Протокол №1 от 18.03.2015 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №1 от 18.03.2015 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России
Присутствовали: члены ОКС:
Гончаров Юрий Федорович – генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области
Девлетукаев Николай Алексеевич – Член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Корнев Константин Викторович – президент Ассоциации рекламных агентств;
Лютикова Марина Владимировна – президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области;
Наумов Сергей Дмитриевич – председатель Воронежского регионального Союза предпринимателей «Опора»
Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России;
Смикалов Андрей Борисович – председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Шендрик Ольга Анатольевна – специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Бельтюков Илья Юрьевич – генеральный директор ООО ВЦ «ВЕТА»; Кузнецов Михаил Иванович – представитель НП «Региональный центр негосударственных структур безопасности»; Чушкин Денис Юрьевич – заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок Воронежского УФАС России; Шамрай Владимир Владимирович – ведущий эксперт Воронежского УФАС России.
Вопросы:
1. О мерах по развитию конкуренции на территории Воронежской области.
2. О практике взаимодействия контролирующих органов при выявлении нарушений в сфере размещения государственных заказов в Воронежской области.
3. О соблюдении правил делового оборота на рынке охранных услуг.
4. Разное.
По первому вопросу выступил Шамрай Владимир Владимирович – ведущий эксперт Воронежского УФАС России.
В своем докладе он сообщил, что как в Воронежской области, так и в целом по стране идет внедрение стандарта развития конкуренции. Он прошел апробацию в 6 пилотных регионах и сейчас внедряется во всех субъектах Российской Федерации. Со стандартом, как и с другими материалами по данной тематике при необходимости можно ознакомиться на официальном портале органов власти Воронежской области в разделе Департамента экономического развития правительства области.
В Воронежской области содержание работы по внедрению стандарта развития конкуренции определено п. 2 распоряжения правительства Воронежской области от 03.12.2014 № 996-р «О внедрении на территории Воронежской области стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», которое принято в целях исполнения Плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2579-р.
В. В. Шамрай отметил, что в соответствии с рекомендациями, которые содержатся в апробированном Стандарте развития конкуренции, Уполномоченным органом, ответственным за координацию работы исполнительных органов государственной власти Воронежской области по содействию развитию конкуренции в Воронежской области, определен департамент экономического развития Воронежской области.
В декабре 2014 года – феврале 2015 года были проведены рабочие совещания с  исполнительными органами государственной власти Воронежской области, а также представителями Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, Торгово-промышленной палаты и иных общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей и потребителей Воронежской области. На совещаниях рассматривались различные вопросы, в том числе вопрос отбора приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Воронежской области, разработки предложений в План мероприятий («дорожную карту») по содействию развитию конкуренции в Воронежской области.
По результатам обсуждений был сформирован проект приоритетных и социально значимых рынков, на которых в первую очередь планируется апробировать меры, содействующие развитию конкуренции в Воронежской области, проект был размещен на информационных ресурсах в сети Интернет (Портале Воронежской области, официальном сайте департамента экономического развития области и Инвестиционном Портале) для общественного обсуждения заинтересованными сторонами.
В. В. Шамрай также обратил внимание собравшихся на то, что Перечень социально значимых рынков (6 рынков) определен в соответствии с требованиями Стандарта развития конкуренции, обобщающего лучшие практики развития конкурентной среды в субъектах Российской Федерации. Разработанный в данном блоке комплекс мероприятий, ориентированный на создание условий для повышения качества и доступности оказываемых населению услуг на таких социально значимых рынках, как рынок услуг дошкольного образования, рынок медицинских услуг, рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства, услуг связи, розничная торговля и рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом, получил одобрение членов Совета.
Также важным моментом является вопрос по составу приоритетных для развития конкуренции рынков. Они сформированы по результатам оценки состояния и развития конкурентной среды на отраслевых товарных рынках региона. При обосновании приоритетных рынков были использованы материалы Федеральной антимонопольной службы, результаты проведенных опросов предпринимателей и населения области о степени их удовлетворенности стоянием и развитием конкуренции, результаты экспертной оценки существующих ограничений конкуренции, полученные от общественных организаций, экспертов из предметных областей. На данный момент предложены три таких рынка: рынок сельскохозяйственной техники, рынок овощной продукции, рынок туристических услуг.
В ходе обсуждения состава приоритетных для развития конкуренции рынков членами Совета были высказаны предложения о проведении дополнительного обоснования приоритетности развития конкуренции по ряду товарных рынков области, в числе которых предлагались рынки плодоовощной и ягодной продукции, молочного производства и производства мяса и др.
