Протокол №3 от 05.09.2012 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №3 от 05.09.2012 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Гончаров Юрий Фёдорович – генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области.
Присутствовали: члены ОКС:
Девлетукаев Николай Алексеевич — Член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Дегтярев Николай Михайлович — председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»;
Корнев Константин Викторович — президент Ассоциации рекламных агентств;
Лютикова Марина Владимировна — президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области;
Попов Виталий Геннадьевич — заместитель руководителя Воронежского УФАС России;
Смикалов Андрей Борисович — председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Шендрик Ольга Анатольевна — специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Богатищев Василий Семенович – начальник отдела ОАО «Концерн «Созвездие»; Гончаров Евгений Николаевич – первый заместитель руководителя управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области; Корчагина Елена Ивановна – руководитель отдела имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области; Ладиков Валерий Павлович – начальник службы обеспечения закупок ОАО «Концерн «Созвездие»; Полтева Любовь Вячеславовна – заместитель руководителя управления организации закупок для муниципальных нужд департамента экономики и инвестиций администрации городского округа г. Воронеж;     Разилов Даниэль Саглюмович – начальник отдела ОАО «Концерн «Созвездие»; Тринченко Олег Иванович – начальник департамента материально-технических ресурсов ОАО «Концерн «Созвездие»; Чушкин Денис Юрьевич – заместитель руководителя – начальник отдела Воронежского УФАС России; Шамрай Владимир Владимирович – ведущий эксперт  Воронежского УФАС России.
Вопросы:
1. Законодательство о госзаказе с учетом последних изменений.
2. Практика применения закона о размещении заказов и перспективы его развития.
3. О проделанной работе по проведению торгов. Предложения по совершенствованию системы размещения государственного заказа.
4. Практика применения законодательства о размещении заказов на примере Рамонского муниципального района.
5. О ходе работы по совершенствованию Программы развития конкуренции Воронежской области.
6. Разное.
По первому вопросу выступил Чушкин Денис Юрьевич – заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа Воронежского УФАС России. В своем докладе он рассказал о последних изменениях законодательства о госзаказе, об итогах работы Воронежского УФАС по пресечению нарушений законодательства о размещении заказа в 1 полугодии 2012 г., о примерах типичных нарушений законодательства о размещении государственного и муниципального заказа. Также он затронул общие положения Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Д. Ю. Чушкин сообщил, что в 1 полугодии 2012 Воронежским УФАС рассмотрено 189 жалоб от участников размещения заказов, по результатам рассмотрения которых выдано заказчикам 43 предписания. Также в указанный период проведено 44 проверки, по результатам которых выдано 39 предписаний об устранении нарушений. Всего в 1 полугодии 2012г. выявлено 246 нарушений требований законодательства о размещении заказов. 15 хозяйствующих субъектов включены в Реестр недобросовестных поставщиков. Направлено 6 исков в суд о признании торгов и совершенных сделок недействительными. Также возбуждено и рассмотрено 40 дел об административных правонарушениях.
В своем докладе Д. Ю. Чушкин рассказал о нескольких проведенных в 2012 году прецедентных для Управления дел, по которым впоследствии были возбуждены уголовные производства.
Так, по заявлению Администрации Репьевского района было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Репьевский строитель», ООО «Акцент», ООО «Трансстрой» в связи с выявлением признаков нарушения ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов). Нарушение выразилось в совершении согласованных действий, которые привели к поддержанию цены на торгах: открытом аукционе в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции детского сада в с. Репьевка.
В результате разбирательства было установлено, что муниципальным заказчиком – Администрацией Репьевского района размещено извещение о проведении аукциона, начальная цена контракта почти 39 млн. рублей.
К участию в аукционе допущено 5 участников. На электронной торговой площадке ММВБ «Госзакупки» состоялся аукцион, в ходе которого за короткий промежуток времени (в течение 3-х минут) двумя компаниями цена контракта была снижена до 49% (19 735 325,73 руб.), после чего дальнейшее участие в аукционе других организаций явилось экономически нецелесообразным, и аукцион завершился.
Как пояснил Д. Ю. Чушкин, в соответствии с правилами проведения аукциона в электронной форме, в течение десяти минут с момента завершения аукциона любой участник аукциона вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта.
