Протокол №1 от 23.03.2016 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №1 от 23.03.2016 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Гончаров Юрий Федорович – генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области
Присутствовали: члены ОКС:
Гончаров Юрий Федорович – генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области
Девлетукаев Николай Алексеевич – Член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Корнев Константин Викторович – президент Ассоциации рекламных агентств;
Лютикова Марина Владимировна – президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области;
Наумов Сергей Дмитриевич – председатель Воронежского регионального Союза предпринимателей «Опора»;
Смикалов Андрей Борисович – председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России.
Приглашенные: Гладких Константин Александрович – ведущий советник отдела модернизации объектов ЖКХ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области; Красноусов Антон Михайлович – директор по правовым вопросам ООО «РВК-Воронеж»; Логошин Андрей Владимирович – заместитель руководителя-начальник Информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России; Михин Сергей Васильевич – начальник Отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Петрищев Николай Викторович – заместитель  руководителя управления – начальник отдела мониторинга отрасли ЖКХ Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа город Воронеж; Успенская Анастасия Сергеевна – начальник отдела организационной и правовой работы Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области; Шамрай Владимир Владимирович – ведущий эксперт Воронежского УФАС России.
Вопросы:
1. Вопросы применения антимонопольного законодательства на рынке оказания услуг по холодному водоснабжению г. Воронеж.
2. Разное.
По первому вопросу выступил Михин Сергей Васильевич – начальник Отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России.
Он сообщил, что в соответствии с ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере естественной монополии.
За истекший 2015 год осуществления антимонопольного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства на рынке услуг по холодному водоснабжению г. Воронежа, Воронежским УФАС России рассмотрено 28 заявлений, 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства, выдано 27 предписаний об устранении и недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
В качестве примеров применения антимонопольного законодательства на рынке услуг по холодному водоснабжению г. Воронежа С. В. Михин привел следующие.
Воронежским УФАС России на основании материалов, поступивших из прокуратуры города Воронежа, в отношении ООО «РВК-Воронеж» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, в период с 23.09.2014г. по 02.10.2014г. ООО «РВК-Воронеж» прекратило отпуск холодной питьевой воды на обслуживаемые ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» котельные, по причине, наличия у него задолженности по Договору.
В связи с этим, ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» вынужденно не вырабатывало горячую воду для своих абонентов, которые приобретают услуги по горячему водоснабжению и не имеют задолженности по оплате указанных услуг. В результате в указанный период времени незаконно были отключены от горячего водоснабжения 18 многоквартирных жилых домов и 1 детский сад.
Решением Воронежского УФАС России действия ООО «РВК-Воронеж» были  признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании указанного решения ООО «РВК-Воронеж» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
С. В. Михин отметил, что таким образом Воронежским УФАС России пресечена попытка субъекта естественной монополии использовать недобросовестный механизм воздействия на своих контрагентов, направленный на ущемление интересов потребителей, не имеющих задолженности по оплате соответствующих услуг и не подлежащих в любом случае отключению от горячего водоснабжения.
Следующий пример, который он привел, касался дела, возбужденного на основании заявления ООО «Пассажирское транспортное предприятие» в отношении ОАО «Концерн «Росэнергоатом»» в лице филиала ОАО «Концерна «Росэнергоатом» «Дирекция строящейся Воронежской атомной станции теплоснабжения», о нарушении антимонопольного законодательства по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по холодному водоснабжению.
Так, при оказании услуг по холодному водоснабжению филиал ОАО «Концерна «Росэнергоатом» самостоятельно установил и взимал плату с потребителей, технологически присоединенных к его сетям (всего 10), размер которой не утвержден уполномоченным государственным органом.
В результате потребителями было переплачено порядка 200 000 рублей.
Действия филиала по установлению и взиманию с контрагентов платы за услуги по водоснабжению, не утвержденной уполномоченным государственным органом в области регулирования тарифов, признаны незаконными, так как нарушают порядок ценообразования, установленный нормативными правовыми актами (Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения), и, соответственно, свидетельствуют о злоупотреблении ОАО  «Концерн «Росэнергоатом» своим доминирующим положением, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
С. В. Михин обратил внимание собравшихся на то, что плата за услуги по холодному водоснабжению подлежит государственному регулированию, устанавливается соответствующим уполномоченным государственным органом (в нашем регионе Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области). Без утвержденного тарифа установление и самостоятельное взимание платы за такие услуги является незаконным.
