Протокол №4 от 30.10.2012 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №4 от 30.10.2012 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России, сопредседатель Совета.
Присутствовали: члены ОКС:
Гончаров Юрий Фёдорович – генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области;
Девлетукаев Николай Алексеевич – Член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Дегтярев Николай Михайлович – председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»;
Корнев Константин Викторович – президент Ассоциации рекламных агентств;
Лютикова Марина Владимировна – президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области;
Наумов Сергей Дмитриевич – председатель Воронежского регионального Союза предпринимателей «Опора»;
Смикалов Андрей Борисович – председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Шендрик Ольга Анатольевна – специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Ерихонов Илья Леонидович – член Президиума Правления ВРСП «ОПОРА», председатель комитета ТПП ВО по предпринимательству и развитию потребительского рынка; Митрохин Николай Иванович – коммерческий директор ОАО «ЦЕНТРТОРГ»; Назарук Наталья Владимировна – директор филиала гипермаркет «ЛИНИЯ-2»; Попов Виталий Геннадьевич – заместитель руководителя Воронежского УФАС России.
Вопросы:
1. Антимонопольный контроль при реализации закона о торговле.
2. Ключевые направления конкурентной политики, приоритеты антимонопольного регулирования и стратегические цели Федеральной антимонопольной службы на период до 2018 года.
3. Разное.
По первому вопросу выступил заместитель руководителя Воронежского УФАС России Виталий Геннадьевич Попов. В своем выступлении он проинформировал, что Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ» к полномочиям антимонопольных органов отнесен контроль за соблюдением положений статей 9, 13, 14, 15 данного закона.
Так, статьей 9 Закона о торговле установлен запрет на включение участниками торговой деятельности в цену договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть каких-либо видов вознаграждения за исполнение торговой сетью условий этого договора, запрещается включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении поставщиком действий или об оказании услуг, направленных на продвижение товаров (услуг по рекламированию товаров, маркетинговых и других), а также понуждение поставщика к заключению таких договоров в целях заключения договора поставки.
Статья 13 Закона о торговле содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, так как указанные действия могут привести к ограничению конкуренции в сфере оптовой и (или) розничной торговли и ущемлению прав других хозяйствующих субъектов.
В статье 14 Закона о торговле устанавливаются ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей для целей торговой деятельности.
Кроме того, статьей 15 Закона о торговле определены нормы, направленные на устранение региональных барьеров в розничной торговле. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В. Г. Попов сообщил, что за нарушение указанных статей предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 14.40, 14.41, 14.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
При этом санкция статьи 14.40 за дискриминационные условия, предусматривает наложение штрафа на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей, на юридических лиц от 2 млн. до 5 млн. рублей; за навязывание невыгодных условий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двух миллионов пятисот тысяч до пяти миллионов рублей.
Санкция статьи 14.41 за непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Санкция статьи 14.42 за включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в цену договора поставки продовольственных товаров вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров в размере, превышающем 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.
Установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования либо установление гражданско-правовой ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами договора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.
В. Г. Попов отметил, что в рамках контроля за соблюдением Закона о торговле Воронежским УФАС России проводятся проверки торговых сетей в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованным Прокуратурой Воронежской области. Одновременно Воронежским УФАС России в целях реализации полномочий, предусмотренных Законом о торговле, на постоянной основе проводится мониторинг цен на социально-значимые продукты питания и мониторинг за соблюдением законодательства на агропродовольственных рынках.
Кроме того В. Г. Попов сообщил, что Воронежским УФАС России осуществляется контроль за соблюдением торговыми сетями положений статьи 14 ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ», а именно: контроль приобретения торговыми сетями дополнительных объектов недвижимости для осуществления торговой деятельности. В этих целях отслеживаются доли торговых сетей в границах муниципальных районов Воронежской области и г. Воронежа.
В. Г. Попов обратил внимание собравшихся на то, что самыми распространенными нарушениями Закона о торговле, допускаемыми торговыми сетями, являются нарушения статьи 13 Закона о торговле. Это создание дискриминационных условий, выразившихся в не предоставлении информации об условиях отбора контрагента, препятствий доступа на товарный рынок или выходу из товарного рынка отдельных хозяйствующих субъектов (например, в договорах поставки с разными поставщиками согласованные разные сроки оплаты поставленного товара, разный размер и условия предоставления премий, разные условия, при которых покупатель вправе отказаться от принятия всей партии товара, условия о размере штрафных санкций), установление разных сроков оплаты поставщикам продовольственных товаров.
На территории Воронежской области антимонопольным органом было возбуждено дело в отношении ООО «Копейка-Воронеж», по результатам рассмотрения которого бездействие ООО «Копейка-Воронеж», выразившееся в создании для местного производителя препятствий для доступа на рынок оптовой реализации куриных яиц для дальнейшей их розничной реализации через торговую сеть «Копейка» путем необоснованного уклонения от рассмотрения по существу предложения о заключении договора поставки. Законность и обоснованность решения Воронежского УФАС была подтверждена судами трех инстанций.
В. Г. Попов отметил, что в настоящее время Воронежским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Ашан» части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в создании для местного товаропроизводителя дискриминационных условий путем уклонения от заключения договора на поставку продовольственных товаров.
При осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Воронежское УФАС России систематически сталкивается с проблемой по выявлению нарушений соблюдения антимонопольного законодательства в силу того, что поставщики продовольственных товаров не обращаются с заявлениями в антимонопольный орган и даже в случаях возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о государственном регулировании торговой деятельности «под страхом» исключения хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку продовольственных товаров из торговых сетей приводят доводы, исключающие возможность Воронежского УФАС России квалифицировать соответствующие действия/бездействие торговых сетей как нарушение законодательства о государственном регулировании торговой деятельности.
Также по первому вопросу выступила директор филиала гипермаркет «ЛИНИЯ-2» Наталья Владимировна Назарук. Она отметила, что региональные торговые сети находятся в состоянии борьбы в неравных условиях с федеральными сетями, так как последние не прислушиваются к рекомендациям региональных общественных организаций и не отказываются от продажи некачественной, а значит и более дешевой продукции. Кроме того, федеральные торговые сети не стремятся поддерживать местных производителей.
По второму вопросу выступил руководитель Воронежского УФАС России Владимир Васильевич Рохмистров. Он рассказал о ключевых направлениях конкурентной политики на период до 2018 года.
Среди основных векторов развития антимонопольного регулирования в России В. В, Рохмистров отметил:
­- использование лучших практик рыночного ценообразования.
­- снижение административной нагрузки на бизнес.
­- обеспечение единства правоприменения.
­- совершенствование процессуальных аспектов пресечения правонарушений.
­- стратегические цели развития.
Также он сообщил о новых инициативах ФАС России в сфере упрощения контроля экономической концентрации:
­- отказ от уведомительного контроля экономической концентрации.
­- сокращение перечня сделок (действий), подлежащих контролю экономической концентрации.
­- уточнение перечня рынков, подлежащих контрою в отношении хозсубъектов, включенных в реестр.
­- актуализация реестра и упрощение работы с ним.
В. В. Рохмистров отметил, что для снижения количества дел о злоупотреблениях доминирующим положением необходимо реализовать следующие инициативы:
­- не рассматривать как злоупотребление действия хозсубъектов в отношении физлиц.
­- расширение института предупреждения и предостережения.
­- утверждение правил торговой практики для монопольных рынков.
В. В. Рохмистров обратил внимание собравшихся на тот факт, что российская система госзаказа – соединение эффективного законодательства и современных информационных технологий. Международные эксперты организации ЮНКТАД признали систему государственного заказа в России высокоэффективным инструментом в борьбе с коррупцией (заседание Круглого стола по госзаказу, Женева, июль 2012).
В завершении своего доклада В. В. Рохмистров отметил, что основная цель ФАС России на период до 2018 года – войти в десятку лучших конкурентных ведомств мира.
Основные направления стратегии ФАС России:
­- в 2012 году завершено реформирование антимонопольного законодательства.
­- на сегодняшний момент выстроена сильная законодательная институциональная база для эффективной конкурентной политики.
­- задача антимонопольного органа – сосредоточиться на повышении эффективности правоприменения на основе лучших мировых практик.

