Протокол №3 от 28.11.2013 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №3 от 28.11.2013 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Гончаров Юрий Фёдорович – генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области.
Присутствовали: члены ОКС:
Девлетукаев Николай Алексеевич – Член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Дегтярев Николай Михайлович – председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»;
Корнев Константин Викторович – президент Ассоциации рекламных агентств;
Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России;
Смикалов Андрей Борисович – председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Шендрик Ольга Анатольевна – специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Власов Анатолий Александрович – заместитель генерального директора – руководитель правового управления КПВО «Единая дирекция»; Климов Илья Александрович – начальник правового управления Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области; Крамаренко Светлана Викторовна – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Куклина Людмила Витальевна – начальник юридического управления ОАО «Газпром газораспределение Воронеж»; Машин Алексей Алексеевич – заместитель начальника отдела по борьбе с преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства ГУ МВД России по Воронежской области; Панкратьева Елена Витальевна – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Подлубная Зоя Борисовна – ведущий советник организационного отдела Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области; Попов Виталий Геннадьевич – заместитель руководителя Воронежского УФАС России; Сомова Елена Геннадьевна – член регионального центра НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль»; Степанов Роман Михайлович – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Черенков Игорь Васильевич – руководитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа город Воронеж; Шамрай Владимир Владимирович – ведущий эксперт Воронежского УФАС России.
Вопросы:
1. Антимонопольный контроль и развитие конкуренции в сфере ЖКХ.
2. Административные барьеры, возникающие в сфере малого и среднего предпринимательства, пути решения.
По первому вопросу выступила Панкратьева Елена Витальевна – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России.
Она отметила, что ЖКХ относится к числу наиболее проблемных сфер, где постоянно возникают вопросы, требующие вмешательства как различных городских структур, так и органов исполнительной власти. На сегодняшний день самой острой проблемой является то, что управляющие компании не выплачивают денежные средства поставщикам коммунальных ресурсов (энергоснабжения, теплоснабжения, водоотведения).
В Воронежское УФАС России систематически поступают обращения граждан на управляющие компании, однако Управление не наделено полномочиями по рассмотрению указанных обращений в силу того, что в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции», которым руководствуется Управление, меры антимонопольного реагирования могут быть приняты только в отношении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение. Однако в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса управляющая компания не может оказывать решающего влияния, поскольку жители многоквартирных домов в любое время могут прекратить деятельность соответствующей управляющей компании. Таким образом, ни одна управляющая компания г. Воронежа не занимает доминирующее положение и тем более нельзя признать доминирующее положение в рамках одного дома, как указывают в своих обращениях граждане, и меры антимонопольного реагирования к управляющим компаниям не могут быть применены.
Е. В. Панкратьева обратила внимание собравшихся на то, что Воронежское УФАС России в рамках возложенных на него полномочий осуществляет контроль соблюдения требований антимонопольного законодательства хозсубъектами, действующими на различных товарных рынках в сфере ЖКХ.
Среди основных нарушений, которые выявляются в сфере ЖКХ, выделяют такие как:
1. Навязывание условий, не относящихся к предмету договора, невыгодных для контрагентов;
2. Необоснованное прекращение оказания коммунальных услуг;
3. Необоснованный отказ заключить договор;
4. Угрозы одностороннего расторжения договора и многие другие.
При выявлении признаков нарушений ФЗ «О защите конкуренции» Управление возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства, после рассмотрения которого выносится решение либо о признании нарушения, либо об отсутствии оного. Если нарушение признается, то Управлением выдается предписание о его устранении.
Кроме того, при признании нарушения, возбуждается дело об административном правонарушении, налагается административный штраф, размер которого напрямую зависит от размера годовой выручки хозсубъекта и колеблется от 100 тысяч рублей до нескольких миллионов. К административной ответственности привлекается как юридическое лицо, допустившее нарушение, так и его исполнительный орган (руководитель).
Воронежским УФАС России рассматривались различные дела о нарушении антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ.
При обсуждении данного вопроса руководитель Воронежского УФАС России В. В. Рохмистров выступил с предложением прописать в договоре между ресурсоснабжающими организациями и ТСЖ или управляющей компанией те условия, которые бы позволили не ущемлять интересы добросовестных плательщиков, когда кто-то из жильцов не оплачивает услуги. Включение подобных условий в договор будет побуждать ТСЖ выявлять неплательщиков и взыскивать с них задолженность, так как на данный момент ТСЖ и УК этого не делают, хотя должны. Генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области Ю. Ф. Гончаров поддержал данную позицию.
Кроме того, В. В. Рохмистров предложил представителям ЖКХ Воронежской области обратиться в антимонопольное управление для решения данной проблемы. Сторонам необходимо предложить свои разногласия к договору, пройти процедуру урегулирования разногласий и только после этого можно будет признать позиции ресурсоснабжающей организации злоупотреблением своим доминирующим положением. Также он отметил, что необходимо обращаться за защитой своих прав в соответствии с гражданским кодексом в административный орган.