За одну минуту до истечения указанного времени ООО «Репьевский строитель» подал предложение, незначительно отличающееся от начальной (максимальной) цены контракта (снизившись на 4,5% - до 36 965 610, 0 руб).
Впоследствии, по результатам рассмотрения вторых частей заявок, организации ООО «Акцент» и ООО «Трансстрой» (снизили цену на 49%) были отклонены в связи с непредоставлением в составе заявки необходимых документов, предусмотренных документацией об аукционе (решения об одобрении крупной сделки, свидетельства СРО о допусках к видам работ которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; лицензии на осуществление работ по установке пожарно-охранной сигнализации).
В качестве перечисленных документов в составе заявок были предоставлены файловые документы, не содержащие информации (пустые листы), что свидетельствует об отсутствии намерения у ООО «Акцент» и  ООО «Трансстрой» заключать контракт.
Кроме того, в соответствии с Уставом ООО «Трансстрой» основными видами деятельности данной организации являются не строительные работы, а оптовая торговля и транспортные перевозки.
Таким образом, победителем был признан ООО «Репьевский строитель», предложивший незначительное снижение цены контракта и в составе заявки которого необходимые документы имелись в наличии.
Д. Ю. Чушкин сообщил, что в ходе расследования было установлено, что вход в сеть Интернет в период аукциона организациями ООО «Акцент» и ООО «Трансстрой» осуществлялся с одного IP-адреса, зафиксированного у одного пользователя, что свидетельствует о наличии между ООО «Акцент» и ООО «Трансстрой» договоренности о совершении согласованных действий при подаче предложений в ходе аукциона. Указанными действиями компании предоставили возможность одному из участников аукциона - ООО «Репьевский строитель» заключить контракт по завышенной цене.
Таким образом, в действиях ООО «Акцент», ООО «Трансстрой» было установлено нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в совершении согласованных действий, которые привели к поддержанию цены на торгах. Указанным лицам выданы предписания.
В настоящее время Главным управлением МВД России по Воронежской области возбуждено уголовное дело по факту заключения ограничивающего конкуренцию соглашения.
Также Д. Ю. Чушкин рассказал о проведенной внеплановой проверке соблюдения требований Закона о размещении заказов Департаментом городского хозяйства администрации городского округа г. Воронеж при заключении муниципального контракта на выполнение работ по текущему содержанию и планово-предупредительному ремонту мостов и путепроводов г. Воронежа. Начальная цена контракта почти 30 млн. рублей.
По результатам проверки было выявлено нарушение законодательства о размещении заказов, выразившееся в заключении муниципального контракта без процедуры проведения торгов. В ходе проверки было установлено, что Департаментом городского хозяйства был проведен аукцион на выполнение работ по текущему содержанию и планово-предупредительному ремонту мостов и путепроводом г. Воронежа. По результатам аукциона был заключен муниципальный контракт с победителем ООО «СК Прогресс» на сумму 20 950 000 рублей (снижение около 30%). Однако позже ООО «СК Прогресс» уведомил муниципального заказчика о невозможности исполнения муниципального контракта в силу непредвиденных обстоятельств и предложило расторгнуть контракт по соглашению сторон. После расторжения контракта Департамент городского хозяйства заключил контракт с ООО «Инженерные сооружения» без проведения торгов по максимальной цене контракта 29 850 000 рублей. Основанием заключения нового контракта послужил пункт 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой контракт может быть заключен с единственным поставщиком в случае, если возникла потребность в определенных услугах вследствие непреодолимой силы. К случаям непреодолимой силы можно отнести природные стихийные явления, а также некоторые обстоятельства жизни (военные действия, аварии). Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы муниципальным заказчиком представлено не было. Таким образом, подобные действия являются нарушением части 2 статьи 10 Закона о размещении заказов.
Д. Ю. Чушкин сообщил, что по результатам проверки было принято решение обратиться в Арбитражный суд Воронежской области с иском о признании размещенного заказа недействительным. Правоохранительными органами рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Департамента.
Также воронежским антимонопольным управлением были выявлены нарушения Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области, КП ВО «Единая дирекция капитального строительства и газификации» и ООО СК «Майя» Закона «О защите конкуренции», а именно ими были допущены согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. Указанные нарушения выразились в допуске Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области и КП ВО «Единая дирекция капитального строительства и газификации» хозяйствующего субъекта — ООО СК «Майя» к выполнению работ по строительству отдельных объектов детской клинической больницы № 2 г. Воронеж до проведения торгов на право выполнения таких работ. Ко дню объявления аукциона работы были выполнены ООО СК «Майя» на 90 процентов.
По итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в поведении Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области, КП ВО «Единая дирекция капитального строительства и газификации» и ООО СК «Майя» усмотрены согласованные действия, влекущие ограничение конкуренции.
Д. Ю. Чушкин отметил, что в настоящее время рассматривается вопрос о привлечении ответственных за выявленные нарушения должностных лиц к административной ответственности, а также о наложении оборотного штрафа на ООО СК «Майя». Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства направлены в следственные органы для возможного выявления состава уголовного преступления.
Также Д. Ю. Чушкин обратил внимание собравшихся на том, что с 23 июля 2012 года вступил в силу Федеральный закон №122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон о размещении заказов). Изменения, внесенные данным Федеральным законом, направлены, в том числе, на предотвращение возможного участия недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основные изменения в законе:
1. Уточнены процедуры размещения заказов на поставки пищевых продуктов. Заказчики или уполномоченные органы при размещении заказов на поставки пищевых продуктов в образовательные учреждения и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления или на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций вправе выбрать форму торгов: конкурс или открытый аукцион в электронной форме.
При размещении таких заказов уполномоченный орган вправе установить также требование к участникам размещения такого заказа о наличии у них опыта исполнения подобных контрактов.
2. Исключается такой вид обеспечения исполнения контракта как договор поручительства. Участники аукционов (конкурсов) выбирают один из способов обеспечения контракта — банковскую гарантию или перевод денежных средств на счет заказчика. В связи с этим по торгам, которые объявляются с 23.07.2012, обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства представляться не может.
3. Цена участия в электронном аукционе снизилась с 3 до 2 тыс. рублей. При отборе электронных площадок были условия о том, что площадки берут плату с победителей не более 3 тыс. руб. С предпринимателей-участников вообще ничего не берут. В соответствии с соглашением о функционировании электронных площадок, если суммарно за отчетный период (отчетным периодом считается год, причем не просто календарный, а год скользящий, то есть это как I, II, III, IV кварталы, так и, например, III, IV, I, II кварталы) площадки собирают финансовое обеспечение по заявкам более 480 млрд руб., то стоимость электронных аукционов для предпринимателей падает до 2 тыс. руб. А если площадки суммарно собирают за отчетный период, за год более 720 млрд руб., то стоимость становится равной нулю. И вот сейчас Центральный аппарат ФАС подвел итоги за год – это III-IV кварталы 2011г. и I-II кварталы 2012г. - и получилось, что суммарно электронные площадки собрали обеспечение по заявкам порядка 550 млрд рублей. И это означает, что по всем торгам, которые были объявлены с 1 августа,  электронные площадки начинают взимать плату с победителей торгов не 3 тыс. руб., а 2 тыс. руб.
Соответствующее письмо руководитель ФАС России И. Ю. Артемьев подписал, и это письмо было направлено всем электронным площадкам. Если цифра в январе превысит 720 млрд руб., то электронные аукционы в России станут полностью бесплатными.
Д. Ю. Чушкин отметил, что наиболее распространенные жалобы, направляемые в Воронежское УФАС России участниками – это нарушения в документации, которые ограничивают количество участников, а также это отказ в допуске к участию в торгах. В законе сейчас имеются некоторые положения, которые можно использовать как ловушки для предпринимателей и которые позволяют организаторам торгов злоупотреблять своими правами. И эти ловушки, конечно же, необходимо исключить в ближайшее время. Например, когда заказчик начинает размещать документацию на сотни страниц на строительство какого-то объекта, и далее указывает на необходимость по всем нескольким сотням страниц перечислить конкретные показатели применяемых материалов и параметры эквивалентности, и в результате до счастливого завершения никто не доходит, как правило, кроме компаний, которые имеют отношение к самому заказчику. ФАС России предлагает, чтобы предприниматели на торгах, например в сфере работ, услуг, в строительстве указывали только согласие. Они должны будут исполнить заказ в соответствии с условиями заказчика, и все эти конкретные показатели и параметры эквивалентности будут действовать, но при исполнении контракта, а не при подаче заявки.
