Протокол №2 от 14.06.2011 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Рохмистров Владимир Васильевич — руководитель Воронежского УФАС России, сопредседатель Совета.
Присутствовали: члены ОКС:
Гончаров Юрий Фёдорович — генеральный директор Торгово - промышленной палаты Воронежской области, сопредседатель Совета.
Девлетукаев Николай Алексеевич — член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Дегтярев Николай Михайлович — председатель исполнительного комитета общественного движения «Качество Нашей Жизни»;
Лютикова Марина Владимировна — президент Гильдии Пекарей и Кондитеров Воронежской области;
Наумов Сергей Дмитриевич — председатель Воронежского регионального Союза предпринимателей «Опора»;
Смикалов Андрей Борисович — председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Шендрик Ольга Анатольевна — специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Паринов Николай Васильевич – председатель Комитета по предпринимательству в агропромышленном комплексе, генеральный директор ОАО «Новонадежденское»; Фуфаева Ольга Александровна – заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области; Измалков Андрей Алексеевич – заместитель руководителя Департамента аграрной политики Воронежской области; Гошко Александр Иванович – заместитель руководителя-начальник отдела развития инфраструктуры Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области; Казарцев Сергей Васильевич – Коммерческий директор ЗАО Молвест; Михин Сергей Васильевич – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Кожевников Михаил Васильевич – заместитель генерального директора по розничным продажам ОАО «Воронежнефтепродукт»; Савина Надежда Алексеевна – начальник отдела сопутствующих товаров ОАО «Воронежнефтепродукт»; Паньшин Евгений Юрьевич – региональный управляющий ООО «ЛУКОЙЛ – Нижневолжскнефтепродукт»; Сергей Владимирович Шишлаков – президент Воронежской топливной ассоциации; Шигин Владимир Александрович – начальник отдела энергетики и топлива Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области; Попов Виталий Геннадьевич — заместитель руководителя Воронежского УФАС России.
Вопросы:
 1. Ситуация и проблемы на рынке реализации нефтепродуктов. Практика пресечения нарушений антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе.
 2. Вопросы обеспечения продовольственной безопасности Воронежской области в рамках соблюдения требований антимонопольного законодательства участниками рынков продуктов питания.
 3. Разное.
По первому вопросу выступил начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России С. В. Михин. В своем докладе он рассказал о ситуации на рынке реализации нефтепродуктов, а также о результатах исследования состояния конкуренции на рынке розничной реализации нефтепродуктов г. Воронежа.
Он сообщил, что на рынке Воронежской области действуют 2 крупных ВИНКа — это ОАО «Роснефть» и ООО «ЛУКОЙЛ – Нижневолжскнефтепродукт». Достаточно длительный период (до 2009 года) представитель одного ВИНКа (ОАО «Роснефть») ОАО «Воронежнефтепродукт» находился в реестре хозсубъектов, занимающих на рынке долю более 35%, который ведет Воронежское УФАС России. По результатам анализа товарного рынка за 2009 год было установлено, что доля его уменьшилась с более чем 60% до 41%, в связи с этим хозсубъект был исключен из реестра.
На сегодняшний день на рынке нефтепродуктов Воронежа отсутствуют субъекты, занимающие доминирующее положение. С. В. Михин отметил, что указанный рынок в городском округе город Воронеж является конкурентным. На данном рынке свою деятельность осуществляет более 45 хозяйствующих субъектов. Крупнейшими являются ОАО «Воронежнефтепродукт», ООО «Лукойл- Нижневолжснефтепродукт», ООО «Аренас» (торговая марка «Калина Ойл»).
Вместе с тем в муниципальных районах области имеются хозсубъекты, занимающие доминирующее положение. В отдельных муниципальных районах занимает доминирующее положение ОАО «Воронежнефтепродукт» с долей более 50%, а в некоторых других отдельных ООО «Лукойл- Нижневолжснефтепродукт».
С. В. Михин обратил внимание участников заседания на то, что в соответствии с действующим законодательством, цены на автомобильное топливо не подлежат государственному регулированию и устанавливаются, исходя из конъюнктуры рынка, минимальной рентабельности, уровня инфляции, уровня закупочных цен на сырье, а также спроса и предложения. Антимонопольный орган в процесс свободного ценообразования имеет право вмешиваться лишь в случаях установления занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом монопольно высокой или низкой цены, согласованных действий хозяйствующих субъектов, направленных на установление и поддержание цен.