Также С. В. Михин рассказал о деле, возбужденном на основании заявления ООО «УК «Буран» в отношении ООО «РВК-Воронеж» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ООО «РВК-Воронеж» необоснованно прекратило в январе 2015 г. (с 14.01.2015г. по 23.01.2015г.) поставку холодной питьевой воды жильцам многоквартирного дома №27 по ул. Маршала Неделина (г. Воронеж), являющимся добросовестными плательщиками услуг по холодному водоснабжению, что привело к ущемлению их интересов.
При этом в качестве основания для отключения добросовестных плательщиков ООО «РВК-Воронеж» указывало наличие в схеме водоснабжения данного многоквартирного дома безхозного объекта (повысительной насосной станции), который не обслуживается «РВК-Воронеж». Вместе с тем, в соответствии с действующим жилищным законодательством и договором на поставку холодной питьевой воды управляющей жилищной организации и прием от нее сточных вод, заключенным ООО «РВК-Воронеж» и ООО «УК Буран», границей эксплуатационной ответственности сторон является внешняя стена указанного дома, до которой ресурсоснабжающая организация обязана поставить коммунальный ресурс, в рассматриваемом случае холодную воду.
Однако ООО «РВК-Воронеж» как субъект естественной монополии указанную обязанность не выполнило и допустило необоснованное прекращение оказания услуг по холодному водоснабжению добросовестным плательщикам, проживающим в многоквартирном доме № 27 по ул. Маршала Неделина (г. Воронеж).
С. В. Михин отметил, что в рассматриваемом случае работа повысительной насосной станции зависла от снабжения электроэнергией, но поскольку объект являлся бесхозным, ООО «РВК-Воронеж» его не обслуживало. В итоге плата за содержание этого объекта была возложена на граждан. Подобные ситуации не единичны на территории города Воронежа, что недопустимо.
По результатам рассмотрения указанного дела Воронежским УФАС России было вынесено решение, которым действия ООО «РВК-Воронеж» были признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, Управление выдало ООО «РВК-Воронеж» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
ООО «РВК-Воронеж» пыталось оспорить решение Воронежского УФАС России в арбитражном суде Воронежской области, однако суд поддержал позицию Воронежского УФАС России по данному делу.
Также по первому вопросу выступил Гладких Константин Александрович – ведущий советник отдела модернизации объектов ЖКХ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
Он отметил, что причины возникновения бесхозных сетей различны, но основной является то, что бывшие собственники просто бросают объекты. Вместе с тем, процедура постановки объекта в муниципальную собственность занимает длительный промежуток времени – при удачном стечении обстоятельств срок составляет до 2 лет. Зачастую документация на объект подготавливается с нуля, так как документы от предыдущего собственника отсутствуют. Затем год ожидают, заявит ли собственник о своих правах. И только потом происходит оформление в муниципальную собственность.
В случае концессионных соглашений процедура еще больше усложняется.
Другой важной проблемой в данной сфере является то, что ресурсоснабжающие организации не хотят брать на баланс даже новые участки, которые выпадают от строителей. Также из-за поведения строительных организаций достаточно большое количество сетей, не только водных, в конечном счете оказывается бесхозным.
На текущий момент на территории города Воронежа выявлено бесхозных: 129 километров водопроводных сетей и 51 повысительная насосная станция, 140 километров канализационных сетей, 12 канализационных насосных станций, поставлено на учет в госреестре 400 объектов.
В ходе обсуждения данного вопроса заместитель руководителя-начальник Информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России А. В. Логошин предложил рекомендовать городским властям держать на контроле ситуацию с бесхозными объектами инфраструктуры с момента выдачи разрешения на строительство объектов.
Генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области Ю. Ф. Гончаров выступил с предложением поддержать проводимую Воронежским УФАС России в данном направлении работу, а также рекомендовать вынести на совещание к губернатору Воронежской области вопрос по определению механизма работы с бесхозным имуществом, его передачи в собственность.