Одним из востребованных изменений в законодательство является быстрая процедура расторжения контракта, которая должна появиться. Осенью ожидаются серьёзные изменения в 94 закон в этой части. Контракт можно будет расторгнуть в одностороннем порядке по инициативе заказчика в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком или подрядчиком условий контракта. Далее документы направляются в контрольный орган для проверки обоснованности расторжения контракта. Решение контрольный орган должен принять в течение 10 дней, и если контракт расторгнут правомерно, то исполнитель включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Также планируется предусмотреть включение в реестр недобросовестных поставщиков не только юридических лиц, но и физических лиц - руководителей компаний. Необходимо создать реестр добросовестных поставщиков: если компания качественно исполнила определенное количество контрактов, она вносится в этот реестр и представляет финансовое обеспечение в 2-3 раза меньше, нежели чем стандартный размер обеспечения. Нужно сделать так, чтобы добросовестным было выгодно быть.
Также Д. Ю. Чушкин обратить внимание собравшихся на то, что с 1 января 2012г. вступил в силу Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно названному закону все госкорпорации, естественные монополии и компании, принадлежащие государству более чем на 50%, должны производить закупки по новым правилам. Между тем в связи с неготовностью инфраструктуры исполнение закона было приостановлено до 1 октября. В законе несколько требований: госкомпании должны создать положение о торгах, и разместить его на общероссийском сайте, а также размещать там все протоколы.
Предприятия могут проводить закупки либо по-прежнему в электронном виде по 94-ФЗ, либо любыми другими, включая неэлектронный, способами. Но тогда они обязаны разместить информацию, требуемую законом 223-ФЗ, на сайте.
Цель этого закона – появление общественного контроля, и не только в сфере госзаказа, где проблемы понятны. Есть также и второй сектор экономики (закупки госкомпаний и естественных монополий), который составляет порядка 7 трлн руб. (то есть даже больше, чем государственный и муниципальный заказ). Поэтому первый шаг был сделан именно информационный.
Д. Ю. Чушкин заметил, что одним из самых распространённых нарушений в настоящее время является недоработка протоколов при проведении аукционов. Данное нарушение не влияет на итоги аукциона, поэтому ранее ему не уделялось пристального внимания, но оно присуще всем уровням организаторов торгов: федеральным, областным, муниципальным, и является неким фактором, увеличивающим количество жалоб (причем, как правило, необоснованных).
Законом установлен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны содержаться в протоколе, в том числе: решение об отказе в допуске к участию в аукционе с обоснованием такого решения; положения документации, которым не соответствует заявка; положения заявки, которые не соответствуют требованиям документации.
Требования данной нормы закона служат целям соблюдения принципов гласности и прозрачности при размещении заказов. Неисполнение названных требований Закона о размещении заказов влечет за собой неясность для участников причин отказа в участии в аукционе (даже если отказ обоснован) и подачу жалоб в контрольный орган.
Значимость обсуждаемого вопроса подтверждается тем обстоятельством, что действия по несоблюдению требований к составлению протокола не оставлены без внимания законодателем при принятии КоАП РФ. Так, частью 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ нарушение членом комиссии требований к содержанию протокола влечет наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Д. Ю. Чушкин сообщил, что состав данного правонарушения является формальным и назначение наказания не ставится в зависимость от наступления вредных последствий. Вместе с тем, результаты проверок по жалобам участников размещения заказа свидетельствуют о том, что большинство аукционных комиссий игнорируют требования к правилам оформления протокола рассмотрения заявок участников аукциона.
Наиболее распространенной является формулировка - «основанием отказа в допуске к участию в аукционе явилось несоответствие содержащихся в заявке сведений требованиям документации, а именно: конкретные показатели предлагаемого товара частично не соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе».
Детального перечисления таких сведений от комиссии в составе протокола не требуется. Вместе с тем, является обязательным указание на положение документации: номера разделов, пунктов, устанавливающих определенные требования к характеристикам товара, работ, услуг, либо их сокращенное словесное описание, а также аналогичные сведения в отношении заявки участника, которому было отказано в участии в аукционе.
Совершение указанных действий позволит считать исполненными правила, установленные Законом о размещении заказов, и сократит количество направляемых участниками жалоб.
По второму вопросу выступил Гончаров Евгений Николаевич – первый заместитель руководителя управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области.