Также С. В. Михин отметил, что на территории города Воронежа по результатам анализа розничного рынка нефтепродуктов установлено, что конкурентная среда на этом рынке развивается (об этом, в частности, свидетельствует уменьшение доли рынка такого игрока как ОАО «Воронежнефтепродукт»), на рынке присутствует достаточное количество субъектов, проводящих свою самостоятельную ценовую политику. У потребителя есть реальная возможность выбора продавцов нефтепродуктов исходя из своих потребительских предпочтений.
В кризисный период в СМИ появлялась информация о том, что имеется дефицит нефтепродуктов на рынке, имеются отказы более мелким субъектам со стороны более крупных в продаже нефтепродуктов. Вместе с тем каких-либо документальных или иных доказательств, подтверждающих такие факты Управлением не установлено.
Воронежским УФАС России проводится ежедневный мониторинг розничных и мелкооптовых цен на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также еженедельный мониторинг остатков нефтепродуктов на нефтебазах, расположенных на территории Воронежской области.
С. В. Михин заметил, что в настоящее время, в соответствии с еженедельно получаемой информации на нефтебазах Воронежской области отсутствует дефицит бензина. Рост розничных цен на моторное топливо в Воронежской области связан с ростом цен закупки нефтепродуктов, а также необходимостью установления торговой наценки, достаточной для покрытия издержек, связанных с оказанием услуг по розничной реализации нефтепродуктов.
По второму вопросу выступил с докладом заместитель руководителя Департамента аграрной политики Воронежской области А. А. Измалков. Он рассказал о ходе и итогах исполнения закона о продовольственной безопасности Воронежской области.
Он отметил, что действия Правительства Воронежской области направлены на облегчение работы сельхозтоваропроизводителя. Сейчас как на весенне-полевые работы, так и на уборочные работы цена на дизельное топливо на 2011 год установлена на уровне 90% от стоимости ноября 2010 года. Скидка от нынешней коммерческой цены составляет 30%.
А. А. Измалков сообщил, что принятая в январе 2010 года доктрина о продовольственной безопасности РФ призвана гарантировать проведение как на государственном, так и на региональном уровне политики, способной обеспечивать население страны устойчивым снабжением качественным и доступным по цене отечественным продовольствием. Доктриной установлено, что определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны играет агропромышленный комплекс. Воронежская область в значительной степени аграрный регион. Исходя из доли сельскохозяйственного производства в структуре внутреннего валового продукта области, которая составляет более 12%, сельское хозяйство является приоритетной отраслью региональной экономики.
Руководством области уделяется значительное внимание вопросам развития агропромышленного комплекса. Объем бюджетных средств, полученных предприятиями и организациями АПК, в 2010 году почти в 2,5 раза превышает уровень поддержки в 2008 году и почти в 2 раза больше чем в 2009 году. Комплекс принятых мер позволил в условиях жесточайшей засухи прошлого года сохранить положительную динамику развития отрасли животноводства, являющейся приоритетным направлением обеспечения продовольственной безопасности страны и региона. Оценка состояния продовольственной безопасности с использованием утвержденных доктриной пороговых значений показателя удельного веса сельскохозяйственной продукции и продовольствия собственного производства в общем объеме товарных ресурсов Воронежской области показал, что рациональная норма потребления за счет собственного производства в регионе в 2010 году обеспечена по мясу и мясопродуктам на 125%, яйцам и яйцепродуктам на 118%, по сахару превышена почти в 5 раз, по маслу растительному почти в 18 раз, по хлебным продуктам почти в 12 раз. Рациональная норма потребления не обеспечена собственным производством по молоку и молокопродуктам — 89% (пороговое значение 90%), овощам — 70% (пороговое значение не менее 95%).
А. А. Измалков отметил, что в целях увеличения производства молока в области реализуется ведомственная целевая программа развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Воронежской области на 2009-2012 годы, мероприятия, которые позволят к 2013 году производить в области 742,5 тыс. тонн молока (что почти на 60 тыс. тонн больше произведенного в 2010 году). Увеличению производства овощей и картофеля будет способствовать реализация мероприятий областной целевой программы развития комплексной мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на 2011-2020 годы, согласно которой к 2020 году площадь орошаемых земель области будет доведена до 200 тыс. гектаров. Из них 100 тыс. гектар планируется на капельном орошении. Значительная часть орошаемых площадей традиционно будет занята овощами и картофелем.
