Протокол №2 от 10.06.2014 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №2 от 10.06.2014 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России.
Присутствовали: члены ОКС:
Девлетукаев Николай Алексеевич – Член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Дегтярев Николай Михайлович – председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»;
Корнев Константин Викторович – президент Ассоциации рекламных агентств;
Лютикова Марина Владимировна — президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области;
Смикалов Андрей Борисович – председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Шендрик Ольга Анатольевна – специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Гайдуков Александр Викторович – главный юрисконсульт ОАО «Пивоваренная компания Балтика»; Логошин Андрей Владимирович – заместитель руководителя-начальник информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России; Панкратьева Елена Витальевна – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Полухин Сергей Иванович – начальник отдела контроля органов власти Воронежского УФАС России; Попов Виталий Геннадьевич – заместитель руководителя Воронежского УФАС России; Степанов Роман Михайлович – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Шамрай Владимир Владимирович – ведущий эксперт Воронежского УФАС России; Шамарий Вячеслав Владимирович – руководитель Центра делового образования при Торгово-промышленной палате Воронежской области.
Вопросы:
1. Мониторинг реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». Итоги реализации Программы развития конкуренции в Воронежской области.
2. Практика работы по реализации специализации Управления.
3. Административные барьеры в сфере деятельности малого и среднего предпринимательства. Обсуждение конкурентных и проконкурентных практик действий органов власти.
По первому вопросу выступил Логошин Андрей Владимирович – заместитель руководителя-начальник информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России.
В своем докладе он сообщил, что в ходе реализации утвержденной программы развития конкуренции по итогам 2013 года ответственными органами исполнительной власти Воронежской области были достигнуты все целевые индикаторы. По некоторым пунктам таким как, например индикаторы, характеризующие доступность для населения государственных и муниципальных услуг, уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг (на базе АУ «МФЦ») достиг 86% от запланированных 70%.
В сфере здравоохранения доля организаций негосударственной и немуниципальной собственности, включенных в Территориальную программу обязательного медицинского страхования, в общем объеме участников Территориальной программы обязательного медицинского страхования превысила 16,5%, что на 10% больше запланированного.  
Доля государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, переведенных на оплату медицинской помощи по результатам деятельности 77,9% что более чем на 15% больше от запланированного.
В жилищно-коммунальной сфере доля многоквартирных домов, в которых собственники реализуют способ управления посредством управляющей организации частной формы собственности, составила 64,7% против 47,5% запланированных.
Вместе с тем А. В. Логошин отметил тот факт, что выполнение программы во многом зависит от эффективного взаимодействия между всеми заинтересованными структурами региона и общественными организациями.
На сегодняшний день вовлеченность бизнеса в выполнение положений программы если не отсутствует совсем, то ведется довольно пассивно. Хотя программа развития конкуренции является именно тем инструментом, при использовании которого можно влиять на развитие конкуренции в той или иной отрасли.
Также А. В. Логошин сообщил, что совсем недавно был принят документ, направленный на выработку мер развития конкуренции на федеральном уровне – План мероприятий («Дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (принят Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2579-р).
На данный момент предметом плана мероприятий («дорожной карты») являются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными «дорожными картами», разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции, а именно:
- включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти;
- внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
- снижение доли государственного сектора в экономике;
- развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;
- развитие конкуренции при осуществлении закупок;
- упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования.
А. В. Логошин отметил, что наметилось улучшение в целом ситуации с исполнением мероприятий «дорожной карты» со сроком исполнения – 2013 год (доля неисполненных мероприятий снизилась до 25%).
В 2014 году приняты следующие нормативные правовые акты:
- План мероприятий по развитию конкуренции на газовых рынках и в сфере трубопроводного транспорта (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 115-р);
- План мероприятий «Развитие конкуренции в сфере электросвязи» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 130-р).
Также был разработан Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации во исполнение пункта 2 («Внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации») плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики.
Целями Стандарта являются:
1) установление требований к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленной на создание условий для развития конкуренции в отраслях экономической деятельности хозяйствующих субъектов данной территории;
2) обеспечение реализации системного и единообразного подхода к деятельности по развитию конкуренции на всей территории Российской Федерации, с учетом специфики функционирования региональной экономики и рынков;
3) формирование прозрачной системы работы региональных органов государственной власти в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности, граждан Российской Федерации и общества в целом;
4) создание стимулов и условий для развития и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, устранения административных барьеров;
5) обеспечение достижения ключевых целевых показателей, характеризующих развитие конкуренции на рынках субъектов Российской Федерации.