По второму вопросу выступил Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России.
Он сообщил о прошедшем заседании Правительства Воронежской области, в связи с чем на экономическом совете поднимались вопросы по доступности присоединения к инфраструктурным объектам. Опрос бизнеса показал, что самыми проблемными вопросами являются подключение к инфраструктуре. В связи с этим В. В. Рохмистров обратил внимание собравшихся на необходимость активизации работы с представителями бизнеса по направлению обращений в антимонопольный орган в случае возникновения проблемных ситуаций.
Также по второму вопросу выступил Логошин Андрей Владимирович – заместитель руководителя-начальник информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России.
Он рассказал о том, что в текущем году Уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции в регионе проведен мониторинг состояния конкуренции, предусмотренный Стандартом. Результаты мониторинга включены в Доклад региона о состоянии конкуренции, который до 10 марта был направлен в Федеральную антимонопольную службу, Министерство экономического развития Российской Федерации, автономную некоммерческую организацию «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», автономную некоммерческую организацию «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и размещен на сайте Уполномоченного органа Департамента экономического развития Воронежской области. Результаты анализа данного документа будут служить основанием для оценки деятельности Губернатора Воронежской области, так как показатель развития конкуренции в числе прочих включен в перечень, по которому оцениваются главы регионов.
В основу Доклада легли результаты проведенного уполномоченным органом мониторинга состояния и развития конкуренции на рынках товаров и услуг региона, рассмотренные 25.02.2016 года Советом по содействию развитию конкуренции в Воронежской области. Рассмотренный и утвержденный решением Совета от 03.03.2016 № 4  Доклад размещен в сети «Интернет».
При подготовке Доклада была использована статистическая информация Росстата, аналитическая информация исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, информация, предоставленная Торгово-промышленной палатой Воронежской области, Союзом промышленников и предпринимателей Воронежской области, Управлением федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, Воронежским областным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», НП «Союз строителей Воронежской области» и ГНУ НИИ «Экономики и организации АПК ЦЧР РФ» Россельхозакадемии.
А. В. Логошин отметил, что состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Воронежской области оценивается на основе анализа данных и результатов мониторинга, проведенного уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции в Воронежской области, Торгово-промышленной палатой Воронежской области, Союзом промышленников и предпринимателей, информации Управления федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, а также на основе анализа структурных показателей состояния конкуренции на рынках товаров, работ и услуг Воронежской области.
Также Доклад содержит сведения о реализации основных составляющих стандарта развития конкуренции.
В заключении сделаны выводы о состоянии конкуренции и результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области по содействию развитию конкуренции в регионе, отражены основные достижения по развитию конкурентной среды по итогам 2015 года, обозначены планируемые действия по содействию развитию конкуренции в Воронежской области на среднесрочную перспективу.
А. В. Логошин сообщил, что была отмечена высокая эффективность реализованных в 2015 году мероприятий по содействию развитию конкуренции на приоритетном для Воронежской области рынке овощной и свежей фруктово-ягодной продукции.
Большинство рынков товаров и услуг Воронежской области высококонкурентны, количество хозяйствующих субъектов составило свыше 110 тысяч. При этом низкий уровень развития конкуренции выявлен на большинстве социально значимых рынков области. Так, практически отсутствует конкуренция в сфере ЖКХ, социального обслуживания населения, протезно-ортопедической продукции, обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья. Доля частных организаций в Воронежской области ниже, чем в среднем по РФ и ЦФО.

В результате обсуждения вопросов были одобрены следующие предложения:
1. Рекомендовать вынести на совещание к губернатору Воронежской области вопрос по определению механизма работы с бесхозным имуществом, его передачи в собственность.
2. Рекомендовать Администрации городского округа город Воронеж усилить контроль за ситуацией с бесхозными объектами инфраструктуры и разработать эффективный механизм взаимодействия со строительными компаниями по оформлению в собственность объектов инфраструктуры на территориях комплексной застройки.

Дата проведения Совета: 
23 марта 2016, 14:31