Протокол №2 от 28.07.2017 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №2 от 28.07.2017 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Логошин Андрей Владимирович – и.о. руководителя Воронежского УФАС России (по согласованию с членами совета)
Присутствовали: члены ОКС:
Корнев Константин Викторович – президент Ассоциации рекламных агентств;
Лютикова Марина Владимировна – президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области;
Наумов Сергей Дмитриевич – председатель Воронежского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;
Смикалов Андрей Борисович – председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Шендрик Ольга Анатольевна – специалист-эксперт информационно-аналитического отдела (пресс-секретарь) Воронежского УФАС России, ответственный секретарь совета.
Приглашенные: Логошин Андрей Владимирович – и.о. руководителя Воронежского УФАС России; Михин Сергей Васильевич – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Попов Виталий Геннадьевич – заместитель руководителя Воронежского УФАС России; Шамрай Владимир Владимирович – заместитель руководителя Автономного учреждения Воронежской области «Институт регионального развития».
Вопросы:
1. Об итогах мониторинга развития конкуренции в Воронежской области в рамках реализации требований Стандарта развития конкуренции.
2. Рассмотрение итогов рейтинга открытости, содержащихся в Мониторинге оценки реализации федеральными органами исполнительной власти механизмов открытости; Публичной декларации целей и задач ФАС России на 2017 год; Доклада к итоговому заседанию Коллегии ФАС России 1 марта 2017 года; Плана ФАС России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти; Плана ФАС России по реализации мероприятий в области открытых данных.
3. Разное.
По первому вопросу выступил Шамрай Владимир Владимирович – заместитель руководителя Автономного учреждения Воронежской области «Институт регионального развития».
Он рассказал о проведении мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Воронежской области по результатам 2016 года.
В процессе мониторинга были поставлены и решены следующие задачи:
- выявлены ключевые факторы, влияющие на удовлетворенность субъектов предпринимательской деятельности условиями ведения бизнеса;
- определен уровень удовлетворенности населения и предпринимателей состоянием конкурентной среды региона;
- проанализированы текущее состояние, динамика и оценка перспектив развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области в целом и в разрезе по муниципальным образованиям;
- проведена оценка эффективности мер государственной политики, деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Воронежской области в сфере развития конкурентной политики и формирования благоприятного предпринимательского климата;
- исследованы административные, экономические барьеры, затрудняющие предпринимательскую деятельность на рынках товаров, работ и услуг региона;
- изучено мнение представителей бизнеса по основным проблемам делового сообщества, условиям предпринимательской деятельности для определения делового климата в Воронежской области.
- проведена интегральная оценка бизнес-климата в регионе;
- определены ключевые проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении своей деятельности.
Основным методом исследования стало проведение опросов субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг Воронежской области, в том числе с применением IT-технологий.
Информационной базой мониторинга стали результаты анкетирования субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг Воронежской области, социологического исследования, исследования бизнес-климата в муниципальных образованиях (городских округах) Воронежской области (по оценке представителей малого и среднего бизнеса) и многих других исследований.
В проведении мониторинга приняли участие  исполнительные органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, общественные организации (Торгово-промышленная и Общественная палаты Воронежской области, ОПОРА России, Союз промышленников и предпринимателей Воронежской области, Деловая Россия, Воронежский союз потребителей).
В. В. Шамрай отметил, что Воронежская область по уровню содействия развитию конкуренции по итогам 2016 года заняла 3 место в рейтинге субъектов Российской Федерации. Первые два места заняли Республика Татарстан и Омская область.
В рейтинге учитывались реализация составляющих Стандарта развития конкуренции и уровень достижения установленных целевых значений. Рейтинг был составлен на основании ежегодных докладов субъектов РФ о состоянии и развитии конкурентной среды на региональных рынках товаров, работ и услуг.
В. В. Шамрай сообщил, что в Воронежской области высокая конкуренция отмечается на рынках розничной торговли, услуг грузоперевозок, консалтинговых услуг, рынке услуг связи, банковских услуг и рынке строительных материалов.