Как заметил А. А. Измалков, решение вопроса продовольственной безопасности - это комплексная проблема, для решения которой Правительством области определены следующие задачи:
1. Обеспечение достаточности собственного производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
2. Поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина области пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления необходимых для активного и здорового образа жизни.
3. Обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов.
В настоящее время проблема качественного и безопасного питания стоит как никогда остро. Неудовлетворительная экология, применение генно-модифицированного сырья, допущение замены части сырья иными компонентами, введение посторонних веществ, курс на повышение прибыли производящих и торгующих организаций любой ценой подчас приводит к снижению пищевой ценности продуктов питания.
А. А. Измалков сообщил, что Департамент аграрной политики в соответствии с порядком, установленным федеральными и областными нормативно-правовыми актами, оказывает государственную поддержку в виде субсидий по кредитам, привлеченным на модернизацию и техническое перевооружение предприятий перерабатывающей промышленности, что способствует обновлению производственного потенциала. Так, установка современного оборудования на ОАО «Лискисахар» позволило вырабатывать сахар, соответствующий мировым стандартам качества. В рамках реализации инвестпроекта по расширению технического перевооружения производства масложировой продукции на ОАО «Евдаковский масложировой комбинат» введен в эксплуатацию новый цех по переработке растительных масел, не имеющий аналогов в Российской Федерации. Постоянно ведет работу по обновлению технологического оборудования Молочный комбинат «Воронежский». На предприятии внедряются новые технологии, отслеживаются современные направления в молочной промышленности не только в России, но и в мире. Самым передовым оборудованием шведского производства оснащено ООО «Аннинское молоко», что дает возможность предприятию выпускать молочные продукты высокого качества.
Департамент аграрной политики совместно с Общественным движением «Качество нашей жизни» является постоянным участником смотров-конкурсов пищевых продуктов, реализуемых на потребительском рынке области. В текущем году состоялись конкурсы по оценке качественных показателей хлебобулочных изделий, колбасных изделий, масла животного, сметаны, молока питьевого и других, которые показали, что проблемы с качеством выпускаемых продуктов имеются и у местных производителей: это МПК «Петровский» (село Новая Усмань — колбасные изделия), хлебозавод «Золотой колос» (хлебобулочные изделия), Воронежросагро (масло животное), и у производителей из других регионов — нестандартные колбасные изделия поставляют нам предприятия Москвы, Краснодара, Липецка, Владимира, Волгограда, Саратовской области. Фальсифицированная молочная продукция поступает из Курской, Московской области, Ставропольского края.
А. А. Измалков отметил, что самой острой проблемой поступления некачественного продовольствия на воронежский потребительский рынок из других регионов является проблема оперативного реагирования по пресечению поступления фальсифицированной продукции. Необходимо объединить усилия всех уполномоченных органов, призвать руководство федеральных торговых сетей к недопустимости сотрудничества с поставщиками некачественного продовольствия.
Другой важный вопрос — это ввоз в область импортного сырья, зачастую не только не соответствующего нашим ГОСТам, но и небезопасного для человека. Наряду с ужесточением контроля за качеством ввозимого сырья со стороны Управления ветеринарии Воронежской области ставится задача ускоренного развития собственного животноводства. Именно для выполнения этих целей в области реализуются инвестиционные проекты, направленные на увеличение объемов производства животноводческой продукции. Наибольший объем инвестиций вложен в развитие животноводства ООО «Лискобройлер», ООО «Воронежмясопром», ООО «Птицепром Бобровский», ОАО «Комбинат мясной Калачеевский» и многие другие предприятия.
Как отметил А. А. Измалков, говоря о проблемах качества продуктов питания, необходимо понимать, что контролирующие органы выполняют функции только контроля и надзора за безопасностью сырья и продовольственных товаров, но не за их качеством. Когда-то этим занимались Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, упраздненная 6 лет назад. Данный шаг был не совсем продуман и преждевремен.
Для кардинального решения данной проблемы целесообразно:
1. Усилить контроль и надзор за качеством и безопасностью пищевых продуктов, закупаемых для государственных нужд Воронежской области.