В ходе обсуждения данного вопроса руководитель Воронежского УФАС России В. В. Рохмистров выступил с предложением активизировать работу по реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». Предложение было поддержано участниками заседания.
По второму вопросу выступил Степанов Роман Михайлович – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России.
Он сообщил, что Воронежское УФАС России является специализированным территориальным органом ФАС России по теме: «Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам (статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») (в том числе в части препятствий доступу иным хозяйствующим субъектам на рынок работ по присоединению объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, также путем необоснованного отказа в выдаче заказчикам разрешений на присоединение объектов к своим газовым сетям)».
Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 утверждены «Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению».
Р. М. Степанов отметил, что зачастую положения указанных Правил пользования газом не соответствуют законодательству Российской Федерации:
1. В соответствии с п. 2 Правил пользования газом, специализированная организация - газораспределительная организация, осуществляющая по договору с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Р. М. Степанов обратил внимание собравшихся на то, что указанное определение специализированной организации, которым пронизаны все положения Правил пользования газом, априори приводит к искусственной монополизации на законодательном уровне рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее рынок ТО и ремонта ВДГО (ВКГО) и, соответственно, недопущению конкуренции на указанном рынке, поскольку согласно п. 2 Правил пользования газом, специализированой организацией, которая вправе осуществлять деятельность по ТО и ремонту ВДГО (ВКГО), может быть только газораспределительная организация.
В связи с этим, указанным определением необоснованно исключается деятельность потенциальных хозяйствующих субъектов на рынке, так как возможность доступа на рынок ТО и ремонта ВДГО (ВКГО) ставится в зависимость от наличия у той или иной организации статуса газораспределительной организации.
В конечном итоге потребители услуги ТО и ремонта ВДГО (ВКГО) вправе заключить соответствующий договор только с газораспределительной организацией и лишены потенциальной возможности выбора, помимо газораспределительной организации, исполнителя указанной услуги в зависимости от цены, качества оказываемой услуги и иных критериев, способствующих определению выбора потребителя лица, имеющего возможность оказывать аналогичные услуги.
Между тем, в соответствии со статьей 6 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Однако, в силу определения специализированной организации, указанного в п. 2 Правил пользования газом, соответствующий изготовитель газового оборудования не может выполнять свои гарантийные обязательства на безвозмездной основе при обращении к нему потребителя, в том числе по ремонту этого оборудования, а потребитель, соответственно, за получением этой услуги вынужден обращаться исключительно в газораспределительную организацию, которая оказывает данные услуги, как правило, только на платной основе.
Р. М. Степанов заметил, что такое положение дел на рынке ТО и ремонта ВДГО (ВКГО), несомненно, создает неблагоприятные последствия и ущемляет интересы неопределенного круга потребителей данных услуг, поскольку лишает последних права на получение от изготовителя газового оборудования услуги по безвозмездному гарантийному ремонту этого оборудования и права выбора других лиц, имеющих возможность оказывать аналогичные услуги на этом рынке, в том числе по конкурентным ценам и более высокому уровню качества оказания этих услуг.
В связи с этим, в рассматриваемом случае п. 2, а также другие положения Правил пользования газом, предусматривающие исключительное право оказания услуг по ТО и ремонту ВДГО (ВКГО) газораспределительной организации прямо противоречат ст. 6 Закону РФ «О защите прав потребителей».
Р. М. Степанов отметил, что решением указанного противоречия послужило бы внесение изменений в п. 2 Правил пользования газом, в части изменения определения специализированной организации, исключив из него положения о том, что такой организацией является газораспределительная организация. При этом, определение специализированной организации изложить в следующей редакции: «специализированная организация – организация независимо от организационно-правовой формы, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».
Кроме того, услуги по ТО ВДГО и услуги по ремонту ВДГО могут быть оказаны любой организацией, получившей в установленном порядке допуск к выполнению данных работ (услуг), как в рамках единого договора, заключенного потребителем с какой-либо одной организацией, так и по отдельным договорам, заключенным потребителем по своему выбору с различными организациями, в том числе и непосредственно изготовителем газового оборудования.
Одновременно с этим, оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению газового оборудования в силу специфики этой деятельности, должно осуществляться газораспределительной организацией.
2. В соответствии с п/п. «а» п. 17 Правил пользования газом, заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирного дома является управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
Таким образом, исходя из правового смысла указанного пункта Правил пользования газом, следует, что в случае, если исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению являются управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, то только они могут выступать заказчиком по договору ТО и ремонта ВДГО.
Р. М. Степанов отметил, что вместе с тем, на практике достаточно часто, несмотря на выборный способ управления многоквартирным домом – «управляющая организация», указанные лица не являются исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению в силу наличия прямых расчетов между газоснабжающей организацией и собственников помещений многоквартирного дома.
