Протокол №2 от 28.05.2013 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №2 от 28.05.2013 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Гончаров Юрий Фёдорович – генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области.
Присутствовали: члены ОКС:
Девлетукаев Николай Алексеевич – Член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Дегтярев Николай Михайлович – председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»;
Корнев Константин Викторович – президент Ассоциации рекламных агентств;
Наумов Сергей Дмитриевич – председатель Воронежского регионального Союза предпринимателей «Опора»;
Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России;
Смикалов Андрей Борисович – председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Шендрик Ольга Анатольевна – специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Бурлаченко Иван Иванович – исполнительный директор Воронежского областного регионального отделения «Деловой России»; Гошко Александр Иванович – заместитель руководителя департамента – начальник отдела развития инфраструктуры Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области; Елисеева Ольга Николаевна – заместитель руководителя Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации городского округа город Воронеж; Иванова Галина Петровна – первый заместитель руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области; Лаврова Надежда Николаевна – директор КУВО «Центр обеспечения деятельности учреждений здравоохранения»; Логошин Андрей Владимирович – начальник информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России; Подлубная Зоя Борисовна – ведущий советник организационного отдела Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области; Полухин Сергей Иванович – начальник отдела контроля органов власти Воронежского УФАС России; Попов Виталий Геннадьевич – заместитель руководителя Воронежского УФАС России; Шамрай Владимир Владимирович – ведущий эксперт Воронежского УФАС России.
Вопросы:
1. Ход реализации Региональной программы развития конкуренции в Воронежской области на 2013-2015 г.г. Реализация плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №2579-р.
2. Обсуждение проекта доклада ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации».
По первому вопросу выступил Логошин Андрей Владимирович – начальник информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России.
Он отметил, что сегодня, когда вопросы повышения конкурентоспособности регионов становятся не просто острыми, а определяющими, место на котором будет Воронежская область, на фоне всеобщей интеграции в ВТО зависит от правильно сформированной и реализованной эффективной стратегии экономического развития.
В качестве основной меры, направленной на выработку конкурентной политики, на данный момент в Воронежской области выступает принятие Распоряжения Правительства Воронежской области от 25 декабря 2012 г. N 881-р «Об Утверждении Региональной программы (Плана мероприятий) Развитие конкуренции в Воронежской области на 2013-2015 годы».
Программа рассматривается как один из инструментов реализации мероприятий, определенных Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года.
Программа предусматривает в качестве цели содействие формированию развитой конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Воронежской области; повышение эффективности и конкурентоспособности экономики области за счет создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, снижения административных барьеров, совершенствования ценовой политики; обеспечение условий экономического роста.
А. В. Логошин сообщил, что Программа включает в себя цели и задачи, определенные региональной программой развития конкуренции в Воронежской области на 2010 - 2012 годы, направленные на:
- упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
- сокращение необоснованных административных и экономических барьеров «вхождения» на рынок товаров и услуг;
- организацию сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
- сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;
- развитие системы государственного и муниципального заказа;
- развитие транспортной и энергетической инфраструктуры и обеспечение ее доступности для участников рынка.
Программа определяет приоритеты и основные направления реализации конкурентной политики в регионе на период до 2016 года.
А. В. Логошин отметил, что учитывая практику реализации Программы, можно сделать вывод, что она является важным механизмом, позволяющим влиять на экономику региона, обеспечивающим эффективное решение задач её совершенствования.
Антимонопольным управлением как одним из участников разработки Программы с самого начала работы был сделан акцент на то обстоятельство, что успех реализации Программы во многом зависит от результатов организации работы по ее функционированию на муниципальном уровне.