На совещаниях обсуждался также план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Воронежской области. Это достаточно объемный документ, целью которого является:
– внедрение Стандарта развития конкуренции;
– организация исполнения мероприятий по содействию развитию конкуренции для каждого из утвержденных социально значимых и приоритетных рынков Воронежской области;
– включение функций развития конкуренции в приоритеты деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области;
– снижение доли государственного сектора в экономике Воронежской области;
– развитие конкуренции при осуществлении закупок;
– повышение уровня защиты прав потребителей;
– устранение избыточного государственного регулирования и снижение административных барьеров.
В «дорожной карте» определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции, в том числе организационно-методические по внедрению Стандарта развития конкуренции, повышению информационной прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области, реализация которых будет способствовать развитию добросовестной конкуренции и созданию эффективной конкурентной среды на рынках товаров и услуг на территории региона.
В. В. Шамрай заметил, что другим важным моментом является то, что «Дорожная карта» предусматривает включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности исполнительных органов государственной власти. Подобная мера позволит стимулировать интерес органов государственной власти к работе над развитием конкуренции в регионе.
По итогам заседания Совета при Правительстве Воронежской области принято решение доработать с учетом поступивших замечаний и предложений перечень приоритетных рынков и план мероприятий («дорожную карту») по содействию развитию конкуренции в Воронежской области.
В. В. Шамрай отметил, что участники Общественно-консультативного совета при Воронежском УФАС России также могут внести свой вклад в эту работу. Успех в дальнейшем будет в значительной степени зависеть от функционирования механизмов, задействованных в Стандарте развития конкуренции и работающих на развитие конкуренции. Причем многие из этих механизмов еще необходимо создавать и, что очень важно, научиться ими пользоваться.
Члены Общественно-консультативного совета при Воронежском УФАС России могут помочь в формировании таких механизмов. Особое внимание при этом следует уделить вопросам связанным с:
- разработкой предложений по составу приоритетных рынков и плану мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Воронежской области;
- подготовкой Доклада по состоянию конкуренции в регионе. Согласно Указу Президента, оценка деятельности региона и, соответственно, губернатора будет осуществляться с учетом результатов работы по развитию конкуренции; следует исходить из того, что в докладе может содержаться любая информация, которую регион сочтет нужным указать - описание проблем, возникающих при внедрении Стандарта, информация о барьерах входа на рынок, о нарушениях конкурентного законодательства и др., материалы с оценкой состояния конкуренции в отдельных отраслях и секторах экономики, предложения субъекта Российской Федерации в части корректировки содержания Стандарта, характеристика качества сотрудничества территориальных органов власти при внедрении Стандарта и др.;
- организацией работ по реализации мероприятий «дорожной карты» на уровне муниципальных районов области;
- проведением мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона по удовлетворенности качеством товаров и услуг прямых потребителей, данных по восприятию и динамике оценки потребителями состоянием ценовой конкуренции между продавцами товаров и услуг в регионе;
- мониторинга удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона;
- организацией исполнения требований Стандарта развития конкуренции об осуществлении общественного контроля деятельности субъектов естественных монополий;
- обеспечением повышения уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в регионе.
В. В. Шамрай сообщил, что предложения по решению этих и любых иных вопросов, связанных с развитием конкуренции в Воронежской области можно направить как в Общественно-консультативный совет при Управлении, так и непосредственно в Совет по развитию конкуренции при Правительстве Воронежской области.
При обсуждении данного вопроса председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков» А. Б. Смикалов отметил, что важно проверить актуальность целевых показателей, установленных при реализации Стандарта развития конкуренции, а также то, насколько учитывается при этом их соотношение с действительностью.
Президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области Лютикова М. В. предложила включить в «дорожную карту» меры по организации развозной торговли, которые будут способствовать как развитию конкурентной среды в сфере розничной торговли, так и стабилизации ценовой ситуации на соответствующих рынках.
Генеральный директор ООО ВЦ «ВЕТА» И. Ю. Бельтюков отметил, что для успешного достижения намеченных показателей по развитию конкуренции крайне важно проводить активную информационную работу о проводимых мероприятиях, а также организовать механизм обратной связи с участниками рынка, предпринимателями.
Президент Ассоциации рекламных агентств К. В. Корнев предложил в 4 квартале 2015 года обсудить промежуточные результаты работы по реализации Стандарта развития конкуренции.
Члены совета поддержали вышеуказанные предложения.