Он заметил, что работа Закона о размещении заказов налажена хорошо, несмотря на некоторые его недостатки. Растет количество размещенных государственных заказов.
Среди негативных факторов функционирования действующего закона о размещении заказов Е. Н. Гончаров отметил резкое снижение интереса к государственным закупкам со стороны участников. Во многом причиной подобного явления выступает необходимость заполнения значительного объема документации. Это требует от организаций наличия в штате специалистов в данной области, так как закон достаточно сложен. Однако далеко не каждая компания может себе позволить наличие подобных специалистов.
Следствием подобных процессов является то, что многие аукционы проходят без участников.
Кроме того, Е. Н. Гончаров рассказал о Федеральной контрактной системе. Актуальность введения ФКС обоснована тем, что 94-ФЗ рассматривает не весь цикл размещения заказа и исполнения работ. Следствием этого является ряд возникающих при контроле качества исполнения заказа проблем.
В своем выступлении Е. Н. Гончаров рассказал о ходе реализации пробного варианта ФКС на территории области. В качестве мероприятий планируется создание библиотеки типовых контрактов и технических заданий, что позволит унифицировать закупки и исключит технические задания, заточенные под одного поставщика.
По третьему вопросу выступила Полтева Любовь Вячеславовна – заместитель руководителя управления организации закупок для муниципальных нужд департамента экономики и инвестиций администрации городского округа г. Воронеж.
Она рассказала о проделанной работе по проведению торгов, а также о предложениях по совершенствованию системы размещения государственного заказа.
Л. В. Полтева сообщила, что Управление размещает заказы для более 450 заказчиков. За 2011 год Управлением было подготовлено и проведено 5675 процедур проведения торгов на сумму 7 835 000 000 рублей.
В первом полугодии 2012 года было проведено 3206 процедур размещения заказа на сумму 3 112 000 000 рублей. Большая часть размещенных заказов – это поставка продуктов питания, медикаментов, горюче-смазочных материалов, выполнение работ по благоустройству территории городского округа город Воронеж, капитальные ремонты.
Основной проблемой для Управления при размещении заказов остается качество подготовки заданий муниципальными заказчиками. Мониторинг прошлого года показал, что только 25% из поступающих для размещения заданий подготовлены должным образом, а 75% – это задания, содержащие большое количество нарушений (их приходится возвращать либо дорабатывать).
Основными ошибками при подаче заданий являются отсутствие прайс-листов для обоснования цен, завышение начальных максимальных цен, несоответствие начальных цен заданий и локальных сметных расчетов, включение в одно задание товаров, работ и услуг, не связанных между собой, товарные знаки не сопровождаются словами «или эквивалент», неверное оформление договоров, отсутствие требований лицензий.
Л. В. Полтева заметила, что в целях недопущения завышения начальных цен постоянно проводится активная работа по контролю за формированием начальных максимальных цен контрактов. Только за первое полугодие 2012 года специалистами Управления в ходе проверки формирования начальных максимальных цен заданий было выявлено нарушение – значительное завышение цен контрактов.
Большой проблемой для заказчиков городского округа город Воронеж является качество выполнения работ подрядчиками, которые выигрывают торги, так как далеко не все подрядчики являются добросовестными.
Для предотвращения подобных проблем применяют обязательное обеспечение контракта в размере от 20% до 30% начальной максимальной цены.
Также в помощь заказчикам были разработаны методические рекомендации, в которых прописаны все действия заказчиков при недобросовестном исполнении поставщиками своих обязательств.
Л. В. Полтева заметила, что на сегодняшний день процедуры определения подрядчиков ограничены – это проведение конкурсов, аукционов в электронной форме и запросы котировок. Требуется расширить возможность заказчиков в выборе подрядчиков для проведения торгов.
Эффективным методом решения сложившихся проблем является разработка типовых форм контрактов, в том числе на капитальное строительство и на стандартные виды товаров, работ, услуг с учетом их специфики. Типовой контракт должен включать в себя не только обязательные условия, но и порядок применения рекомендательных норм.
Необходимо предусмотреть в законодательстве вопрос по включению возможности ликвидации фирм, исполняющих государственные контракты, на весь срок гарантийных обязательств по контракту, а также установить зафиксированный размер неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта.
Кроме того, необходимо прописать конкретные действия заказчика в случае расторжения контракта по соглашению сторон, установить право расторжения контракта в одностороннем порядке.