А. В. Логошин обратил внимание собравшихся на тот факт, что одной из основных претензий, влияющих на восприятие программы как важного инструмента регулирования экономики региона, является то, что в программе отсутствует финансирование её реализации. На что неоднократно на всех уровнях разработчиками давался ответ: Программа не предусматривает специального финансирования, а лишь задает вектор движения к региональной экономике с развитой конкуренцией. То есть Программа, не являясь механизмом расходования больших объемов бюджетных средств (как виделось иным ее разработчикам), сама представляет серьезный инструмент повышения финансовой отдачи экономики региона. В то же время Программа предполагает реализацию многих мероприятий, включенных в иные целевые программы, имеющие соответствующее финансирование. В результате внедрения Программы ликвидируются административные барьеры, создаются благоприятные условия для предпринимательской деятельности и, в конечном счете, для достижения более высоких результатов экономического развития, в том числе и в финансовом плане.
Воронежское УФАС России постоянно ориентирует всех участников реализации Программы, особенно работающих на уровне муниципалитетов, на то, что исходным при реализации является анализ состояния соответствующих рынков области.
В процессе реализации Программы необходимо постоянно осуществлять сбор информации для анализа ситуации на соответствующих рынках и реализацию мероприятий по развитию конкуренции. В этой работе также велика роль органов местного самоуправления районов области, осуществляющих непосредственное взаимодействие с большинством ведущих производителей, формирующих наиболее значимые товарные рынки области.
Также А. В. Логошин в своем докладе рассказал о другом документе, который был принят совсем недавно – План мероприятий («Дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», принятый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р. Этот документ направлен на выработку мер развития конкуренции на федеральном уровне.
Прежде всего, отличие от Программы состоит в том, что дорожную карту готовили предприниматели, а не чиновники. Предприниматели сформулировали те условия, которые им необходимы для нормальной жизнедеятельности и ведения бизнеса на конкурентном поле.
А. В. Логошин сообщил, что на данный момент предметом плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» являются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными «дорожными картами», разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции, а именно:
- включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти;
- внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
- развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;
- развитие конкуренции при осуществлении закупок;
- упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования;
- повышение уровня защиты прав потребителей;
- создание механизма реализации «дорожной карты» по развитию конкуренции.
Исполнителем определено Агентство стратегических инициатив. В 2013 – начале 2014 года будут отобраны 5 регионов, в которых будут внедрены пилотные проекты по внедрению лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. До конца 2014 года будут внедрены стандарты в остальных 83 регионах.
Дорожная карта определяет новые направления работы и новые центры ответственности за реализацию мероприятий дорожной карты.
А. В. Логошин отметил, что, приоритетными при реализации в рамках дорожной карты на данный момент определены следующие рынки:
- Рынок лекарственных препаратов
- Рынок медицинских услуг
- Рынок авиаперевозок
- Рынок услуг связи
- Рынок услуг дошкольного образования
- Рынок нефтепродуктов
Дорожная карта более динамична и позволяет реагировать на изменения как в нормативной базе, так и экономической ситуации, и способна подстраиваться под реалии сегодняшнего дня.
Главное отличие от Программы это механизм реализации. В рамках дорожной карты использована современная система принятия решений. Теперь соответствующие административные рычаги переданы комиссии по малому и среднему предпринимательству и развитию конкуренции при Правительстве России. Это более эффективно, так как в составе комиссии не только чиновники, но и эксперты, представители бизнес-объединений.
Дорожная карта не будет оторвана от бизнеса, так как в ней предусмотрена оценка уровня развития конкуренции, которая будет даваться предпринимателями. Сейчас это 24% опрошенных предпринимателей, которые считают, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год, в 2018 этот показатель в процентах должен приблизиться к 51.
А. В. Логошин также отметил, что выработаны конкретные показатели эффективности принимаемых мер, и за них будут отвечать ответственные министерства и ведомства, определенные дорожной картой.
Кроме того, имеется возможность повлиять на процесс внедрения стандарта развития конкуренции, предусмотренного Дорожной картой. То, каким будет стандарт и какие индикаторы и мероприятия он будет включать, зависит, в том числе, от активной позиции предпринимательского сообщества. Она во многом может повлиять на то, будут ли включены показатели, которые реально отражают ситуацию в регионе, и их изменение, объективно оценивают работу власти по развитию конкуренции или мероприятия, проведение которых реально влияет на экономику.
