для многих чиновников.
90-е годы - наиболее проблемный этап, когда начинали формироваться основы перехода экономики на принципиально новые рыночные отношения. Процесс перехода проходил очень болезненно, особенно в части отказа от широко  применявшихся «позвоночных» методов решения хозяйственных и иных вопросов. Существовавшая административно-командная система, руководители многих структур и регионов оказывали в ряде случаев весьма жесткое сопротивление введению в практику новых конкурентных принципов. В то время, например, позиция глав ряда регионов была такова: «В области должен быть один руководитель, это - я. Ваша структура создана Москвой, непонятно для чего, а мне Вы только мешаете». Ведь тогда критиковать центр в популистском режиме было хорошим тоном, дававшим дополнительные очки в борьбе за власть в области.
Выстоять и наладить работу антимонопольной системы помогло, на наш взгляд, сложившееся, достаточно быстро благодаря руководству комитета, прежде всего Валерию Петровичу Черногородскому, понимание важности для успеха реформ полномочий и работы службы, хороший корпоративный дух системы, удачный состав и добротная «закваска» подобранных руководителей теров, которые взяли на себя основной груз проблем первых этапов, когда зачастую коллективы многих Управлений еще только формировались. Подбор начальников территориальных управлений осуществлялся руководителем ГКАП по принципу: профессионализм, порядочность, не стандартное мышление, способность к быстрому самообучению. Именно поэтому выбор был сделан в отношении назначения начальником управления Шамрая В.В., работавшего в Воронежском политехническом институте в должности декана факультета.
Большую помощь и поддержку Территориальным управлениям в решении постоянно возникавших вопросов оказывал заместитель руководителя Государственного Комитета Юрий Михайлович Данилов, совершавший постоянные «рейды» по проблемным регионам, в числе которых оказались Белгородская, Воронежская области, Краснодарский, Ставропольский край и другие.
Однако, несмотря на достаточно жесткое неприятие многих норм антимонопольного законодательства, в январе 1993 года, на стадии становления    системы    территориальных    антимонопольных органов, Воронежским управлением было подготовлено, а Администрацией Воронежской области принято постановление № 23 от 19.01.1993 г. (постановление подписал первый заместитель главы администрации области), в котором, в частности, предусматривалось: «Довести до сведения хозяйствующих субъектов, что обо всех случаях ущемления их хозяйственных прав, связанных с практикой применения правовых и нормативных актов, необходимо информировать антимонопольное управление и комитет по экономике администрации области... Юридический отдел совместно с комитетом по экономике в недельный срок после получения   такой   информации   и   материалов, поступивших от антимонопольного управления, должен вносить предложения по совершенствованию конкретного распорядительного документа, либо порядка его реализации, при необходимости вносить соответствующие дополнения и изменения к принятым ранее постановлениям и распоряжениям по вышеназванным вопросам». Указанный документ сыграл важную положительную роль в становлении рыночных отношений в регионе, однако, многие проблемы еще долгое время требовали своего решения.
Очень важной, на наш взгляд, является сложившаяся традиция взаимовыручки, поддержки, которая всегда чувствовалась и помогала в сложных обстоятельствах, весьма нередких в повседневной антимонопольной жизни. Не раз совет, конкретная помощь друзей и коллег Михаила Баева, Валентина Юрасова, Таисии Ткачевой, Павла Субботина, Юрия Комова, Павла Романца, Игоря Баранова, Амина Уракчиева, Аркадия Агжитова, Николая Маслова и многих других помогали принять оптимальное решение, выйти из проблемных ситуаций. В настоящее время традиция общения между управлениями не только поддерживается, но и всячески развивается.
Как отмечалось, важнейшей задачей на первых этапах становления системы была отработка механизмов реализации основных норм антимонопольного законодательства.
И по всей вероятности, эта проблема еще долго для службы будет в числе приоритетных. Достаточно обратиться к задаче применения нормы о монопольно высокой (низкой) цене, которая и на сегодняшний день еще требует своего оптимального решения. К сожалению, это не единственная норма контролируемого нами законодательства, над механизмом реализации которой работы еще «непочатый край». Совершенствование такого механизма, повышение отдачи от его использования для нас по-прежнему актуально.