По второму вопросу выступил Чушкин Денис Юрьевич – заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок Воронежского УФАС России.
В своем докладе он отметил, что в целях стабилизации сложившейся ситуации в новых экономических условиях необходимо обращать внимание на экономию бюджетных средств и поддержку малого предпринимательства. Одним из рычагов достижения поставленных целей является надлежащий контроль в сфере государственных и муниципальных закупок.
Кроме того, одним из факторов национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации является степень прозрачности ведения бизнеса. Его показателем служит количество заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, поступивших в территориальные органы ФАС России от граждан и организаций по Федеральным законам № 223-ФЗ от 18.07.2011 и № 44-ФЗ на 1 тысячу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в субъекте РФ.
Д. Ю. Чушкин сообщил, что Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2014 года, предусматривает три уровня (вида) уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок органов (в зависимости от источника финансирования):
- федеральный орган исполнительной власти – Федеральная антимонопольная служба;
- органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации – в Воронежской области – Контрольное управление правительства Воронежской области;
- органы местного самоуправления – комиссии по контролю в сфере закупок, финансовые отделы, ревизионные комиссии.
При осуществлении контрольной деятельности за соблюдением требований законодательства о закупках указанные органы проводят плановые и внеплановые проверки заказчиков, рассматривают жалобы участников закупок, выдают предписания о прекращении нарушений законодательства о закупках, обращаются с исками в суд о признании торгов и сделок недействительными. Воронежское УФАС России и Контрольное управление правительства области также привлекают виновных лиц к административной ответственности. Кроме того, антимонопольный орган недобросовестных исполнителей госконтрактов включает в соответствующий реестр, что не позволяет им 2 года участвовать в государственных тендерах.
Также Д. Ю. Чушкин отметил, что уже несколько лет подряд Прокуратурой Воронежской области на каждое полугодие составляются Межведомственные комплексные планы мероприятий по усилению борьбы с преступностью в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, согласно которым проводятся совместные проверки эффективности расходования бюджетных средств.
Сегодня уже стало традицией проведение Воронежским УФАС России комплексных контрольных мероприятий совместно с правоохранительными органами, в частности с органами прокуратуры и с УФСБ по Воронежской области. На данный момент активизировали свою работу в направлении контроля размещения госзаказов и районные Прокуратуры. Также налажено взаимодействие с судебными инстанциями.
Подобная практика по взаимодействию с правоохранительными органами способствует в первую очередь развитию добросовестной конкуренции, предупреждению коррупционных явлений в сфере закупок, а также более оперативному и эффективному пресечению нарушений законодательства.
Действующее законодательство также обязывает органы местного самоуправления создать уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок органы, которые должны использовать свои функции для пресечения нарушений в сфере закупок на местном уровне.
Однако на сегодняшний день наблюдается низкая активность муниципальных контрольных органов по реализации своих полномочий. Во многих районах Воронежской области ими нарушения не выявлялись, не имеется ни одного факта направления материалов в антимонопольное управление для дальнейшего привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Работа контрольных органов в сфере контроля закупок сводится большей частью к рассмотрению уведомлений о заключении контрактов с единственным поставщиком и выдаче согласований о заключении контрактов по несостоявшимся процедурам торгов. При этом контрольными органами в должной мере не реализуется предоставленное Законом право на проведение плановых проверок.
Д. Ю. Чушкин сообщил, что как выяснилось в результате проведенного Управлением анализа, в ряде муниципальных районов в 2014 году плановые проверки заказчиков не проводились (Аннинский, Богучарский, Грибановский, Лискинский, Новоусманский, Подгоренский, г.Воронеж и др.), в большинстве районов проведено всего по 1-2 проверки (Бобровский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Воробъевский, Каширский, и др). Но и в тех районах, где данный вид контроля активно применялся (например: Бутурлиновский — 7 плановых проверок, Острогожский — 7, Хохольский — 18 и пр.) результативность контрольных мероприятий оказалась низкой — нарушений не выявлено, предписания не выдавались. При этом количество жалоб, поступивших в Воронежское УФАС России, на деятельность муниципальных заказчиков не дает оснований полагать, что требования законодательства о закупках неукоснительно в этих районах соблюдаются.
Д. Ю. Чушкин отметил, что органам местного самоуправления, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в 2015 году необходимо активизировать работу по контрольным мероприятиям с обращением особого вниманиям на закупки, проведенные без торгов, а также на количество закупок, размещенных у субъектов малого предпринимательства.