Член Общественно-консультативного совета К. В. Корнев предложил с учетом того, что в регионе накоплен положительный опыт работы по развитию конкуренции, выступить с инициативой о включении Воронежской области в число регионов, в которых будут внедряться пилотные проекты стандартов развития конкуренции в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». Предложение поддержал и сопредседатель ОКС Ю. Ф. Гончаров – генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области.
Также по первому вопросу выступил Гошко Александр Иванович – заместитель руководителя департамента – начальник отдела развития инфраструктуры Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области.
Он сообщил, что на сегодняшний день отмечается новый виток в теме развития конкуренции с принятием дорожной карты, основная движущая сила – Агентство стратегических инициатив и представители предпринимательского сообщества. При разработке данного документа был организован ряд дискуссионных площадок по разнообразным темам. Также при подготовке второй редакции Программы по развитию конкуренции, ориентировались на то, чтобы она коррелировала с тем документом, который был подготовлен на площадке АСИ.
Если говорить о влиянии подобных программ на развитие конкуренции, то можно посмотреть на динамику целевых индикаторов, которые были достигнуты по итогам реализации первой редакции Программы. В частности, если говорить о том, насколько развита конкурентная среда на территории региона, то вывод можно сделать хотя бы на основании некоторых цифр:
- доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме ВРП – 20%. Это один из максимальных показателей по Российской Федерации. Воронежская область практически является лидером по данному показателю в стране.
- доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий – 33%, то есть практически каждый третий житель области занят на малых и средних предприятиях.
С одной стороны, это конечно и историческое наследие, а с другой, и результат деятельности органов власти, направленной, в том числе, на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, при реализации долгосрочной областной целевой программы.
А. И. Гошко отметил, что мероприятия, которые в ней присутствуют, в большинстве своем направлены именно на формирование конкурентной среды и среды, благоприятной для начала предпринимательской деятельности.
Так, на территории области Департаментом была поставлена задача развития инфраструктуры государственной поддержки, в рамках выполнения которой была создана сеть центров поддержки предпринимательства на территории муниципальных районов, которые действуют в 20 районах области. Также действует Областной фонд государственной поддержки предпринимательства, который занимается микрофинансированием, предоставлением микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, создан и действует Гарантийный фонд, осуществляющий предоставление поручительств по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства в российских банках.
Динамика деятельности данных организаций положительна и многие показатели эффективности увеличились в разы.
Если говорить о деятельности Гарантийного фонда, за 2010 год на территории области было предоставлено всего несколько поручительств (менее 10), по итогам 2012 года таких поручительств выдано более 70 на сумму более 200 млн. рублей, и, соответственно, субъекты малого бизнеса привлекли кредитов на сумму более полумиллиарда рублей.
Кроме того, А. И. Гошко заметил, что в 8 муниципальных районах созданы муниципальные фонды поддержки предпринимательства, которые осуществляют предоставление микрозаймов непосредственно на территории муниципалитетов, что делает этот вид поддержки ближе к конкретному предпринимателю. В районах, где таких фондов нет, используются центры поддержки, в которых предприниматели могут получить такую же поддержку в форме микрофинансирования. Такая работа проводится, в том числе, совместно с федеральными органами исполнительной власти и за счет средств федерального бюджета.
Область ежегодно участвует в конкурсах, которые проводит Министерство экономического развития. Конкурсы подразумевают предоставление субсидий областному бюджету на реализацию долгосрочных целевых программ.
Если говорить о других индикаторах результативности конкурентной политики, можно отметить доступность для населения государственных и муниципальных услуг.
Департаментом было создано Автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». На сегодняшний день на территории Воронежской области действует 9 таких центров, общий объем оказанных гражданам услуг составил порядка 850 000 услуг за 2012 год. К 2015 году поставлена задача довести долю граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна, до 90%. В этих целях Департаментом разработана долгосрочная целевая программа, предусматривающая создание таких многофункциональных центров в каждом из административных центров муниципальных образований и городских округах.