В такой ситуации потребители – собственники помещений многоквартирного дома вообще лишены права на получение услуги по ТО и ремонту ВДГО, поскольку в силу п/п. «а» п. 17 Правила пользования газом заказчиком по таким договорам может лишь исполнитель коммунальной услуги по газоснабжению.
В связи с этим, действующая редакция п/п. «а» п. 17 Правил пользования газом необоснованно ограничивает круг лиц, которые имеют право выступать в качестве заказчика по договору ТО и ремонта ВДГО.
Р. М. Степанов сообщил, что решением указанной проблемы является необходимость внесения изменения в п/п. «а» п. 17 Правил пользования газом, в части расширения круга лиц, имеющих право на заключение договора ТО и ремонта ВДГО, в частности, помимо исполнителя коммунальной услуги по газоснабжению, таким правом должны обладать любое лицо, осуществляющее управление общим имуществом многоквартирного дома, а также непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме, в том числе при выбранном способе управления многоквартирным домом - «управляющая организация».
По результатам обсуждения данного вопроса участники заседания одобрили указанные выше способы решения сложившихся проблем в данной сфере. Было принято решение рекомендовать Воронежскому УФАС России проработать вопрос о направлении в ФАС России предложений по приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации положений Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (ред. от 15.04.2014).
Также по второму вопросу выступила Панкратьева Елена Витальевна – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России.
Она отметила, что Воронежское УФАС России является специализированным территориальным органом ФАС России по теме: рынок «кристаллического сахара».
Управлением осуществляется мониторинг соблюдения законодательства на указанном рынке, а также анализируется состояние конкуренции на нем.
Е. В. Панкратьева сообщила, что на территории Воронежской области деятельность по переработке сахарной свеклы осуществляют девять сахарных заводов, восемь из которых кроме ОАО «Воронежсахар» принадлежат ОАО «Продимекс-Холдинг», а именно: ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод», ОАО «Ольховатский сахарный комбинат», ОАО «Перелешинский сахарный комбинат», ООО «Садовский сахарный завод», ООО «Эртильский сахар», ОАО «Хохольский сахарный комбинат», ОАО «Лискисахар», ООО «Кристалл».
Данное обстоятельство дает возможность компании «Продимекс» оказывать решающее влияние на общие условия купли-продажи сахарной свеклы на территории Воронежской области.
В связи с этим Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, была проведена проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства компанией «Продимекс», а именно: была проанализирована информация по заключаемым компанией договорам, информация о том, одинаковые ли условия для всех сельхозтоваропроизводителей сахарной свеклы и кристаллического сахара и т.д. Случаев отказа перерабатывающих предприятий в заключении договоров с поставщиками сахарной свеклы не выявлено.
По результатам проверки нарушений антимонопольного законодательства в деятельности компании «Продимекс» Управлением не установлено.
За 2013, 2014 годы ни одного обращения от сельхозтоваропроизводителей сахарной свеклы на нарушение антимонопольного законодательства в Управление не поступило.
Е. В. Панкратьева отметила, что согласно проведенному анализу состояния конкуренции на рынке реализации кристаллического сахара на территории Воронежской области, а также в результате анализа информации, которая была собрана Управлением с территориальных органов Федеральной антимонопольной службы о проблемах на рынке реализации сахара кристаллического, полученную от Курского, Орловского, Тамбовского, Башкортостанского УФАС были выявлены следующие барьеры и особенности на указанном рынке:
1. Отсутствие средств на внедрение новых технологий не позволяет повысить коэффициент извлечения сахара из сахарной свеклы, вследствие чего заводы несут большие потери сахара при переработке, при этом необходима реконструкция и усовершенствование производственных линий и оборудования существующих сахарных заводов;
2. Неравномерное географическое расположение сахарных заводов на территориях указанных областей, ограничивает возможность производителей поставлять сахарную свеклу на переработку существующим заводом.
3. Финансовая устойчивость заводов не имеющих своей сырьевой базы или удаленных от нее существенно ниже, чем у производителей, которые выращивают собственную сахарную свеклу, и соответственно меньше зависят от других сельхозтоваропроизводителей.
4. Климатические условия усугубляют ситуацию на указанном рынке — из-за непогоды, часть площадей сахарной свеклы приходится пересевать. Стоит отметить и недостаток качественного посевного материала.
5. Неудовлетворительное состояние дорог, высокие тарифы на электроэнергию, удаленность сырьевой базы.
В целом рынок кристаллического сахара открыт для межрегиональной торговли. Подтверждением открытости рынка кристаллического сахара  является отсутствие административных барьеров при его передвижении.