2. Установить жесткий контроль за производством и оборотом продукции, содержащей генно-модифицированные организмы.
3. Стимулировать увеличение объемов производства пищевых продуктов традиционного состава без использования ненатуральных компонентов.
4. Содействовать созданию и развитию на предприятиях пищевой промышленности лабораторий производственного контроля, внедрению международных систем контроля качества.
5. Стимулировать увеличение объемов производства пищевых продуктов лечебно-профилактического направления, обогащенных микронутриентами.
6. Содействовать формированию позитивного имиджа товаропроизводителей, выпускающих продукцию высокого качества.
7. Оказывать поддержку в развитии стабильных партнерских отношений между воронежскими товаропроизводителями и организациями оптовой и розничной торговли.
8. Осуществлять мероприятия по введению добровольной маркировки пищевой продукции, изготовленной без применения ГМО.
9. Постоянно проводить разъяснительную и информационную работу среди населения через средства массовой информации по вопросам качества и безопасности пищевых продуктов, а также защиты прав потребителей на получение полной и достоверной информации о составе и потребительских свойствах продуктов.
А. А. Измалков заметил, что осуществление намеченных мер будет способствовать совершенствованию системы контроля за качеством пищевых продуктов, что в конечном итоге позволит решить одну из основных проблем продовольственной безопасности области и здоровья граждан.
Также по второму вопросу выступила заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области О. А. Фуфаева. Она рассказала о проблемах контроля качества продуктов питания, реализуемых в Воронежской области.
Она отметила, что в связи с тем, что количество плановых проверок уменьшилось, количество жалоб от населения постепенно возрастает. В целом по качеству продуктов питания, реализуемых в Воронежской области, по результатам лабораторного надзора, который осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области, можно сказать, что качество продуктов ухудшается. Около 2% продуктов, которые у нас реализуются, являются небезопасными в эпидемиологическом отношении (рыбные продукты, алкоголь, молоко, кондитерские изделия). По санитарно-химическим показателям (показатели качества) около 2,7% продуктов являются небезопасными (алкоголь и пиво, молоко и молочные продукты, мясо и мясные продукты).
На сегодняшний день законодательство направлено в первую очередь не на то, чтобы проверяющий орган выявлял нарушения, а на ответственность самих производителей. От этого в основном и будет зависеть качество продукции, которая реализует у нас, и применение карающих санкций.
В этой связи важно:
1. Улучшение материально-технической базы перерабатывающих предприятий с оснащением современным технологическим оборудованием и автоматическими средствами контроля.
2. Обеспечение выполнения программ производственного контроля.
3. Проведение мероприятий по недопущению попадания на продовольственный рынок продукции потенциально опасной для здоровья населения, в том числе и на территорию Российской Федерации.
4. Информирование населения по вопросам безопасности и качества продукции, поступающей на потребительский рынок.
С докладом по данному вопросу также выступил председатель Комитета по предпринимательству в агропромышленном комплексе, генеральный директор ОАО «Новонадежденское» Н. В. Паринов. Он рассказал о проблемах и практике преодоления сельхозтоваропроизводителями и переработчиками барьеров при реализации своей продукции в торговых сетях и местах организованной торговли. Он выразил обеспокоенность по поводу ситуации на рынке продовольствия Воронежской области, наличия большого объема некачественной продукции, зачастую импортируемой из других стран. При этом продукцию местных производителей, превосходящую по качеству импортные товары, крайне сложно реализовать на территории Воронежской области. Готовую продукцию сложно сбыть в торговые организации, для которых главным показателем является цена, но не качество продукта. Крупные торговые сети предпочитают дешевую импортную продукцию.
За вход в торговую сеть нужно платить большие деньги. Зачастую данные организации не желают работать с мелкой скоропортящейся продукцией, такой как земляника, малина, вишня, яблоки, так как в отличие от импортных она не связана с генной инженерией, ничем не обработана и, соответственно, не может храниться при комнатной температуре неделю. В основном такая продукция реализуется на ярмарках, рынках, закрытие которых ударит по сельхозпроизводителю, приведет к повышению розничной цены на эту продукцию.
Н. В. Паринов отметил необходимость обеспечения равного доступа на продовольственный рынок организаций всех форм собственности. Важно для скоропортящейся сезонной плодово-ягодной продукции предусмотреть предоставление торговых площадей в крупных магазинах для местного сельхозтоваропроизводителя, что существенным образом повысило бы конкуренцию, повлияло бы на снижение цены для потребителя, повышение качества и увеличение объемов производства и потребления.