Л. В. Полтева отметила, что в настоящее время практически весь объем товаров, работ и услуг размещается путем проведения аукционов в электронной форме, что зачастую неоправданно. При проведении открытого аукциона победителем признается лицо, предложившее наименьшую цену, а при проведении открытого конкурса победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта. Поэтому помимо цены контракта при проведении открытого аукциона в качестве критерия оценки можно использовать также качество исполнения услуг, квалификацию участника, срок предоставления гарантии качества.
Необходимо сократить срок размещения информации о проведении открытого конкурса на сайте.
Л. В. Полтева озвучила предложение о введении госпошлины при подаче жалоб в антимонопольный орган.
По четвертому вопросу выступила Корчагина Елена Ивановна – руководитель отдела имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области. Она рассказала о практике применения законодательства о размещении заказов на примере Рамонского муниципального района.
Е. И. Корчагина сообщила, что в 2011 году было размещено около 150 процедур, за первое полугодие 2012 года было размещено порядка 200 процедур, экономия денежных средств составила 22 млн. рублей. К концу года ожидается цифра в 2 раза больше.
Среди трудностей, возникающих при размещении заказов, Е. И. Корчагина отметила проблемы при покупке медицинской техники и препаратов, отслеживание качества исполнения работ, расторжение контрактов с недобросовестными поставщиками. Также возникают проблемы при формировании начальной цены контракта, при этом допускается большое количество ошибок.
Кроме того, Е. И. Корчагина обратила внимание участников заседания на сокращение количества участников торгов.
По пятому вопросу выступил Шамрай Владимир Владимирович – ведущий эксперт  Воронежского УФАС России. Он рассказал о ходе работы по совершенствованию Программы развития конкуренции Воронежской области.
Он отметил, что Программа развития конкуренции, принятая в области, успешно работает и по ней достигнуты положительные результаты. Среди них следует отметить развитие конкурентной среды на ряде рынков (рынок пассажирских перевозок, рынок продовольственных товаров, рынок медицинских услуг, образовательных услуг), а также пресечение ряда фактов недобросовестной конкуренции, достигнутое благодаря сотрудничеству с общественными организациями, Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области. Также стоит отметить работу по упорядочению системы предоставления государственных и муниципальных преференций.
В. В. Шамрай отметил, что вступление России в ВТО требует повышения конкурентоспособности регионов, отраслей. Этому в свою очередь способствует реализация ПРК Воронежской области.
Программа работает на достижение более благоприятных результатов в сфере снижения административных барьеров ведения бизнеса, увеличения количества предприятий и числа занятых (рабочих мест), снижения издержек производства товаров и услуг, стабилизации ценовой ситуации на соответствующих рынках, повышения качества товаров и услуг.
Среди основных направлений работы по ПРК Воронежской области до 2015 года В. В. Шамрай выделил:
- совершенствование организационного механизма функционирования Программы с целью использования результатов работы по Программе для стабилизации ситуации на соответствующих рынках;
- расширение перечня рынков для наблюдения за состоянием конкуренции;
- обеспечение взаимоувязки с другими программами, в том числе финансируемыми федеральным и областным бюджетом и др.;
- совершенствование поддержки предпринимателей работающих на приоритетных и социально значимых рынках;
- включение в Программу в качестве исполнителей муниципальные районы по значимым рынкам и принятие мер для развития конкуренции на социально значимых рынках районов (жилищно-коммунальных услуг, пассажирских перевозок, розничной торговли и др.);
- обеспечение отражения результатов работы по Программе в отчетах по социально-экономическому развитию районов;
- совершенствование переподготовки специалистов, государственных и муниципальных служащих, введение спецкурсов по конкурентной политике и антимонопольному регулированию.

Также в ходе заседания были одобрены следующие предложения:
1. Подготовить и направить соответствующие рекомендации государственным и муниципальным заказчикам о недопустимости совершения аукционными комиссиями нарушений при составлении протоколов аукционов.
2. Изучить при содействии Торгово-промышленной палаты Воронежской области причины, по которым организации не принимают участия в торгах, а также разработать меры по их устранению.
3. Разработать концепцию системы контроля качества продуктов питания, поставляемых по проведенным торгам.

Дата проведения Совета: 
5 сентября 2012, 16:46