В ходе рассмотрения третьего вопроса был одобрен план работы Общественно-консультативного совета при Воронежском УФАС России на 2013 год:
1 квартал Результаты работы Воронежского УФАС России за 2012 год. Обсуждение направлений работы в 2013 году. Ситуация на товарных рынках Воронежской области, меры по развитию конкуренции.
2 квартал Реализация Федерального закона №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в части условий вступления в СРО субъектов предпринимательства. Ход реализации Региональной программы развития конкуренции в Воронежской области на 2013-2015 г.г. Деятельность по соблюдению антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей ФГУП «Почта России».
3 квартал Антимонопольный контроль и развитие конкуренции в сфере ЖКХ. Обсуждение доклада ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации». Контроль соблюдения торговыми сетями законодательства о торговле.
4 квартал Проблемы при реализации газа для производственных и коммунально-бытовых нужд.

Также в ходе заседания были одобрены следующие предложения:
1. В целях повышения эффективности антимонопольного контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании торговой деятельности и достижения целей, указанных в законодательстве, необходимо законодательно определить условия договоров поставки продовольственных товаров либо случаи, в которых такие условия могут быть признаны дискриминационными.
2. Необходимо рассмотреть вопрос о введении административной ответственности равной как для поставщиков продовольственных товаров, так и для торговых сетей за выплату бонусов, не предусмотренных законодательством, а также о возможности введения административной ответственности за несообщение о фактах требования и передачи незаконных выплат денежных средств при поставке продовольственных товаров.
3. Для определения реальной доли торговой сети, занимаемой ею на рынке, необходимо производить расчет объема занимаемых торговой сетью площадей и объем товарооборота.
4. Необходимо разработать механизм попадания продукции малого бизнеса в торговые сети, а также обеспечить им около 10% полочного пространства. Предусмотреть общественный контроль поставляемого товара малым бизнесом, дабы обеспечить высокое качество.
5. Необходимо разработать торговую политику Воронежской области, чтобы обеспечить добросовестную конкуренцию среди торговых сетей, а также поддержку местных товаропроизводителей.

Дата проведения Совета: 
30 октября 2012, 16:19