Значительную долю в структуре нарушений антимонопольного законодательства занимали в первое время нарушения статьи 5 Закона «О конкуренции...» - злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, то есть действия, способные ограничить конкуренцию и (или) ущемить интересы других хозяйствующих субъектов. В числе нарушителей Закона были «наиболее серьезные» монополисты: Государственное предприятие «Юго-Восточная железная дорога», ОАО «Воронежнефтепродукт», ОАО «Воронежоблгаз», Муниципальное предприятие «Воронежгорсвет», МП «Спецавтобаза по саночистке» и др.
С первых дней своего существования целенаправленная практическая работа Антимонопольного управления с предприятиями-монополистами позволила существенно снизить количество допускаемых ими нарушений законодательства. Одним из направлений проверок нами было выбрано актуальное и достаточно удачное для того времени направление контрольной деятельности, связанное с соблюдением нормативного порядка ценообразования. Анализируя эти проверки, можно отметить хорошую результативность устранения допускаемых монополистами нарушений. Их количество за 3 года сократилось примерно в 5 раз.
Все это свидетельствовало о том, что нам удалось достаточно оперативно ввести в практику новые антимонопольные нормы, добиться понимания необходимости их соблюдения, а руководителям предприятий выйти на новый, более грамотный правовой уровень в осуществлении хозяйственной деятельности, в большей степени сообразуя свои действия с нормами антимонопольного законодательства.
Нами было налажено постоянное взаимодействие с многочисленными предпринимательскими структурами, проведение профилактической работы, оказание возможной помощи и поддержки в течение всего времени существования Управления. Такая работа результативно велась, например, с АО «Водоканал», ООО «Никор», ОАО «Ваучер», АООТ «Стройоптторг», некоммерческими организациями «Ассоциация рекламных агентств», Воронежской «Гильдией риэлторов» и многими другими, что позволило не только избежать многих нарушений антимонопольного законодательства, но и помочь в их становлении в новых условиях хозяйствования.
В достижении положительных результатов трудно переоценить роль ветеранов, территориального управления. В то время Почетными грамотами были награждены сотрудники управления Багаев М.В., Грищук Т.В., Лещева З.А., Ярова Л.В., Ермакова Г.А., Хомутинникова Л.А., объявлена благодарность Деркачевой Н.В., Попову В.Г., Князеву А.А., Полухину С.И., Тороховой Т.А., Готовцевой О.Н. и ряду других сотрудников управления.
Бесспорно, что с первых дней и на всем протяжении существования Управления дела по профилактике и пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти занимали в работе особое место. Деятельность антимонопольных органов по контролю за актами и действиями органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию, чрезвычайно важна. Причем, о сиюминутном успехе и быстром искоренении всех нарушений можно только мечтать. Вот почему управление всегда стремилось в работе со средствами массовой информации, в письмах и рекомендациях органам власти и органам местного самоуправления и при непосредственном общении с их руководителями решать вопросы, связанные с развитием рыночных отношений комплексно, используя как меры пресекающие нарушения законодательства, так и разъясняя, популяризируя, а в ряде случаев и обучая участников рынка новым подходам.
Такая работа приносила свои плоды. И если на первых этапах возбуждение дела по статье 7 Закона «О конкуренции...» в отношении администраций районов расценивалось их руководителями (главами) как некое покушение на их самостоятельность, то к концу 90-х годов такие ситуации стали гораздо реже, устранение нарушений законодательства проходило, как правило, в деловом режиме. Это был несомненный успех антимонопольных органов.
В качестве районов, где в начальный период велась результативная работа Управления с органами исполнительной власти и местного самоуправления по устранению административных барьеров, поддержке предпринимательства, созданию равных условий в деятельности хозсубъектов, обоснованию предоставляемых льгот, можно отметить такие, как Бобровский, Эртильский, Верхнехавский, Бутурлиновский, Новоусманский, Верхнемамонский, Острогожский и другие. При этом следует подчеркнуть особую важность работы антимонопольных органов по правому просвещению всех участников рынка.
С первых дней Управлением было введено в практику проведение совместно с органами власти семинаров-совещаний с предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями в целях разъяснения антимонопольного законодательства, оказание практической помощи на местах в правильном его понимании и применении, в городе и районах области. Разъяснительная работа широко ведется и в средствах массовой информации, в которые управлением ежегодно готовит и направляет более ста материалов.