Также по первому вопросу выступил Машин Алексей Алексеевич – заместитель начальника отдела по борьбе с преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства ГУ МВД России по Воронежской области.
Он рассказал о проводимых ГУ МВД России по Воронежской области проверочных мероприятиях по соблюдению законности при реализации долгосрочной областной целевой программы «Чистая вода Воронежской области на период 2011-2017гг.», реализуемой Управлением ЖКХ и энергетики Воронежской области.
Так, при проведении подрядных работ в рамках реализации указанной программы в 2012 году, заказчиком-застройщиком во всех муниципальных контрактах выступало Государственное унитарное предприятие Воронежской области «Облкоммунсервис». Муниципальный заказчик организует оплату услуг заказчика-застройщика в следующем порядке:
- 3,3% в пределах бюджетных ассигнований по капитальным вложениям из областного бюджета;
- 3,3% от суммы бюджетных средств местного бюджета на строительство объектов муниципальной собственности.
А. А. Машин отметил, что данная оплата производилась в соответствии с приказом № 69 от 01.08.2011 года Управления ЖКХ и энергетики Воронежской области «Об установлении нормативов затрат на осуществление функций заказчика-застройщика», согласно которому норматив затрат составил 3,3%. Однако, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 468 в указанном приказе Управления ЖКХ норматив затрат не должен был превышать 2,14%. В настоящее время по данному факту направлен запрос в Министерство регионального развития для разъяснения законности завышения данного коэффициента.
В тексте договора между муниципальным заказчиком и ГУП ВО «Облкоммунсервис» отсутствует информация о том, что правовым основанием для его заключения является размещение заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов. Фактически муниципальным заказчиком проведение торгов не осуществлялось.
Учитывая, что финансирование указанных работ осуществляется за счет средств бюджета, договор (контракт) с лицом, осуществляющим строительный контроль, должен заключаться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ. Исходя из изложенного, заключение договора на осуществление функций заказчика-застройщика без соблюдения процедур (торгов), установленных Законом № 94-ФЗ, не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
А. А. Машин заметил, что при проведении подрядных работ в рамках реализации указанной программы в 2012 году, главы администраций муниципальных районов Воронежской области, используя своё служебное положение при заключении договоров с ГУП ВО «Облкоммунсервис», не осуществили организацию проведения торгов согласно законодательству о размещении заказов по оказанию услуг строительного контроля. Вследствие чего было допущено неэффективное использование бюджетных денежных средств, а также ограничен доступ на рынок услуг по проведению строительного контроля физическим и юридическим лицам, нарушено развитие добросовестной конкуренции.
В настоящее время материалы проверок по указанным фактам согласовываются со следственными органами на предмет дачи правовой оценки действиям глав администраций Воронежской области в части несоблюдения Федерального закона № 94.
По второму вопросу выступил Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России.
Он сообщил, что вопросы преодоления административных барьеров подробно прописаны в двух программах – Программе по поддержке малого и среднего бизнеса и Программе по развитию конкуренции в Воронежской области на период 2010-2012 гг., которая затем была пролонгирована на период 2013-2015гг., в ней были определены некоторые усиливающие позиции, новые товарные рынки. Благодаря выполнению разделов этих двух программ в Воронежской области была создана широкая сеть многофункциональных центров, где можно получить любую государственную или муниципальную услугу, когда отсутствуют какие-либо контакты между бюрократом-чиновником и гражданином.
В. В. Рохмистров рассказал, что Воронежское УФАС России в режиме обратной связи проводит регулярные выезды в районы. В рамках данных выездов организуются приемы граждан, а также инспекции проверяют акты органов местного самоуправления на предмет наличия барьеров, просрочек и т.д. Подобная работа позволяет сделать выводы о том, что в направлении снижения барьеров для развития малого и среднего предпринимательства были достигнуты положительные успехи. Обращения граждан рассматриваются вовремя, необходимые документы и заключения выдаются оперативно. Также существует определенная прозрачная процедура, которая прописана действующим законодательством, когда в средствах массовой информации, на сайтах размещается полная информация об имуществе, о ресурсах и проводятся публичные торги.
Подобные публичные процедуры за 3 года позволили Воронежской области выйти в десятку лидеров, хотя по оценкам Всемирного банка из 35 обследуемых регионов 3,5 года назад Воронежская область приближались к третьей десятке. Также стоит отметить, что сроки по рассмотрению, по прохождению всех документов на строительство и на ввод новых объектов капитального строительства сокращены в Воронежской области в 3,5 раза.
Этих результатов удалось достичь благодаря совместной работе, когда правительство области, ТПП Воронежской области, федеральные структуры и территориальные органы, органы местного самоуправления объединили усилия и в рамках 210 закона организовали предоставление государственных и муниципальных услуг, которые востребованы потребителями.
В результате обсуждения вопросов были одобрены следующие предложения:
Проработать вопрос о доработке договоров между ресурсоснабжающими организациями и ТСЖ или управляющими компаниями в части определения условий, позволяющих не ущемлять интересы добросовестных плательщиков.

Дата проведения Совета: 
28 ноября 2013, 13:25