Также А. И. Гошко сообщил, что разработана ведомственная целевая программа, предусматривающая создание так называемых «окон» в поселениях с численностью населения свыше 1000 жителей. В 236 таких поселениях будет создано 340 «окон», которые будут заниматься предоставлением государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна в режиме межведомственного электронного взаимодействия, что позволит получать более качественные услуги в более короткий срок.
Если говорить о работе всего Правительства области в целях снижения административных барьеров, повышения качества государственных и муниципальных услуг, то в 2012 году всеми органами исполнительной власти Воронежской области была завершена процедура принятия административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, предусматривающих, в том числе, подачу заявлений на получение услуги в электронном виде, а с декабря 2012 года по ряду услуг была предусмотрена обязательность получения данных услуг и результатов обращения за ними в многофункциональных центрах.
А. И. Гошко отметил, что в рамках различных исследований проводится мониторинг благоприятности конкурентной среды, однако не все показатели зависят от органов исполнительной власти региона, какие-то зависят от органов исполнительной власти федерального уровня.
В частности, рассматривались такие показатели, как: простота и скорость регистрации нового бизнеса – это показатель, который напрямую зависит от органов налоговой службы; регистрация права собственности – зона ответственности ФРС; подключение к электрическим сетям – показатель зависит от крупных электросетевых компаний.
Еще один показатель, на который непосредственное влияние имеют органы исполнительной власти региона и органы местного самоуправления – скорость получения разрешения на строительство. В данном случае имелось в виду не просто получение разрешения на строительство как некого документа, по которому в соответствии с Градостроительным кодексом есть определенный срок (2 недели), чтобы получить некую формальную бумагу, а отслеживался весь цикл получения разрешительной документации начиная с того момента, когда человек взял голый участок и дальше поэтапно получает разрешение на строительство и заканчивая разрешением на ввод в эксплуатацию.
А. И. Гошко отметил, что в нашем регионе этот показатель не самый лучший, в связи с чем необходимо работать над сокращением сроков получения подобных документов. Совместная работа над реализацией Программы развития конкуренции позволит достигнуть оптимального результата.
На вопрос В. В. Шамрая об основных факторах, тормозящих развитие конкуренции в Воронежской области, А. И. Гошко ответил, что это, прежде всего – время оформления всего цикла получения разрешительной документации на строительство, и это основной проблемный элемент, препятствующий развитию конкуренции в регионе.
Член Общественно-консультативного совета В. В. Рохмистров предложил создать открытый реестр по Воронежской области всех субъектов, которые получили преференции (раскрыть не только меры прямой поддержки, но и косвенные преференции (налоговые льготы и т.д.).
Член Общественно-консультативного совета Ю. Ф. Гончаров поддержал данное предложение и обратил внимание участников заседания на необходимость совершенствования контроля использования полученных средств.
О ходе реализации региональной программы развития конкуренции в Воронежской области Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области рассказала Иванова Галина Петровна – первый заместитель руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
Она отметила, что образование сегодня – это тоже услуга и задача Департамента, который организует предоставление этой услуги населению Воронежской области, состоит в том, чтобы это образование было доступным, качественным и по возможности существовала конкурентная среда.
Образование бывает разное, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным. Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области курирует дошкольное образование, общеобразовательную школу и среднее профессиональное образование.
Воронежская область богата учреждениями самого разного уровня, достаточно сказать, что уровень среднего профессионального образования представлен сегодня 30 учреждениями (техникумы, колледжи), уровень начального профессионального образования – 24 образовательными учреждениями, также в Воронежской области 39 образовательных учреждений высшего профессионального образования (в основном являются федеральными).
Г. П. Иванова сообщила, что на сегодняшний день Департамент занимается развитием конкурентной среды в сфере предоставления услуг дошкольного образования. Потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях в Воронежской области достаточно большая, а показатель обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях сегодня является одним из показателей эффективности деятельности регионов.