По третьему вопросу выступил Полухин Сергей Иванович – начальник отдела контроля органов власти Воронежского УФАС России.
Он отметил, что малое предпринимательство сегодня - это относительно самостоятельный сектор рыночной экономики, имеющий ряд очевидных преимуществ по отношению к крупным субъектам предпринимательской среды: способность быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, высокая степень мобильности, свободы поиска и выбора способов экономических действий.
Вместе с тем субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, а значит, нуждаются в содействии со стороны государства для поддержания рыночной конкуренции, обеспечения внутренней стабильности и саморазвития этого сектора.
В этой связи в последние годы поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из ключевых направлений экономической политики в России. На федеральном уровне ведется непрерывная работа по созданию нормативно-правовой базы системы поддержки малых предприятий в России. Основной упор в этой области делается на обеспечении для них благоприятных конкурентных условий на всех рынках товаров и услуг, что вполне объяснимо, поскольку именно развитие и поддержка конкуренции является залогом развития малого и среднего бизнеса.
С. И. Полухин отметил, что на сегодняшний день в целях реализации государственной конкурентной политики уже разработаны и действуют механизмы финансового, информационного и иного содействия развитию малого и среднего бизнеса (например, в сфере государственного заказа и государственных продаж внедрена открытая и прозрачная информационная система – www.zakupki.gov.ru и www.torgi.gov.ru, малым предприятиям для участия в торгах предоставлены новые гарантии и льготы, действует методика дробления лотов в госзаказе).
На федеральном уровне создана единая инфраструктура поддержки и антимонопольной защиты малого предпринимательства, основанная на положениях ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в  РФ», ФЗ «О защите конкуренции», «Дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» от 28 декабря 2012 г. №2579-р, Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования на период 2013-2024 гг.
Кроме того, образована Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, Экспертный совет по поддержке малого и среднего предпринимательства при ФАС России.
Масса мероприятий запланирована и на ближайшее десятилетие. Так, Стратегией развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2024 гг. перед уполномоченными государственным органами ставятся следующие цели:
1) ликвидировать государственные и муниципальные унитарные предприятия во всех конкурентных секторах экономики, за исключением предприятий, действующих в сфере обороны и безопасности страны;
2) разработать и реализовать эффективные программы обучения для внешней среды (малый, средний, крупный бизнес) в части применения антимонопольного законодательства для защиты конкуренции;
3) разработать меры, направленные на развитие конкуренции и сокращение избыточного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках деятельности Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от административного давления со стороны органов власти и местного самоуправления, установить в этих целях постоянное взаимодействие с союзами (ассоциациями) субъектов малого предпринимательства;
5) повысить вовлеченность предприятий малого и среднего бизнеса в кооперационные процессы деятельности субъектов естественных монополий;
6) стимулировать вовлеченность предприятий малого и среднего бизнеса в выполнение государственного заказа.
С. И. Полухин сообщил, что деятельность по воплощению в жизнь этих установок и практическая работа по развитию конкуренции вследствие регионального характера большей части рынков товаров, работ и услуг концентрируется на региональном уровне. В этой связи основная масса мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства и формированию конкурентной бизнес-среды осуществляется непосредственно в субъектах РФ уполномоченными органами власти.
Воронежская область относится к числу тех регионов, где система поддержки малого бизнеса наиболее развита: в районных центрах области действуют более 20 Центров поддержки предпринимательства и 8 муниципальных фондов, приняты Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Воронежской области» и областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011-2015 годы». Последняя определяет ряд ориентиров региональной экономической политики:
1) развитие инфраструктуры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных районов (городских округов);
2) активное вовлечение муниципалитетов в реализацию на территории муниципальных образований программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе с привлечением средств субсидий областного бюджета;
3) обеспечение информационной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса области по всем вопросам начала и ведения предпринимательской деятельности, включая информацию о мерах господдержки и защите прав предпринимателей;
4) повышение информированности предпринимателей о региональных рынках, потребности в товарах и услугах, возможностях участия в выставках и ярмарках, в том числе межрегиональных и международных;
5) стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий, в том числе через систему государственного и муниципального заказа.
В этих целях Департамент по развитию предпринимательства  и потребительского рынка Воронежской области: предоставляет субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляет мониторинг развития предпринимательства, выявление проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, оказывает юридических услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, поддерживает муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.
С. И. Полухин заметил, что набор средств влияния на конкурентную среду у Правительства Воронежской области достаточно широк и, что важно, имеет ярко-выраженную финансово-кредитную направленность. Такого рода экономическая политика в свою очередь предопределяет широкое участие Воронежского УФАС в осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти Воронежской области. Причем основная задача Управления в этой сфере – недопущение ситуации на рынке, когда конкуренция ограничена.