С докладом по теме продовольственной безопасности также выступил заместитель руководителя-начальник отдела развития инфраструктуры Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области А. И. Гошко. Он рассказал о ситуации и проблемах в области импортозамещения продуктов питания, реализуемых в регионе.
Он отметил, что внутренний рынок характеризуется достаточно высоким уровнем зависимости от импорта. За счет него формируется до 40% продовольственных ресурсов в целом по Российской Федерации.
Воронежская область на 70-80% формирует ресурсы продовольствия за счет собственных источников. Доля импорта достаточно велика, за 2010 год импорт увеличился почти в 2 раза и составил 840 млн. долларов США. При этом на долю продовольственных товаров и сырья в структуре импорта приходится почти 19%. Импорт продовольственных товаров и сырья из стран дальнего зарубежья составляет порядка 14 млн. долларов США, из стран СНГ порядка 2 млн. долларов США. Не всегда то, что завозится соответствует требованиям нормативов.
Департаментом совместно с Торгово-промышленной палатой, учеными разработана концепция областной целевой программы «Повышение качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Воронежской области». Данная концепция решает задачу повышения качества жизни населения как основы социальной стабильности общества за счет роста качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг, производимых и находящихся в обращении на потребительском рынке Воронежской области. Для достижения данной цели предполагается решение следующих блоков задач:
1. Стимулирование создания и продвижения средств индивидуализации воронежских товаров, которые производятся на территории региона.
2. Стимулирование увеличения объемов производства высококачественной пищевой продукции, отвечающей требованиям российских и международных стандартов качества.
3. Предотвращение поступления на областной продовольственный рынок опасной для здоровья и жизни населения продукции, а также некачественных и фальсифицированных пищевых продуктов.
А. И. Гошко сообщил, что для этого планируется внедрение системы добровольной сертификации и ее распространение на рынок, достижение максимального охвата рынка продовольственной продукции. В рамках программы запланировано проведение разъяснительной работы с производителями, потребителями, организация многочисленных ярмарок, смотров качества среди производителей Воронежской области, формирование и ведение базы данных по производителям и поставщикам, в том числе по недобросовестным, с целью обмена информацией между контрольными, надзорными и профильными организациями по вопросам качества и безопасности пищевой продукции.
В настоящий момент концепция дорабатывается и в ближайшее время будет направлена на согласование всем заинтересованным исполнительным органам государственной власти.

По результатам обсуждения Совет принял решение:
1. Рекомендовать президенту Воронежской топливной ассоциации С. В. Шишлакову предоставить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области информацию о контактных телефонах ОАО «Курскнефтепродукт» с целью проверки фактов отказа со стороны указанного хозсубъекта в реализации нефтепродуктов мелкооптовым покупателям.
2. Рекомендовать Правительству Воронежской области проводить публичные процедуры по предоставлению мест для автозаправочных комплексов.
3. Рекомендовать Правительству Воронежской области и Управлению Роспотребнадзора по Воронежской области усилить контроль и надзор за качеством и безопасностью пищевых продуктов, закупаемых для государственных нужд Воронежской области.
4. Рекомендовать Правительству Воронежской области содействовать созданию и развитию на предприятиях пищевой промышленности лабораторий производственного контроля, внедрению международных систем контроля качества.
5. Рекомендовать Правительству Воронежской области и Управлению Роспотребнадзора по Воронежской области более активно информировать население по вопросам безопасности и качества продукции, поступающей на потребительский рынок области.
6. Рекомендовать Правительству Воронежской области рассмотреть возможности и содействовать обеспечению равного доступа на продовольственный рынок организаций всех форм собственности. Предусмотреть предоставление торговых площадей в крупных магазинах для местного сельхозтоваропроизводителя, что существенным образом повлияло бы на снижение цены для потребителя, а также повышение качества и увеличение объемов производства и потребления.
7. Рекомендовать Правительству Воронежской области рассмотреть возможность создания сети магазинов воронежских товаров, в которых размещалась бы продукция местных сельхозтоваропроизводителей, а также предприятий малого и среднего бизнеса.

Дата проведения Совета: 
14 июня 2011, 00:00