Управлением систематически проверяются постановления органов власти, принятые в сфере экономической деятельности. Ежегодно проводится проверка не менее десяти муниципальных районов, их действий и актов, рассматривается, как правило, несколько сотен документов. Эта работа ведется в постоянном режиме.
Необходимо учесть, что по типовым ситуациям, имеющим признаки нарушений законодательства Управление используется и такая форма реагирования как выдача рекомендаций по профилактике нарушений.
Регулярно практически всем главам администраций районов области направляются письма с анализом ситуации, связанной с соблюдением антимонопольного законодательства, необходимыми разъяснениями и требованиями по безусловному соблюдению норм Закона. Однако некоторые обстоятельства затрудняют достижение желаемых положительных результатов.
Постоянно приходится сталкиваться с непониманием того обстоятельства, что в нашей работе практически невозможно решать любые вопросы методом «кавалерийского наскока». Это относится и к органам власти, когда они принимают решения, не основанные на законе, это относится и к предпринимателям, когда, заявив о якобы имеющемся нарушении закона сегодня, они уже завтра требуют ликвидации этого нарушения. Формирование доказательной базы антимонопольного расследования весьма сложное дело, требующее большой работы по анализу рассматриваемой ситуации, сбору доказательств, подтверждающих правомерность заявления и обоснованность предлагаемого варианта решения проблемы. Качественное проведение такой работы без участия заявителя весьма сложно, в то же время, слабая доказательная база, как правило, не позволяет обеспечить реализацию решения антимонопольного органа в случае судебного рассмотрения спорного вопроса.
Разъяснению этих положений, адвокатированию конкуренции Управление всегда уделяло большое внимание. С самого начала работы мы участвовали в организации конференций, семинаров для предпринимателей, госслужащих. В 1997 году совместно с Администрацией области, Ассоциацией рекламных агентств организовали и провели межрегиональную конференцию по рекламе (одну из первых в системе антимонопольных органов). Для участников конференции мы подготовили брошюру «Рекламный бизнес и конкурентная политика коммерческой организации», она во многом помогла становлению и развитию рекламного рынка региона.
Практика проведения конференций по наиболее острым проблемам антимонопольного законодательства является важным направлением нашей работы. Так за последний период проведен  ряд конференций и семинаров-совещаний по актуальным вопросам антимонопольного регулирования. Совместно с Правительством Воронежской области и Воронежским государственным Университетом нами на постоянной основе было организовано 3 ежегодных научно-практических конференции по проблемам контроля рекламной деятельности и недобросовестной конкуренции.
В 2001 году нами была подготовлена брошюра «Организация бизнеса и антимонопольное регулирование, ликвидация административных барьеров в развитии предпринимательства. (Рекомендации предпринимателям и государственным служащим)», которая существенно помогла в адвокатировании конкуренции, в 2002 году она была издана в Москве Фондом «Международный центр по развитию конкуренции и товарных рынков».
Управлением постоянно реализуются различные информационные проекты в рамках серии статей в журнале «Товары и цены», в информационном правовом журнале «Человек и право», журнале «Шеф» и других. Естественно, Управление ведет большую работу со средствами массовой информации, организуя регулярные выступления руководителей и сотрудников по телевиденью, радио, в периодических СМИ.
Одно из важных направлений адвокатирования конкуренции связано с внедрением в ведущих вузах города Воронежа при обучении специалистов в процессе их подготовки, переподготовки и повышении квалификации различных дисциплин, спецкурсов, учебных программ конкурентной направленности, разработанных сотрудниками Управления. Так в Воронежском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в учебный процесс подготовки государственных и муниципальных служащих внедрена дисциплина «Антимонопольное регулирование». В филиале академии были организованы курсы повышения квалификации по 72-х часовой программе «Основы конкурентной политики и организация государственных и муниципальных закупок». По результатам этой работы подготовлено и сдано в печать учебное пособие «Конкурентная политика и антимонопольное регулирование».
На факультете переподготовки кадров Воронежского технического университета внедрен спецкурс «Конкурентная политика и антимонопольное регулирование». Учебный курс «Регулирование рекламной деятельности» читается на факультете журналистики Воронежского государственного университета.
Сотрудники Управления участвуют в работе курсов повышения квалификации Воронежского архитектурно-строительного университета, (единственного высшего учебного заведение в г. Воронеже, получившего лицензию на ведение образовательной деятельности по повышению квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными заказами») для сотрудников, занятых размещением государственных и муниципальных заказов.