Для того, чтобы решить эту задачу Департамент пытается привлекать сферу индивидуального предпринимательства, частных услуг в сфере дошкольного образования. Сегодня в области 520 дошкольных образовательных учреждений, из них только 4 частных – те, кто имеют соответствующую лицензию на образовательную деятельность, и более 100 различных частных ИП, которые предоставляют услуги, связанные с подготовкой к школе, также в это число входят развивающие центры, консультативные центры.
Для того, чтобы создать более выгодные и приемлемые условия для ИП, было заключено соглашение с Дальневосточным научным центром местного самоуправления, который получил поддержку на уровне Федерации от Агентства стратегических инициатив и реализует свои программы в каждом федеральном округе. В Центральном федеральном округе Воронежская область стала единственной, которая заключила договор с Дальневосточным научным центром и начала сотрудничество.
В мае 2013 года прошел обучающий семинар, на который пригласили всех заинтересованных этой темой лиц. По результатам этого семинара был проведен круглый стол с участием различных федеральных структур, были выявлены проблемы с готовностью области пойти навстречу людям, готовым открыть ИП в сфере дошкольного образования.
Г. П. Иванова обратила внимание собравшихся на необходимость проведения определенной работы по снятию административных барьеров в сфере дошкольного образования.
Также в Программе развития конкуренции целый ряд пунктов связан с развитием среднего профессионального образования и ориентацией этого уровня образования на потребности региона.
Выпускники и средних и высших профессиональных образовательных учреждений не всегда находят себе трудоустройство по полученной специальности. Для того, чтобы сгладить этот дисбаланс, на базе одного из учреждений среднего профессионального образования Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области совместно с Департаментом экономического развития был создан центр, который разрабатывает автоматизированные системы прогнозирования потребности рынка труда Воронежской области. Необходимо понять, какие на сегодняшний день востребованы профессии и специальности.
Г. П. Иванова отметила, что промышленность ждет специалистов по рабочим профессиям, а не инженеров и мастеров, а привлекательность учреждений этого уровня для выпускников школ не очень велика, поэтому одна из задач – это повысить привлекательность уровня начального профессионального образования для того, чтобы удовлетворить запросы экономики региона в подобных кадрах.
Новый Закон об образовании (вступает в силу с 1 сентября 2013 года) способствует в этой деятельности, так как в нем не будет уровня начального профессионального образования, есть только высшее образование и среднее профессиональное образование, в которое и включается этот уровень подготовки по рабочим профессиям.
На сегодняшний день все эти учреждения находятся на областном бюджете (техникумы и училища). Многие из них нуждаются в обновлении материально-технической базы, технического парка, машинного оборудования, станков.
В этом большую роль играет проект, который начали реализовывать с прошлого года – это создание ресурсных центров профессиональных квалификаций. Департамент принял участие в конкурсе, который проводило Министерство образования и науки в 2012 году, выиграли большой грант как раз по открытию этих учебных центров.
На сегодняшний день создано 5 таких учебных центров, 2 из них уже функционируют: один на базе Бутурлиновки (Профессиональный лицей №39) по подготовке и переподготовке кадров и специалистов для агропромышленного комплекса. Заказы на специалистов получают от соответствующих предприятий аграрного сектора, первые выпуски уже были сделаны.
В Воронеже на базе Колледжа профессиональных технологий, экономики и сервиса будет работать такой учебный центр по подготовке и переподготовке кадров для отраслей машиностроения. На базе Авиационного техникума имени Чкалова – центр по машиностроительной отрасли.
На базе Острогожского аграрного техникума планируется создание центра по подготовке и переподготовке для оборонной промышленности и агропромышленного комплекса.
Планируется создание подобного центра в следующем году на базе Воронежского промышленно-гуманитарного колледжа по направлению, связанному с радиоэлектроникой.
На создание каждого из этих ресурсных центров было потрачено от 10 до 20 миллионов рублей. Финансирование в этом году продолжается, часть средств выделяется из областного бюджета, часть из федерального.