В этой связи на первый план выходят такие контрольные полномочия УФАС, как:
– проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления Воронежской области на предмет соблюдения процедур продажи (сдачи в аренду) субъектам малого предпринимательства земли и помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
– контроль соответствия нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления по вопросам организации и осуществления  деятельности малыми предпринимателями антимонопольному законодательству;
– анализ практики предоставления государственных преференций субъектам малого бизнеса с целью уточнения допустимых и недопустимых практик предоставления помощи (преференций);
– проверка соблюдения процедур предоставления субсидий малым предприятиям    на предмет соответствия их законодательству о конкуренции;
– наблюдение за исполнением требований антимонопольного законодательства о порядке участия субъектов малого предпринимательства сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С. И. Полухин обратил внимание собравшихся на тот факт, что в свете вступления в силу с 1 января 2014 г.  нового Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» особое внимание стоит обратить на соблюдение органами государственной власти и органами местного самоуправления Воронежской области антимонопольного законодательства в части порядка участия в  госзакупках малых предприятий.
Эффективное размещение государственного заказа выступает предпосылкой развития конкуренции на товарных рынках Воронежской области. Действующая в регионе система закупок направлена на повышение их эффективности, минимизацию затрат и пресечение коррупции. Вместе с тем, к первоочередным мерам развития конкуренции в этой сфере относится увеличение закупок на конкурентных принципах, в частности, расширение возможностей субъектов малого бизнеса для участия в системе государственного заказа и закупок.
В этом аспекте исключительно важным является обеспечение Воронежским УФАС высокого качества действий государственных и муниципальных заказчиков Воронежской области, направленных на развитие конкуренции, в том числе в среде малого предпринимательства, и основанных на соблюдении установленных норм и правил, регламентирующих процесс размещения заказов.
Основное прогрессивное значение ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для малого бизнеса заключается в законодательном закреплении преимуществ для субъектов малого предпринимательства:
1) В соответствии с положениями ст. 30 Закона №44-ФЗ заказчики (за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии) обязаны осуществлять закупки, в частности, у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком;
2) Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб;
3) Участниками закупок путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений должны быть только субъекты малого предпринимательства;
4) Размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.
С. И. Полухин сообщил, что антимонопольный контроль за соблюдением этих условий может осуществляться путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов Воронежской области, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд Воронежской области и муниципальных нужд муниципальных образований, а также в ходе рассмотрения жалоб.
При этом особое внимание в связи с активным развитием электронных торгов следует уделять контролю в отношении операторов электронных площадок. К слову, антимонопольный контроль в области осуществления государственных заказов и закупок скоро и вовсе переместится в сферу виртуального пространства, поскольку с 1 января 2015 года  вступают в силу положения 44-ФЗ о единой информационной системе, в которой будут содержаться все сведения, касающиеся осуществляемых в стране государственных закупок и заказов, а с 1 января 2016 года единая информационная система становится механизмом обеспечения аудита над соответствием данных, содержащейся в разных документациях, касающихся закупок. Более того, с этого момента  на заказчиков возлагается обязанность осуществлять закупки только в соответствии с «планом-графиком», который включает в себя перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год, и ежегодно размещать в единой информационной системе отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства. Естественно, что часть функций по мониторингу проводимых аукционов будет возложена и на территориальные органы ФАС России. Поэтому в ближайшие 2 года должна быть проведена масштабная работа по разработке специальных средств и методов антимонопольного контроля за органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках единой информационной системы.
Центральным аппаратом ФАС России совместно с федеральными органами власти и органами власти Воронежской области, уполномоченными осуществлять контроль за размещением государственного заказа должна быть подготовлена соответствующая правовая база - приказы, разъяснения, рекомендации, методические указания,  а также необходимое программное, информационное, техническое обеспечение.
Таким образом, активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям, совершенствование антимонопольного законодательства и правоприменительной практики, направленной на обеспечение равных условий конкуренции, отказ от дискриминации любых производителей должны стать одним из важнейших приоритетов экономической политики.

В результате обсуждения вопросов были одобрены следующие предложения:
1. Активизировать работу по реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
2. Проработать вопрос о направлении в ФАС России предложений по приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации положений Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (ред. от 15.04.2014).
3. Активизировать работу по снижению административных барьеров в сфере деятельности малого и среднего предпринимательства с профильными департаментами Правительства Воронежской области.

Дата проведения Совета: 
10 июня 2014, 11:26