Использование указанных учебных курсов в процессе обучения позволяет не только вести на высоком уровне разъяснительную работу по вопросам современного антимонопольного регулирования и реализуемой конкурентной политики, но и осуществлять профессиональную «конкурентоориентированную» подготовку более 150 специалистов в год, как государственных и муниципальных служащих, так предпринимателей и сотрудников хозяйствующих субъектов. В настоящее время Управление начало работу по внедрению конкурентных основ в подготовку магистров.
Такая масштабная просветительская работа, безусловно, дает свои плоды, которые находят отражение, прежде всего, в повышении уровня конкурентной подготовки участников рынка, снижении количества нарушений антимонопольного законодательства.   
С 2009 года серьезный вклад в адвокатирование вносит сайт управления, который эффективно помогает вести профилактику нарушений.
Систематическое повышение квалификации сотрудников Управления ведется в рамках методических семинаров и обсуждения результатов судебной практики. Следует вспомнить и защиту кандидатской диссертации по антимонопольной тематике Найденышевой Ольгой Альбертовной, в 2009 году по проблемам рекламной деятельности защитил диссертацию Попов Виталий Геннадьевич. Это, безусловно, способствует повышению уровня нашей профессиональной деятельности.
Работа по становлению конкурентных принципов находит свое яркое отражение в практике проведения наиболее значимых (прецедентных) дел. Именно в них, прежде всего, аккумулирован бесценный опыт антимонопольной системы. У каждого их наших теров есть подобные дела, есть они и у Воронежского управления.
В конце 90-х годов Управлением был проведен анализ, результаты которого позволили сделать вывод о наибольшем количестве нарушений, допускаемом органами местного самоуправления, что связано со значительным временным лагом в осуществлении институциональных изменений. Именно поэтому Управлением особое внимание уделяется организации постоянного контроля соблюдения антимонопольных требований со стороны властных органов. Нами была внедрена система постоянных проверок муниципалитетов комиссией, которые проводились параллельно с приемом граждан руководителем Управления в районах области. Эта работа дала хорошие результаты отразившиеся, прежде всего, в существенном сокращении нарушений и повышении уровня конкурентной грамотности муниципальных служащих.
Важным уроком анализа прецедентных дел, считаем, является вывод о том, что в процессе отстаивания антимонопольных требований, необходимо бороться до конца, совершенствуя работу по взаимодействию с системой судебных органов. Интересным в этом плане представляется тот факт, что часто, даже получая решения суда об отмене наших предписаний и других документов, мы видим, что нарушение устраняется, а нарушитель входит в правовое поле и в последующем руководствуется нормами законодательства. То есть конкурентные принципы получают свое развитие.
На наш взгляд, важно отметить организованную Управлением работу по развитию конкуренции в регионе. Известно, что к 2013 году результаты реализации Программы развития конкуренции (утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р) потребовали поиска новых подходов, обеспечивающих более эффективное использование конкурентных принципов для роста экономики.
На федеральном уровне для этой цели был выбран механизм дорожного картирования. Регионы свою позицию в решении данного вопроса должны были определить самостоятельно и, к сожалению, многие территории испытывают существенные трудности при выработке приемлемого подхода к организации этой работы, что, безусловно, снижает ее эффективность.  
Воронежская область, в числе немногих, приняла решение продолжить до 2016 года работу в программном формате, с учетом опыта,  полученного по ранее действующей программе. Предусматривая продолжение реализации целей и задач, определенных на 2010 - 2012 годы, новая программа определяет приоритеты и основные направления реализации конкурентной политики в регионе на период до 2016 года. Принятие в области программы и ее позиционирование в качестве одного из важных инструментов реализации задач Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (утвержденной Законом Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ) позволяет, на наш взгляд, обеспечить продолжение непростой работы по развитию конкуренции в регионе на системной основе, сохранить преемственность и ее организационные составляющие, не допустить формирования отношения к работе по совершенствованию конкурентной политики как к очередной компании, имеющей временный приходящий характер.
Считаем, что с учетом сложившейся ситуации такой вариант может быть использован и в других регионах с одновременным применением элементов дорожного картирования.