При этом сохраняется умеренный уровень конкуренции на рынках овощной и свежей фруктово-ягодной продукции, туристических услуг, лекарственных средств, рынке сахара, мяса и мясной продукции, молока и молочной продукции, общественного питания, сельскохозяйственной техники, рынке услуг перевозок пассажиров автотранспортом, рынке услуг в сфере культуры, а также на рынке жилья.
Низким и крайне низким уровнем развития конкуренции отличаются, по оценкам предпринимателей в 2016 году, все сегменты рынка услуг в сфере ЖКХ, включая сегмент «управление многоквартирными домами». Также низкий уровень конкуренции сложился на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и рынке услуг социального обслуживания населения.
Отмечено улучшение ситуации с оценкой административных барьеров для развития бизнеса и степени их преодолимости за последние три года.
Снизилось число граждан, удовлетворенных стоимостью товаров на всех изучаемых рынках. Особенно сложной ситуация выглядит на рынке медицинских услуг, в секторе управления многоквартирными домами, на рынках жилья и лекарственных средств.
В. В. Шамрай заметил, что с целью сохранения положительной динамики развития конкуренции в 2017 году планируется продолжить работу по следующим направлениям:
1. Содействие развитию конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках.
2. Развитие практики государственно-частного партнерства в социальной сфере.
3. Повышение мобильности трудовых ресурсов, способствующей повышению эффективности труда.
4. Содействие созданию и развитию институтов поддержки инновационного малого предпринимательства.
5. Упрощение ведения бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности области на основе внедрения целевых моделей.
Среди положительных тенденций отмечается, что 2016 году, по мнению участников опроса, значительно сократились сроки получения услуг естественных монополий, особенно при оформлении доступа к земельному участку, также во всех сегментах снижается количество обязательных для прохождения процедур.
Отмечено, что в регионе складываются благоприятные отношения между государственными и муниципальными органами власти и предпринимателями, так, свыше 63% предпринимателей отмечают, что власти помогают бизнесу своими действиями.
Положительно оцениваются усилия власти по развитию предпринимательской активности. Опрос выявил высокие показатели удовлетворенности со стороны предпринимательского сообщества работой сотрудников районных администраций.
В. В. Шамрай обратил внимание собравшихся на то, что в последнее время намечается изменение акцента в оценке внедрения Стандарта развития конкуренции. До настоящего времени все усилия направлялись в основном на то, чтобы выполнить формализованные требования по внедрению Стандарта (разработать дорожную карту, определить координационный орган, выделить приоритетные рынки и т.д.). Однако далее оценка будет в большей степени акцентироваться на эффективности от внедрения стандарта, тех результатах, которые будут достигнуты, насколько улучшится уровень конкуренции и какой это даст реальный результат (снижение цены, повышение качества и другое).
Также большая роль будет отводиться мерам по развитию экспортных производств. Результаты по развитию подобных областей будут иметь больший вес при оценке работы по развитию конкуренции. Эти моменты необходимо учитывать при актуализации дорожной карты и организации ее исполнения.
В ходе обсуждения вопроса К. В. Корнев отметил, что в Воронежской области действует Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в форме автономной некоммерческой организации. Центр создан по инициативе и при поддержке департамента предпринимательства и торговли Воронежской области и Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области».
Основными целями создания Центра на территории Воронежской области являются всесторонняя поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий; оказание услуг для развития и поддержки взаимодействия на местном и международном уровнях; координация различных инициатив, способствующих увеличению объемов экспорта как действующих участников внешнеэкономической деятельности, так и вновь привлеченных.
Деятельность Центра в первую очередь направлена на оказание информационно-аналитических и консультационных услуг и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Воронежской области, содействие их выходу на иностранные рынки.