По второму вопросу выступил Попов Виталий Геннадьевич – заместитель руководителя Воронежского УФАС России.
Он сообщил, что Федеральная антимонопольная служба в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Закона «О защите конкуренции» ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии конкуренции в стране. Проект очередного доклада по итогам 2012 года разработан ФАС России и находится на обсуждении в различных общественных и консультативных советах.
В докладе приведены основные итоги проводимой в стране конкурентной политики, проанализированы наиболее значимые изменения законодательства, представлены результаты исследований состояния конкуренции в некоторых секторах экономики и на отдельных товарных рынках, рассмотрены основные проблемы их функционирования.
В рамках доклада был предложен ряд направлений совершенствования нормативного правового регулирования защиты конкуренции:
1. Исключение уведомительного контроля ряда сделок экономической концентрации.
В целях совершенствования антимонопольного регулирования и снижения административной нагрузки на бизнес было предложено исключить ряд сделок из уведомительного порядка в антимонопольные органы.
Принятие законопроекта позволит существенно снизить административную нагрузку на средних предпринимателей. При этом антимонопольные органы смогут сосредоточиться на крупных сделках, оказывающих существенное влияние на конкуренцию.
2. Установление антимонопольных требований к созданию государственных и муниципальных предприятий и к участию государства в уставном капитале хозяйственных обществ.
Законопроект предлагает дополнить Закон о защите конкуренции новой главой 5.1, предусматривающей антимонопольные требования к созданию государственных и муниципальных унитарных предприятий и участию государства в уставном капитале хозяйственных обществ. Данный пункт перекликается с пунктом 3 Дорожной карты и свидетельствует о том, что возможности органов государственной власти и местного самоуправления создавать подконтрольные им юридические лица будут не просто ограничены, а практически сведены к нулю на конкурентных рынках.
Хозяйственные общества, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству, могут создаваться лишь для решения социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства, в случаях:
– отсутствия иной возможности обеспечить национальную безопасность, обороноспособность государства и/или защиту интересов общества;
– использования стратегических объектов, находящихся в государственной собственности;
– неразвитости или недостаточной развитости конкуренции на товарном рынке, на котором создаются указанные хозяйственные общества.
Срок рассмотрения ходатайства предполагается ограничить 30 днями с даты его получения (с приложением необходимых документов).
В. Г. Попов отметил, что описанные изменения антимонопольного законодательства предполагают внесение изменений в Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В настоящее время законопроект проходит согласование с федеральными органами исполнительной власти.
3. Совершенствование норм об уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Законопроект предлагает внести изменения в Федеральный закон от 12.07.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Поправки в закон дают антимонопольному органу возможность при рассмотрении заявлений, материалов или дел о нарушении антимонопольного законодательства использовать результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные в целях выявления признаков преступления.
4. Совершенствование законодательства об административных правонарушениях.
В. Г. Попов рассказал, что также были внесены предложения по совершенствованию состояния конкурентной среды в Российской Федерации со стороны предпринимательского сообщества.
В частности, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» представила на этот счет предложения по следующим направлениям деятельности органов власти:
1. Реализация Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Нестационарная торговля.
Ситуации вокруг нестационарной торговли не уделялось должного внимания. Вместе с тем, по информации из различных регионов, ситуация с нестационарной торговлей далека от идеальной.
«ОПОРОЙ РОССИИ» проводился (выборочно в 15 субъектах РФ) мониторинг практики применения Закона о торговле» в отношении объектов нестационарной торговли. В ходе мониторинга был выявлен ряд проблем, среди которых отмечают такие, как отнесение стационарных торговых объектов к нестационарным, в некоторых субъектах не разработаны схемы размещения нестационарных торговых объектов, что дает в конечном итоге возможность для злоупотреблений и нарушения конкуренции.
Большинство опрошенных предпринимателей (более 90 %) отмечают, что ситуация с нестационарной торговлей не изменилась или даже ухудшилась после принятия Закона о торговле», во многом это связано с тем, что местные органы власти использовали свои полномочия для перераспределения объектов от одних хозяйствующих субъектов другим.