Также Д. Ю. Чушкин рассказал о реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данный закон обязывает предприятия с государственным и муниципальным участием осуществлять закупки товаров, работ, услуг с использованием конкурентных процедур в соответствии с разработанными ими самими положениями.
Многими Положениями государственных и муниципальных предприятий «О закупках товаров, работ, услуг» предусмотрено заключение договоров купли-продажи, договоров на выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком (без проведения торгов).
Так, некоторые предприятия предусматривают в Положении о закупках возможность заключения договоров без проведения конкурентных процедур практически всех видов товаров, работ и услуг: строительные и ремонтные работы, компьютерная техника, бензин, автомобили и многое другое. А торги проводят несколько раз в год на приобретение канцелярских принадлежностей. Такой подход не создает благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции при проведении закупок и эффективного расходования денежных средств.
Также многие организации ограничивают срок подачи заявок на торги одним днем, что не сказывается положительным образом на количестве участников торгов, так как принять участие в аукционе с такими условиями могут успеть только заинтересованные лица.
Данные факты указывают на необходимость координации и централизации деятельности заказчиков, реализующих нормы Федерального закона №223-ФЗ.
Д. Ю. Чушкин отметил, что на сегодняшний день субъекты Российской Федерации планомерно реализуют задачу по централизации закупок, осуществляемых в рамках Федерального закона №223-ФЗ. Так, в г. Москва, Московской, Калининградской, Мурманской, Самарской, Белгородской областях намечена положительная динамика по взаимодействию заказчиков и уполномоченного органа при осуществлении закупочного процесса посредством Федерального закона №223-ФЗ.
В результате обсуждения вопроса были одобрены следующие предложения:
1. Рекомендовать органам местного самоуправления активизировать работу муниципальных контрольных органов, особое внимание уделять закупкам у субъектов малого предпринимательства, а также рассмотреть вопрос о централизации закупок по Федеральному закону №223-ФЗ (в каждом районе или на уровне области предусмотреть создание соответствующего уполномоченного органа). По Федеральному закону №223-ФЗ разработать типовые положения о закупках.
2. Заказчикам, уполномоченным органам, занятым в организации и проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, принять возможные меры (информационные, мотивационные и др.) для увеличения количества участников закупок – хозяйствующих субъектов Воронежской области.
По третьему вопросу выступил Кузнецов Михаил Иванович – представитель НП «Региональный центр негосударственных структур безопасности».
В своем докладе он отметил, что рынок охранных услуг в России широк и многообразен. На сегодняшний день в Воронежской области зарегистрировано 427 охранных предприятий, работают из них порядка 270. Кроме того, около 30-40 предприятий – это те предприятия охранного сегмента, которые не зарегистрированы в Воронежской области, и реализуют свои обязательства в связи с исполнением федеральных и муниципальных контрактов в рамках Федерального закона №44-ФЗ или Федерального закона №223-ФЗ.
При этом на территории Воронежской области официально работают около 10 000 охранников, еще примерно 2000 работают неофициально.
Многие предприятия принимают участие в качестве поставщиков услуг в рамках заключения сделок по Федеральному закону №44-ФЗ или Федеральному закону №223-ФЗ, но в связи с достаточно большой насыщенностью рынка зачастую участники торгов снижают стоимость услуг в ущерб их качеству.
Себестоимость услуг охраны и безопасности составляет 10-15%. Существует 7 лицензионных видов охранной деятельности, каждый из которых сертифицируется. Для получения сертификатов необходимо иметь соответствующий уставной капитал, количество сотрудников, оборудование и многое другое.
Стремление к сведению к минимуму этих расходов приводит к появлению на рынке недобросовестной конкуренции.
Зачастую организации не имеют соответствующего уставного капитала для ведения охранной деятельности, не имеют лицензии на частную охранную деятельность. Тем не менее, такие организации участвуют в конкурсах и их выигрывают. Заказчику зачастую сложно отследить все необходимые документы и сертификаты у поставщика услуг, а также определить обоснованность цены.
Для разрешения сложившейся ситуации необходимо стабилизировать конкуренцию и ценообразование на данном рынке.
По результатам обсуждения данного вопроса для развития конкурентной среды на рынке охранных услуг было рекомендовано активней использовать процедуры конкурсного отбора исполнителей услуг. При нарушениях законодательства незамедлительно обращаться в органы осуществляющие контроль в сфере государственных и муниципальных закупок. При наличии фактов недобросовестной конкуренции информацию о них следует направлять в антимонопольное управление, в котором при необходимости можно получить соответствующие консультации.

Дата проведения Совета: 
18 марта 2015, 11:39