Все эти годы в дело защиты конкуренции, формирования механизмов реализации новых законов большой вклад вносят ветераны Управления: руководитель управления Рохмистров Владимир Васильевич, Шамрай Владимир Владимирович много лет руководивший управлением и в настоящее время занимающий должность ведущего эксперта, заместители руководителя Попов Виталий Геннадьевич, Чушкин Денис Юрьевич, начальники отделов Полухин Сергей Иванович, Логошин Андрей Владимирович, Михин Сергей Васильевич, Козинина Оксана Гавриловна, Багаева Наталья Муратовна, заместитель начальника отдела Степанов Роман Михайлович, старшие государственные инспекторы Готовцева Ольга Николаевна и Рощупкина Юлия Вениаминовна, государственные инспекторы Суховерхова Екатерина Вадимовна, Грибанова Наталья Анатольевна, Михина Наталия Николаевна, Колмаков Руслан Владимирович, Сисева Наталья Ивановна, Степанова Мария Владиславовна, Панкратьева Елена Витальевна, ведущие специалисты-эксперты Куденко Любовь Алексеевна, Капранчиков Александр Васильевич, Крамаренко Светлана Викторовна, специалисты-эксперты Киселев Владимир Васильевич, Мякиньких Елена Викторовна, Давыдова Оксана Викторовна, Артемьева Татьяна Вячеславовна, Яковлева Елена Львовна, инспектор-делопроизводитель Назаров Станислав Николаевич. Вместе с ними активно и с большой отдачей работают молодые сотрудники, Лисенко Сергей Александрович, Кутейников Петр Владимирович, Пугачев Александр Вячеславович, Шендрик Ольга Анатольевна, Иванов Юрий Евгеньевич, Глушкова Ирина Борисовна, Калинина Марина Митрофановна, Пывина Маргарита Витальевна, Верзилина Виктория Владимировна, Короткая Нина Валентиновна.
Наше время настоятельно требует, чтобы люди, живя и работая в совершенно новых условиях, как можно быстрее научились мыслить экономически, опираясь преимущественно на собственные силы, принимать решения, руководствуясь правовыми нормами. Для этого необходимо немало сил, желания и настойчивости, как антимонопольщиков, так и всех граждан нашей страны. На помощь в реализации постоянно возникающих при этом задач и нацелена каждодневная деятельность коллектива нашего Управления.
В последние несколько лет ориентиры работы Управления направлены на максимальное взаимодействие, как с федеральными структурами, так и Правительством Воронежской области с целью не только пресечения нарушений и наказания виновных, но и предупреждения нарушений путем разъяснения норм законодательства контроль, за исполнением  которого находится в ведении антимонопольного органа.
На регулярной основе проводятся семинары-совещания, рабочие встречи, в которых принимают участие наряду с представителями Управлений Федеральной антимонопольной службы, представители федеральных и областных контрольных органов, судьи, руководство хозяйствующих субъектов, а также правоохранительные органы. Обсуждение выносимых вопросов дает результаты для последующего принятия решений и выработки практики работы всеми участниками.
Открытость и доступность для средств массовой информации не только руководства Воронежского УФАС России, но и специалистов, непосредственно работающих с той или иной проблемой, позволило сформировать у общественности четкое представление о деятельности службы, её полномочиях и результатах работы. Регулярное выступление на радио и телевидении, проведение пресс-конференций позволило сориентировать заявителей, с какой ситуацией стоит обращаться в антимонопольный орган, в связи, с чем сократилось количество обращений с вопросами, не относящимися к полномочиям Управления.
По словам руководителя управления, поиск нарушения и наказание виновных не должно превращаться в цель работы, каждый сотрудник понимает, что работа должна заключаться в создание условий, в которых злоупотребление доминирующим положением или недобросовестная конкуренция будут не недопустимы.
Сотрудники Воронежского УФАС России с благодарностью вспоминают свою совместную работу с убежденными антимонопольщиками, умелыми организаторами и неравнодушными людьми, которые руководили и руководят антимонопольным органом: Черногородским Валерием Петровичем, Бочиным Леонидом Арнольдовичем, Фонаревой Наталией Евгеньевной, Ходыревым Геннадием Максимовичем, Южановым Ильей Артуровичем, Артемьевым Игорем Юрьевичем. Они привили нам чувства стойкости, мужественности и гордости за нашу дружбу и антимонопольную службу.