Также В. Г. Попов заметил, что негативные последствия имеет принятие новой редакции «СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила». Действующей редакцией СанПина устанавливаются требования к водоснабжению предприятий торговли, к канализации и др. Этим требованиям должны удовлетворять как стационарные, так и нестационарные предприятия торговли. Однако на практике нестационарные предприятия торговли не всегда имеют возможность обеспечиваться водоснабжением и канализацией. Особенно актуальна данная проблема для развозной, разносной, мобильной торговли.
2. Рынки в сфере образования.
В. Г. Попов сообщил, что необходимо обратить внимание на механизмы по реализации прав всех образовательных учреждений на получение государственной и муниципальной поддержки, участия в государственных и муниципальных программах и проектах, информационной открытости.
Проблематично искать конкуренцию в сфере профессионального образования без определения качественных, объективных показателей подготовки профессиональных кадров, создание которых невозможно, в условиях замкнутости процесса образования на отдельное ведомство: от определения потребности и финансирования, разработки учебных программ до итоговой аттестации специалиста.
3. Рынки в сфере здравоохранения и фармацевтики.
В. Г. Попов отметил, что самой эффективной в долгосрочном периоде мерой представляется реализация возможности выбора для населения СМО, а для страховщиков — медицинских учреждений. В настоящее время страховщики конкурируют только за страхователей; если же население получит реальную возможность выбирать СМО, они будут вынуждены проводить активную маркетинговую политику, расширять перечень оказываемых услуг, в результате у медицинских учреждений появится стимул к повышению качества медицинской помощи.
Основными направлениями развития конкуренции на рынке медицинских услуг и использования ценового механизма в рамках бюджетно-страховой модели обязательного медицинского страхования можно считать:
-  развитие конкуренции между страховыми компаниями;
- структурная реформа учреждений здравоохранения;
- изменение финансового механизма перечисления средств в медицинские учреждения, повышение заработной платы врачей и применение стимулирующих методик оплаты их труда.
4. Сфера размещения государственного заказа.
В настоящее время российская промышленность практически не формирует заказ на инновационные продукцию и услуги, производимые малыми и средними предприятиями. Такая ситуация сложилась ввиду отсутствия стимулов со стороны государства по созданию спроса на инновации.
Для устранения такой ситуации предлагается обременить госконтракт правилом «второй руки» - «обязательным процентом» работ (услуг, поставки комплектующих и пр.), выполняемых малыми компаниями на субконтрактной основе (при размещении госзаказа на крупных предприятиях).
Для эффективной реализации вышеуказанной нормы необходимо установить механизм юридического подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства для участия в госзаказе.
5. Рынки услуг связи.
В. Г. Попов обратил внимание собравшихся на то, что регионах России существует практика исключения из тарифов на установку, монтаж, размещение и сопровождение оборудования на технологических площадях филиалов ОАО «Ростелеком» для операторов связи ряда услуг. Одновременно данные услуги в обязательном порядке оказываются структурами «Ростелекома» по отдельным нерегулируемым тарифам. В результате общие затраты операторов связи на размещение технологического оборудования на площадях филиалов ОАО «Ростелеком» существенно превышают регулируемые тарифы, а рост этих затрат превышает темпы роста тарифов. Необходимо добиваться регулирования государством тарифов на все услуги, оказываемые филиалами ОАО «Ростелеком».
В результате обсуждения вопросов были одобрены следующие предложения:
1. Проработать вопрос о включении Воронежской области в число регионов, в которых будут внедряться пилотные проекты стандартов развития конкуренции в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
2. По Воронежской области сделать открытый реестр всех субъектов, которые получили преференции (раскрыть не только меры прямой поддержки, но и косвенные преференции (налоговые льготы и т.д.). Принять меры по совершенствованию контроля использования полученных преференций.

Дата проведения Совета: 
28 мая 2013, 15:00