Всеми участниками заседания Общественно-консультативного совета было высказано предложение о необходимости задействования в рамках имеющихся функций и полномочий ресурсов указанного Центра с целью доведения до бизнес-сообщества существующих проблем на рынках региона и получения обратной связи для последующей выработки мероприятий, способных оказать положительное влияние на развитие проблемных рынков.
М. В. Лютикова отметила, что конкурировать с другими странами в сфере экспорта, в частности с Китаем, сложно по стоимости товаров из-за высокой цены энергоносителей, транспортировки продукции и проблем подсоединения к инфраструктуре. В рамках решения озвученной проблемы участники заседания одобрили предложение учитывать необходимость снижения тарифов для различных категорий предпринимателей при выработке политики в области тарифообразования.
По второму вопросу выступил Попов Виталий Геннадьевич – заместитель руководителя Воронежского УФАС России.
В своем выступлении он проинформировал собравшихся об основных направлениях работы антимонопольного органа, отраженных в Докладе к итоговому заседанию Коллегии ФАС России 1 марта 2017 года.
Также он рассказал о внедрении ФАС России механизмов реализации принципов открытости, содержащихся в Мониторинге оценки реализации федеральными органами исполнительной власти механизмов открытости.
Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации, направлена на качественное изменение системы современного государственного управления.
Для реализации качественно новых принципов государственного управления акцент смещается на более активное внедрение в практику деятельности федеральных органов исполнительной власти современных информационно-коммуникационных технологий, электронного правительства, различных каналов взаимодействия общества и государства. Концепция открытости призвана упорядочить и систематизировать деятельность федеральных органов исполнительной власти при внедрении идеологии открытости в государственном управлении.
Внедрение Концепции открытости означает необходимость разработки новых и совершенствование существующих механизмов работы с социально значимой информацией, способов ее раскрытия, взаимодействия с профессиональным и экспертным сообществом.
Для реализации принципов открытости в системе государственного управления требуется предпринять целый ряд системных и стратегических действий: продолжать внедрение механизмов электронного правительства, организовывать широкий, многоканальный доступ к общедоступным государственным ресурсам, развивать механизмы конкуренции между федеральными органами исполнительной власти, внедрять систему справедливой внутренней и внешней оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, влияющей на последующие кадровые, финансовые и иные решения, упрощать процесс государственного нормотворчества и др.
В. Г. Попов отметил, что в связи с этим ФАС России был разработан План по реализации мероприятий в области открытых данных, включающий ряд мероприятий по развитию методического обеспечения в области открытых данных, нормативного правового обеспечения, инфраструктуры и экосистемы открытых данных, а также обеспечение доступа к ним.
Также был разработан ведомственный План Федеральной антимонопольной службы  по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2017 год, содержащий внутриведомственные организационные мероприятия и инициативные проекты, направленные на развитие ключевых механизмов открытости.
В ходе заседания В. Г. Попов осветил основные направления, содержащиеся в указанных документах, а также рассказал о Мониторинге оценки реализации федеральными органами исполнительной власти механизмов открытости.
При обсуждении второго вопроса члены Общественно-консультативного совета отметили достаточную, с учетом специфики деятельности и полномочий, информационную открытость Воронежского УФАС России, но вместе с тем высказали предложение о необходимости формирования различных тематических рубрик в информационных изданиях регионального значения.

В результате обсуждения вопросов были одобрены следующие предложения:
1. При актуализации дорожной карты и организации ее исполнения акцентировать внимание на эффективности от внедрения стандарта развития конкуренции, а также на мерах по развитию экспортных производств.
2. Привлекать АНО «Центр координации поддержки экспорта Воронежской области» при проведении оценки состояния уровня конкуренции на рынках региона, а также для получения обратной связи с целью совершенствования мероприятий, направленных на развитие конкуренции.
3. Воронежскому УФАС России повышать информационную открытость за счет создания тематических рубрик и увеличения степени упоминаемости в региональных СМИ.
4. Учитывать необходимость снижения тарифов для различных категорий предпринимателей при выработке политики в области тарифообразования.

Дата проведения Совета: 
28 июля 2017, 14:00